Ежова Н.Г.,
Приходченко Т.Н., Шуляпова О.В.
(МГПИ им.
М.Е.Евсевьева, г. Саранск)
Развитие
общекультурной компетентности современной молодежи в условиях загородного
лагеря
За последние годы произошёл отрыв
значительной части нашего общества от духовно-нравственных ценностей, традиций
народа. Возникла необходимость в переориентации системы образования на
национальные интересы, построение её на народной основе. В настоящее время
вопрос о статусе народной педагогики достаточно актуален, центральной проблемой
становится этнопедагогическое осмысление процесса воспитания.
Уникальными возможностями для
удовлетворения интересов и потребностей разноуровневых и разновозрастных групп
детей, усвоения ими нравственно-ориентированных навыков работы в команде,
состоящей из представителей различных национальностей и культур, обладает загородный летний лагерь.
Формирование толерантных отношений происходит в процессе вовлечения их в мифологический мир эпоса, где герои преданий
учат подрастающее поколение жизни по законам добра и красоты.
СОК «Золотой колос» - одна из крупнейших
здравниц Черноморского побережья, где каждую смену отдыхают свыше 900 детей из
различных уголков России и ближнего Зарубежья.
Летом в 2009 году в «Золотом колосе» работал педагогический отряд
«Максимум» из Мордовского государственного педагогического института им.
М.Е.Евсевьева. Возглавляли отряд
опытные педагоги высшей школы, которые совместно со студентами осуществляли
педагогическую деятельность по разработке и внедрению современных технологий,
направленных на развитие общекультурной компетентности молодежи. В данной
статье нами представлена авторская
разработка квеста «Куйгорож».
Содержание мероприятия предполагает
знакомство не только с культурой титульного этноса (в данном случае с мордовским),
но и готовит учащихся к выходу в широкий многонациональный и поликультурный
мир, в котором предстоит жить молодым поколениям. Оно направлено на освоение
через культуру своего народа культуры соседних народов и мировой культуры.
В основе идеи мероприятия лежит несколько
принципов:
– интеграция мировой и национальной культуры (принцип
культурной целостности);
– ориентация на подготовку представителей национальности
к жизнедеятельности, как в регионе, так и в России и в мире в целом (принцип
открытости);
– максимальная ориентация на национальные и личностные
особенности учащихся, представителей различных национальностей, при организации
педагогического процесса (принцип
приоритета национальной индивидуальности);
– ориентация на превращения национально–регионального
компонента образования в активную силу культурного, социального, экономического
развития (принцип активности национальной культуры);
– установка на интеграцию комплексов национального
образования в единую систему, основанную на содружестве и сотрудничестве всех
наций в регионе (принцип содружества наций)
Квест «Куйгорож»
(по мотивам одноименной мордовской народной сказки)
Цель:
формирование целостного представления о культуре народов России; воспитание
толерантности (на материале мордовского эпоса)
Задачи:
-
формировать
общекультурную компетентность современной молодежи;
-
расширить представление
о целостности культурного наследия России;
-
формировать нравственную
позицию личности;
-
познакомить с
Республикой Мордовия (историческая справка, символика);
-
познакомить с
культурными традициями мордовского народа;
-
познакомить детей с
героями мордовской мифологии;
-
проникнуться
своеобразием музыкального фольклора посредством изучения песни «Луганясо
келунясь»;
-
прочувствовать
ритмическую основу мордовского мелоса через эмоциональное исполнение основных
танцевальных движений;
-
использовать игру «Раю,
Раю пропускаю», как активное «проживание» традиций мордовского народа;
-
развивать логическое
мышление;
-
способствовать сплочению
детского коллектива.
Реквизит:
сценические костюмы для персонажей, декорации
для каждой станции персонажа, символические обозначения – молнии, воды,
веточки, молотки, карта (отдается первой команде, быстрее всех раздобывшей
артефакт), Куйгорож; путевые листы.
Материал:
Музыкальный:
«Марш на мордовские темы»
Л.И. Воинов, «Луганясо келунясь», «Умарина», «Авкай молян», «Вирь череса»,
«Тю-тю бай, бай», «Пек вадря», «Туйтя, туйтя, пиземне», «В Солнечной Мордовии»
Г. Сураев - Королёв.
Поэтический: стихи мордовских поэтов.
Художественный:
иллюстрации
работ скульптора С.Д. Эрьзи.
Оборудование: презентация мордовской символики; музыкальное
исполнение народных песен - компьютер; музыкальные инструменты- гитары, шавома,
пенчт, пайгонят, кевень тутушка, румба.
Действующие лица:
Дед, бабка
Пурьгине-паз – бог грозы и молнии,
Шкай – высший бог,
Вирява – богиня леса,
Подружки Вирявы,
Эрьзя,
Кузнец.
Ход мероприятия:
(На фоне звучания
«В
Солнечной Мордовии» Г.Сураева-Королёва, выходят две девушки в мордовских национальных
костюмах).
Д.1.
Шумбрат! В переводе с мордовского языка «Здравствуйте»!
Д.2.Мордовия
– республика, которая входит в состав России. Главный город Мордовии – Саранск
(презентация)
Д.1.Первое
упоминание о «мордве» датируется 6
веком н.э. Мордовские племена селились в районах рек Мокши, Суры. Занимались
скотоводством, земледелием, охотой и рыбной ловлей. Мордва вошла в состав Руси
в 15в. Уже в 17в. создавались письменности на мордовских языках – эрзя и мокша.
Д.2.
Посмотрите – герб Мордовии. Обрамление золотыми колосьями пшеницы - развитое
сельское хозяйство. На щите в центре – символ города Саранска – изображена лиса
– это значит, что в лесах Мордовии водится много лисиц.
Д.1.
Флаг Мордовии – три полосы. Полоса тёмно-красного цвета символизирует понятие
«Жизнь», белая полоса – «Чистота намерений», в центре её – розетка – символ
солнца. Тёмно-синяя полоса – «Земля, напоённая водой».
Д. 2. Ты трудной дорогой,
Мордовия, шла
России держалась и голову несла.
Давали силы вольные Мокша, Сура,
Ты
духом была и осталась сильна и добра.
(
звучит «Марш на мордовские темы» Л.И.Воинова)
Разводка (театрализованное мини-представление).
Музыкальное
сопровождение. Звучит мордовская народная песня «Вирь чиресе».
(Бабка спит на печи. Дед будит её).
Д.: Акуль! Акуль!
(Просыпается бабка).
Д.: Есть
нечего!
Б.: Тьфу!
Напугал старый черт!
Д.: Правда,
хоть нечистого зови!
Б.: А шо?
Сказывали, в самой чаще леса растет великий и могучий дуб. В дубе том – яйцо
змеиное (Куйгорожем зовётся), кто его
добудет – богатым будет до конца жизни, не работая.
(Бабка провожает деда. Ему заступает за спину, он
обращается к детям).
Д.: Я, как
всяк мордовский мужик, трудолюбив и весел, гостеприимен и честен, и смекалка у меня есть, да старый стал… Что же
делать?.. Ребята, помогите найти Куйгорож. Для этого каждый отряд получите
путевой лист (раздаёт командирам отрядов) с условием: передвигаться по
территории пешеходной цепочкой.
Б.: Да говорят, оберегают его мордовские боги природы -
Вирява (богиня леса), Пурьгени-паз (бог
молнии), Шкай (бог воды), Вармава (богиня ветра) и другие. Боги знают много –
почитайте их и возможно они помогут вам. В добрый путь !
(Дети отправляются по станциям).
( в процессе игры на стартовой площадке исполняется
мордовская народная музыка в
современной аранжировке)
Станция Пурьгине-паза
1 приход детей
П.П.:
Шумбрат чи, ребята! Я, Пурьгине-паз, бог грозы и молнии. Я появляюсь на земле
со своей свитой в дождливую, ветреную, грозовую погоду. Кланяйтесь мне простые
смертные, кланяйтесь... Сейчас я расскажу вам одну историю, слушайте
внимательно, в ней ключ для дальнейшего пути. Как-то раз, без приглашения я
побывал в лесу у Вирявы, это ее возмутило! Между нами произошла ссора, которая
закончилась тем, что я, разозлившись,
спалил весь лес, оставив ей лишь одно дерево, которое она оберегает и по сей
день... Думайте, ищите... (задумавшись).
2 приход детей
П.П.: Вас
прислал ко мне Шкай? И что же вы хотите?.. Молнию? Просто так я вам ее не
отдам! Кланяйтесь мне, простые смертные, кланяйтесь! Несмотря на свою строгость
и грозность, я люблю развлечения. И сейчас хочу поиграть вместе с вами в игру,
которая называется «Раю, Раю, пропускаю». Свита моя, помогите мне. (2
человека составляют руками арку).
1 этап –
выстраиваемся в одну линию и проходим через арку, произнося слова:
«Раю, раю пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдет
И детей проведет».
Последнего в этой колонне оставляют мои помощники и он
отвечает на вопрос. («Щит или меч?». Щит – название одной команды, меч –
название другой. В итоге образуются 2 команды.)
Проведение 1 этапа.
П.П.: Второй этап игры: сформированные команды, зацепив
друг друга за талию, по сигналу, меряться силами в перетягивании друг друга.
Проведение 2 этапа.
П.П.: Порадовали вы меня. Это моя любимая мордовская игра. Возьмите свой
приз. (Отдает молнию).
Станция Шкая
1 приход детей.
Ш.: Шумбрат!
Я – Шкай. Изначально я обитал на камне в водах первичного океана; из моего
плевка в воде появился шайтан, которому я велел нырнуть на дно и достать землю.
Ведява.: Посмотрите на эту свистульку, она из глины и называется - кевень тутушка.
Вармава.: А я познакомлю вас с пайгонят – колокольчики на моём
поясе и шавома – дощечка, по которой я ударяла деревянным молоточком. Все
пляски мордвы сопровождаются мордовскими инструментами. Мордовское народное
музыкальное искусство – сокровищница души и таланта мордовского народа.
Станция Вирявы
1 приход детей.
В.: Шумбрат!
Меня зовут Вирява! Я покровительница леса, слежу за порядком в нем. Если кто-то
из вас заблудится – обязательно помогу найти дорогу домой; покажу грибные и
ягодные полянки, но только в том случае, если у вас доброе сердце. Если же вы
не несете счастье людям, то я могу напугать вас до смерти. Даже про меня
предание есть: люди говорят, чтобы охота была удачной, надо с собой брать
сказочника, который должен мне рассказывать сказки, а я должна заслушиваться да
и забывать о необходимости охранять подвластных мне зверей и птиц. Как
разозлюсь на них иногда…..А я ласку люблю:
Вирень тетькай, Вирь-авкай,
Садо мартон эрямо,
Садо мартон эрямо,
Вирьсэ пеньгень керямо.
Вообще же, я добрая, очень люблю веселиться и петь.
Просто обожаю мордовскую песню под названием «Луганяса келуня» (На лугу
березка). Разучим ее вместе, а мои подружки нам помогут. (текст 1 куплета
наглядно представлен)
Луганяса келуня, луганяса келуня.
Точк-мочк кумань терень келуня,
Вишке кумань кумань терень келуня.
(Разучивается 1 куплет песни под сопровождение баяна,
ударных инструментов –пенчт (деревянные ложки), кальхциямат (6 дощечек разной
длины), пайгонят (колокольчики), бубна,, трещоток. ВНИМАНИЕ! Необходимо точное
исполнения мелодики, текста, а также эмоциональный настрой при исполнении).
В.: Молодцы!
Спасибо огромное! Порадовали меня! Я давно не веселилась. Только представьте
себе! Закончилась вода в лесу. А мне она так нужна! Пурьгине-паз сжег мой лес,
у меня осталось всего лишь одно дерево, которое я берегу. А еще странность
– недавно, прогуливаясь по своим
владениям, встретила кузнеца, который так бежал, что снес половину листьев на
этом дереве. Уж как я рассердилась! А теперь вам пора уходить, но не как от
всех. От меня уходят пятясь! До скорых встреч!
2 приход детей.
Дети
приносят воду от Шкая.
В.: Спасибо
Вам за воду. Что?.. Что вы говорите? Нужно дерево? А просто так я вам его не
отдам. Песню мы разучили, но какая песня без танцев? Разучим мое любимое
мордовское танцевальное движение. Но сначала, посмотрите, на моих помощников, в
каких красивых нарядах будут танцевать девушки! Рубаха, «панар», украшается
вышивкой. Нагрудные украшения, «сюлгамы»- это бусы, медные и серебряные
браслеты, кольца, монеты. Пояс называется «пулай». Головной убор – «панго».
Красота… А теперь, повторяйте за мной и моими подругами танцевальные движения
(«потирание рук», «ёлочка», «ход с подскоком») и пытайтесь передать красоту
движений.
(Разучивание элементов мордовского танца.
Добиваться синхронности, артистичности).
В.: Порадовали, порадовали! Как мне не жалко, но придется
расстаться с деревом, вы его заработали! Держите.
Станция кузнеца
1 приход детей.
К.: Я
мордовский кузнец. Очень люблю дело, которым занимаюсь.
Мой край родной – мордовская земля
Тебе слагаю песни я свои,
Люблю твои раздольные поля,
Суры и Мокши быстрые струи,
Люблю твоих нарядов простоту,
Твои обряды, звучный твой язык,
Твоих сказаний смелую мечту,
Которой с детства я внимать привык…
Мордовия моя прославилась и сказками, и танцами, и
песнями…….
(Исполненяет
мордовские песни под гитару - «Авкай
молян мон вирев», «Тю-тю бай, бай», «Умарина»).
К.: Я пою и
работаю. Но вот беда – мне не из чего делать инструменты. Вирява на меня в
обиде и материал мне точно у нее не выпросить. Может, вы поможете мне? Я очень
надеюсь на ваше понимание. Сделайте доброе дело! До скорой встречи!
2 приход детей.
К.: Вы
принесли мне материал для работы! (восхищенно.) Благодарю вас! Что же вы хотите
за свою услугу? Молоток за дерево – это слишком много. Вот выучите со мной
небольшой фрагмент танца и получите его.
(Кузнец демонстрирует под вокальный аккомпанемент
элементы танца («выставление ноги на пятку», «полочка», команда повторят за ним
)
К.: Вот теперь вы его заслужили! Держите молоток!
Удачи вам!
Станция Эрьзи
1 приход детей.
Э.:
Шумбратадо, ребята! Я скульптор и художник, Степан Дмитриевич Нефёдов,
известный во всём мире как Эрьзя. Псевдоним
- название одного из племён мордовского народа – эрзя. Родился в селе
Баево (Мордовия) 27 октября 1876 в мордовской крестьянской семье. Окончил
Строгановское художественно- промышленное училище в городе Москве. Много
путешествовал и работал в Италии, Франции, Аргентине. Организовывал выставки,
на которых я выражал искреннюю любовь к жизни, красоте, людям. Поэтому мои
работы известны и знамениты на весь мир.
А началось все с того, что я заказал
одному итальянскому художнику картину с изображением моря. С тех пор у меня
появилась мечта – создать свою собственную галерею. Пополнять её я стал своими
картинами. Посмотрите на мои работы. (Представлены
репродукции картин и скульптур знаменитого художника, оформленные в виде
галереи.) Но с годами ко мне пришла идея, что воплощать свои замыслы могу
не только на холсте, я еще и в скульпторах. Работаю без эскизов и набросков,
использую эффекты естественной фактуры, природные формы дерева и других
материалов. Я люблю свой народ, его традиции, особенно танцы. И вот моё
задание. Возьмите музыкальные инструменты и сопровождайте исполнение плясовой
«Кштема». Остальные участники команды - самостоятельно танцуют мордовский
танец, передают зажигательность и весёлость музыки.
(Дети
исполняют движения и играют на шавоме, пенчте, кальхциямат, пайгонят, кевень
тутушке)
Э.: Спасибо
вам, ребята, восхитили меня. Ведь во время последней работы у меня сломался
основной инструмент, и это очень огорчило меня. Извините , но мне нужно
работать… До свидания!
2 приход детей.
(Дети
приносят молоток.)
Э.: Спасибо
вам огромное! Вы смекалисты, степенны и наверно знатоки! Ответьте на мои
загадки и получите свою разгадку!
Как называется
столица Мордовии?
Назовите
мордовские языки?
Что изображено
на гербе Саранска?
Какие
песни мордовского народа вы знаете?
Какие
музыкальные инструменты мордвы вы знаете?
Имя великого
мордовского скульптора?
Как звали бога
грозы и молнии?
Назовите мордовскую игру, в которую играли?
Э.: И
молоток мне раздобыли, и знания показали! Что же вы за это хотите? Держите
карту, которая укажет место расположения Куйгорож. Успехов в поисках!
Заключительный этап
Дети приносят Куйгорож, бабка и дед радуются. Главные
персонажи собираются на стартовой площадке, где торжественно вручается приз и
Куйгорож команде - победителю. Бабка и дед предлагают всем командам
одновременно исполнить песню «Луганясо келуня» (под минусовую фонограмму) и выполнить танцевальные движения,
разученные на станциях. (Образуются 2 круга, в центре внутреннего круга главные
персонажи показывают последовательность движений для всех). Завершающее дружное
исполнение песни и танца всем лагерем.
Таким образом, на современном этапе представляется
целесообразным обращать внимание детей на элементы и особенности этнических
культур - чем больше они узнают об индивидуальных особенностях разных культур,
тем понятнее им будут чужие поступки, взгляды. Следует находить имеющиеся в
каждой этнической культуре основания толерантности, воспитания в духе
открытости и понимания других народов, многообразия их культур и историй.