Философия/6.Методология науки
к.ф.н. Афанасьев Александр Иванович
Одесский
национальный политехнический университет
к.ф.н. Василенко Ирина Леонидовна
Украинская национальная академия связи им. А. С. Попова
Специфика
объектов гуманитарных наук
Гуманитарное знание отличается от естественнонаучного и других видов знания
специфическими дискурсами, теориями, методами и объектами. Специфика последних,
хотя они дискурсивно, теоретически и методологически «нагружены», часто
является определяющей при характеристике гуманитарного знания. Главная
особенность указанных объектов – их определение по принципу
взаимодополнительности, который имеет, как минимум, пять проявлений.
1. Активность и пассивность объектов гуманитарного знания. Существенно, что
объекты изучения гуманитарных наук нередко обнаруживают особую активность в
отношении знания о них и познающего субъекта. Знания гуманитарной науки создают
для таких объектов некоторые образы, которые они принимают, из-за чего
становятся пассивными или активными. Особенно это характерно для участвующих в
психологических и социальных экспериментах людей, некоторые из которых остаются
пассивными участниками, а другие вольно или невольно подыгрывают
экспериментаторам. Своеобразной активностью обладают и прошлые исторические
события, которые во многом выглядят и воспринимаются так, как их описывают
историки, а затем изменяют свой вид при их переописании другими авторами,
благодаря чему активизируется или «пассивизируется» их воспитательное,
идеологическое, политическое воздействие на потомков. В этом смысле,
по-видимому, невозможно представление таких объектов только по
«объективистскому типу», как существующих независимо от субъекта познания.
Принцип дополнительности позволяет рассматривать такие объекты одновременно как
объективно существующие и в то же время созданные, вызванные к жизни, субъектом
познания, его дискурсами, теориями, методами.
2. Уникальность и типичность объектов гуманитарного знания. Гуманитарные
науки в значительной степи ориентируются на уникальные объекты, такие как
отдельные личности, художественные произведения, исторические события. В то же время, гуманитарные науки не
чужды поиску общих закономерностей вообще, в том числе и относительно своих
уникальных объектов, что, собственно, и позволяет причислять их к рангу наук.
2. Изменчивость и устойчивость объектов гуманитарного знания. Объекты
гуманитарного знания сохраняют известную устойчивость, что позволяет
формулировать законы их функционирования, подобно естественнонаучным объектам.
Это характерно для ряда разделов социологии, культурологии и др. В то же время,
объекты гуманитарного знания подвержены изменениям, как минимум, в двух
отношениях. Во-первых, культура, история, язык, личность, произведения
искусства, творчество, мышление и другие объекты гуманитарных наук могут
изменять свою природу в зависимости от того, что это знание утверждает. Во-вторых,
со временем меняются юридические законы, моральные нормы, религиозные
верования, идеалы красоты, исторические или культурные оценки и интерпретации.
Но в изменении указанных феноменов гуманитарное знание обнаруживает такие же
важные смыслы, как и в их устойчивости. Известно, что истории рассказываются в
некоторой форме, с известных позиций, в определенном контексте, из-за чего
представляется далеко не вся описываемая реальность, да и то по-разному. Хотя
описание событий не являются исключительным изобретением рассказчиков,
поскольку говорит о реальных вещах и событиях, но сами вещи и события
представляются по-разному. Примером могут служить тексты в различных учебниках
по истории, когда одни и те же исторические события, действительно имевшие
место, выстраиваются в контекстах развития, прогресса или наоборот – упадка, не
говоря уже об идеологических интерпретациях.
3. Сложность и простота объектов гуманитарного знания, которая в
значительной степени определяется однородностью или напротив разнородностью их
описания. Во втором случае объекты гуманитарного знания, как правило, более
сложные, чем природные или технические, поэтому требуют для себя разнообразные
исторические, юридические, религиозные, литературные, психологические и др.
данные. Главным образом именно это не позволяет выработать в гуманитарном
знании те абстрактные формы, которые могут быть обработаны математическими
методами. Поэтому к гуманитарному знанию плохо применимы количественные методы.
Описание объектов как сложных требует междисциплинарных подходов. Например,
историческая антропология, интересуясь различными сторонами жизни человека, от
трудовой деятельности до религиозного экстаза, от биологических основ жизни до
менталитета, вступает во взаимодействие с лингвистикой и искусствоведением,
историей литературы, права, науки и техники, социологией и психологией, а также
со многими естественными науками от географии до биологии.
4. Общенаучные и специфические методы изучения объектов гуманитарного
знания. Гуманитарные объекты связаны
как с общенаучными, так и с особыми «понимающими» методами, например,
«вживания» в иную культуру. Это означает своеобразный настрой разума и чувств,
когда исследователь понимает, как и какие именно предметы знает, видит и чувствует
человек изучаемой культуры. У. Эко, комментируя свой роман «Имя розы»,
подчеркивает, что знает, как смотрел бы на искры костра или пожара средневековый
монах.
Вживание в чужую культуру не может быть единственным методом исследования.
Тем более, что в чистом виде оно невозможно, ибо невозможно переселиться в иное
время, забыть о собственной культуре, в которой живет и действует
исследователь. Другим методом, который присущ именно гуманитарному знанию,
является диалог культур, позволяющий лучше раскрыть смыслы исследуемых объектов.
5. Тесная связь гуманитарных
объектов с философией и обыденным сознанием. В новое время дистанцирование
субъекта и объекта в естествознании во многом детерминировало отделение физики
от метафизики, и естественные науки во многих случаях перестали нуждаться в
философско-онтологической и философско-методологической поддержке. А в
гуманитарных науках философская составляющая, по-видимому, неустранима.
Во-первых, дистанцирование субъекта и объекта во многих случаях здесь невозможно,
и «объективистский» подход неосуществим. Во-вторых, многие методы гуманитарных
наук формировались в русле соответствующих философских доктрин. В этом смысле удаляться
от философии будут не психология, история, социология и другие гуманитарные
науки, а их узкоспециальные разделы: психотренинг, история фабрик или секса,
социология спорта и т.п.
С другой стороны, слабая дистанцированность объекта и субъекта
обусловливает обращение к обыденному сознанию, к повседневным представлениям. В
естественнонаучном знании нет нужды обращаться к реальному опыту людей. Здесь
четко видно как сохраняется внутренняя логика теоретической мысли. Даже если
новое знание не вытекает из старого, задним числом устанавливают их
соответствие. Напротив, в гуманитарном знании теоретические идеи часто
взаимодействуют с повседневностью. Историк или культуролог порой однобоко представляет
историю общественной идеи или взглядов идеологов по аналогии с развитием
естественнонаучной мысли, когда анализируется связи идей, высказанные в разные
исторические периоды, их эволюция. Между тем, теоретические, идеологические,
теологические идеи, особым образом преломляются в обыденном сознании людей, порой
неузнаваемо изменяя свое содержание. Например, средневековое христианство,
представленное как конкретное содержание духовной жизни народов, а не как
собрание текстов, унаследованных от более ранних эпох, оказывается существенно
иным образованием по сравнению с евангельским учением или официальным
богословием.