Екатерина Сергеевна Федорова, доктор культурологии, кандидат филологических наук, профессор кафедры теории преподавания иностранных языков Факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В.Ломоносова.

Секция: История / 1.Отечественная история

Название: Фундаментальные культурологические проекты как эффективная модель освоения лакун отечественной истории: проект ФИЯиР МГУ «Возвращение культурного наследия семьи Альбрехт в Россию» и проект ГОУ ДМШ имени С.И. Танеева «Танеевский центр».

В последние десятилетия в резко менявшихся культурных ориентирах исторически многоукладной «культурной обстановки» России — вполне обоснованно — особый акцент в историко-культурологических исследованиях делался на маргинальных, экзотических субкультурах, в этом достигая определенных положительных результатов, оставляя  Меж тем в успешном воспроизводстве культурного статуса гражданского общества, стабильности взаимодействия и функционирования его разнородных «культурных стратов» и устойчивой самоидентификации членов многоукладного культурного сообщества немалую роль играют исследования основной, традиционной культуры: в связи с катастрофами и катаклизмами XX века, миграциями, репрессиями и многолетней «эпохой умолчаний» до сих пор остаются лакуны — или даже мы назвали бы их разрывами — в так называемой локальной истории, микроистории, истории каждодневной жизни, исторической антропологии, выделяющей построение психологической модели и мотиваций прошедших времен. Нельзя сказать, чтобы в этой области не было значительных прорывов — достаточно назвать исследовательский центр имени Ю.Л. Бессмертного (РГГУ), однако «области неведения» столь значительны, что и огромность неожиданных исторических находок им не уступает. Таково, в частности, еще пять лет назад не ведомое даже специалистам России наследие русско-немецкого композитора и исследователя-теоретика Георга фон Альбрехта (1891-1976)[i]. Волею судеб ученик Танеева и Глазунова оказался оторванным от родины, социокультурной среды, для которой им в своей жизни отводилось очень значительное место, однако он сумел никогда не разорвать с ней внутренней творческой связи, страдальческой и яркой.

Масштаб этой фигуры не мог бы быть очерчен столь ясно, как он видится нам сегодня, если бы исследования о Георге фон Альбрехте не были включены в контекст фундаментального проекта, как все академические научные проекты, предполагающий долголетнюю кропотливую текстологическую, переводческую и комментаторскую работу. Фундаментальные проекты, увы, ныне не слишком популярны, уступая место выполнению прикладных, следовательно практически значимых, жестко ограниченных во времени и тематике. Однако значение «практического выхода» фундаментального проекта «Альбрехт», как будто и не предполагающего непременных практических результатов, бесспорно. Более того, его несомненными творческими «высотами» стали неожиданные, «побочные» эффекты — которые возникают именно в результате глубоких и пространных научных штудий, вовсе не рассчитанных на сиюминутную отдачу. Так, невольно коснувшись творчества старшего брата композитора, Михаила Альбрехта,— в результате открыли нового писателя Серебряного века. А специально сделанный для проекта сыном Георга фон Альбрехта, знаменитым германским филологом Михаэлем фон Альбрехтом[ii] экворитмический перевод либретто оперы «Отче наш»[iii], в мае этого года дал возможность состояться в России мировой премьере. Опера впервые увидела свет в рамках «Дягилевских сезонов» в Перми (реж. Георгий Исаакян).

Приведем несколько примеров. Таким же свойством, на наш взгляд,— инициировать и не ожидаемые результаты, обладают: фундаментальный проект «Русский мир» ФИЯиР МГУ, включающий многочисленные публикации и фильмы о подробных деталях быта, нравов, обычаев русского народа — проект для разных стран, но это и проект о русских для русских; это и публикаторский проект историка академика С.О.Шмидта, настойчиво и тщательно собирающего мемуарно-литературные свидетельства — часто безвестных авторов — об ушедшей эпохе московской жизни, мелочах обыденности, традициях и укладах разных сословий: эта мозаика постепенно стала составлять обширную историческую картину нашего недавнего прошлого — ибо колоссальная часть российской культуры творилась и воспроизводилась на Арбате. И им же возглавляемый проект московского правительства: Энциклопедия «Москва». А также образовательно-просветительский проект Центр Танеева — в родовом московском имении Танеевых в Чистом переулке — осуществляемый школой С.И.Танеева под эгидой Московского правительства, и функционирующий во взаимосвязи с танеевским уже упомянутый проект «Возвращение культурного наследия семьи Альбрехт в Россию», осуществляемый университетом, но и во взаимодействии с школой Танеева.

         Остановимся на последних двух проектах.

Танеевский проект это тоже фундаментальный проект, но совершенно другого рода. Если проект Альбрехт по преимуществу строго исследовательский, то танеевский — прежде всего образовательный. Но именно второй дал жизнь первому…

Итак, значимые фигуры русской культуры особенно востребованы сегодняшним обществом в эпоху ломки привычного экономического и следовательно социо-культурного обихода. Культурный опыт, реализованный в деятельности Сергея Ивановича Танеева, охватывает четыре стороны: просветительскую, педагогическую, творческую, администраторскую. Общеизвестно, для музыканта особенно существенным оказывается ранний этап обучения: именно в этом поле — детской музыкальной школы — плодотворно прививать главные принципы российской музыкальной культуры. «Фоновые общекультурные музыкальные знания» — это не только правильно сформированная почва для дальнейшего развития взрослого музыканта. Но это и своего рода «защитный культурный слой», профессиональная опора молодого человека в сложных обстоятельствах реальной жизни, ему предстоящей, где в самой основе образования этическая и эстетическая компоненты едины.  До сих пор русская музыкальная Школа сохраняла первенствующую позицию в мире. Но если сейчас интенсивно не заботиться о самом младшем ее звене, через несколько лет, на каком-нибудь Международном конкурсе, как на недавней спортивной Олимпиаде, может оказаться, что позиции ее ослаблены, как были ослаблены позиции российского спорта именно в связи с тем, что в какой-то период перестали курировать детские спортивные школы. Как сочетать процесс обучения с элементами исследовательско-просветительской и музейно-мемориальной работы, если речь идет о детях? На такого рода эксперимент решилась Детская музыкальная школа имени Сергея Ивановича Танеева, находящаяся, в сущности, в историко-культурном заповеднике Москвы, в одном из старинных переулков Арбата. Самое расположение школы, ее историческая судьба — а она находится в родовом имении семьи Танеевых в Чистом переулке (бывшем Обуховом) — определенным образом продиктовало концепцию. Правительство Москвы передало дом, где жил и работал Танеев, школе им. Танеева — для создания на ее базе Детского государственного образовательного профессионально-музыкального Танеевского центра.

Девятилетним мальчиком, в 1865 г., Сергей Иванович Танеев впервые увидел Москву, приехав из Владимирского имения и поселившись с семьей в особняке на Пречистинке. С тех пор уютный домик принял и вместил множество известных и неизвестных, великих и незаметных, поскольку притягательна была личность Сергея Ивановича.

Для современных музыкантов Танеев значим не только как композитор, теоретик, пианист, но еще и как безупречный педагог, учитель молодежи, автор общественно-значимых музыкальных «поступков», которые повлияли на всю московскую музыкальную жизнь не только в начале XX века, благодаря чему он исторически имеет право на Центр и музей. С.И.Танеев возглавлял «Музыкально-научное общество», члены которого учредили Музыкально-теоретическую библиотеку, сыгравшую серьезную роль в ознакомлении русского общества с русской музыкальной классикой, и после 1924 года вошедшую в состав Библиотеки Московской консерватории. С помощью Танеева была организована первая в России Народная консерватория. Танеев считал своим долгом просветительскую деятельность среди бедных слоев Москвы, участвуя в работе Пречистенских курсов для рабочих. В это счастливое в культурном отношении для России время среди интеллигенции многие видные профессора университетов России, консерваторий Петербургской и Московской считали своим долгом преподавать в гимназиях и школах, а также участвовать в образовании людей, к нему тянувшихся, но своевременно его не получивших.

Приверженный классической музыке, теоретик и ученый, Сергей Иванович считал необходимым уделять внимание изучению фольклора и популяризации русской музыки. В Москве его называли «мировым учителем» а также «совестью русского народа». Петр Ильич Чайковский, после смерти ректора Московской консерватории Н.Г.Рубинштейна, желая спасти ее от дрязг мелочной борьбы, добился назначения на эту должность Сергея Ивановича Танеева, «человека безупречной нравственной чистоты и превосходного музыканта. В нем я вижу якорь спасения консерватории»,— пишет Чайковский.

Первое направление деятельности: Проект Танеевский центр стремится создать не только музыкальную, но и визуальную среду для развития детей. Известно, что в XX веке стремительное развитие дизайна — на стыке искусства, промышленности и потребностей быта — означало не только стремление людей к комфорту, но и потребность гармонизировать вокруг человека пространство, создать психологическое и эстетическое равновесие.

         По данным исследований архитекторов, культурологов и психологов, одинаковые застройки, стандартно оформленные помещения вызывают агрессию в сознании подростков. Правильно выстроенный визуальный ряд необходим для гармоничного воспитания любого ребенка. У детей и юношества — неосознанная потребность постоянно видеть прекрасное и гармоничное. Первое в проекте Танеевского центра — позволить детям заниматься как бы внутри мемориальной экспозиции, исторически знакового, эстетически организованного пространства, связанного с реалиями времени, ознаменованного высоким взлетом отечественной культуры. Мобильная музейная экспозиция, созданная внутри «учебного пространства», силами и технологиями современного дизайна, должна создать среду обитания, где у ребенка эстетически работает и воспитывается не только слух, но и зрение, вырабатывается ретроспективное историко-эмоциональное восприятие персоналий и судеб российской культуры — в числе других и эта методика должна стать одним из важных воспитательно-образовательных факторов. Музей-центр научит детей существовать в творческой среде живого взаимодействия новых достижений музыкального мастерства с высоким прошлым нашего искусства.

Вторым направлением можно назвать стремление к синтезу культурных отраслей. Во многих социологических работах отмечено, что мощное развитие профессионализма в различных отраслях искусства, с одной стороны, а с другой — жестко конкурентная специфика современного общества — явственно обозначила разрыв «профессиональных цехов», их глубокое обособление друг от друга. И если нормой для интеллигента XIX и первой половины XX вв. было обязательное гармоничное знакомство  со всеми областями художественного творчества, то в наше время это качество становится удручающей редкостью. Развивающееся отделение разных отраслей культуры лишает ее целостности и целесообразности, а главное, мотивации изучения. Преодоление чрезмерно узкой специализации современного профессионального искусства — одна из задач Танеевского центра, чему способствует география места — культурно-исторический заповедник Арбата, Воздвиженки, Остоженки и Пречистенки, — единый комплекс, самим местоположением способствующий развитию межотраслевых художественных связей. Следует заметить, что уже и сейчас воспитанники школы привыкают давать концерты на выставках, в музеях Арбата, на междисциплинарных детских фестивалях, где внимание уделяется не только звуку, но пластике, цвету, линии.

Третье направление деятельности рождено потребностью  к объединению в качестве ассоциированных членов Таневского центра всех российских (и зарубежные) музыкальных учебных заведений, носящих имя Танеева (и общества его имени). Многие крупные музыканты прилагают серьезные усилия к тому, чтобы интересные, глубокие и оригинальные произведения Танеева звучали на большой сцене. Но в последнее время Танеев как композитор почти забыт и мало исполняется. Танеевский центр должен сделать регулярными Музыкальные собрания этих учебных заведений, связанные с современными исполнительскими интерпретациями как музыки Танеева, так и шире — музыки его круга и времени.

Четвертый круг задач связан с взаимоотношениями и обменом опытом Москвы и разных городов России. Всем известно, что музыкальные работники немосковских культурных учреждений часто поставлены на грань вымирания, испытывая и материальную нужду, и недостаток учебного обмена опытом, поля реализации. Дать возможность провинциальным силам выявить свои профессиональные умения Центр видит как свою непосредственную задачу. Такие выступления порой оказываются для молодых талантов провинции единственной возможностью заявить о себе, дают шанс к реализации будущего профессионального пути. Неотъемлемой частью деятельности Центра уже стал Международный Танеевский конкурс русской музыки.

Пятое направление деятельности — это необходимость сохранить приоритеты изучения творчества Танеева в России. Мало изучается теоретическое наследие Танеева, по словам видных современных теоретиков, требующее детальной разработки, современного осмысления. И в этой области творчества С.И.Танеева стали опережать Россию зарубежные исследователи — научные центры в Японии, в Германии — российские исследователи не должны отставать в изучении теоретических взглядов композитора. Между тем, за последние годы немногие из теоретиков брались за эту тему.

Главной задачей Центр Танеева видит формирование норм профессиональной культуры, которую никак не получается изучать с детьми по отвлеченным моделям. А вот конкретные событийные и личностные новеллы о людях, то, что можно назвать «сюжет в истории»,— формируют образ профессиональной этики. Таков исторический сюжет — Танеев и его направление: он во многом создал нравственный эталон общественного поведения музыкантов. На рубеже веков именно Танеев внес наибольший вклад в развитие русской музыки с точки зрения широкого просвещения в этой области. Сергей Иванович был одарен способностью не только реализовывать личные творческие задачи, но также решать творческие задачи большого коллектива, требовательно поднимая учебный уровень консерваторских студентов, резко увеличив сложность учебных планов. Чрезвычайно поучительно — Танеев умел находить такие административно-творческие решения, что его жесткий профессионализм не становился препятствием в проявлениях естественной человечности, которая, в свою очередь, служила только на пользу музыкального просвещения. Так, по его настоянию в консерватории было открыто педагогическое отделение класса фортепиано — для музыкантов, не обладающих виртуозным дарованием, но способных к профессиональной деятельности.

Важно, что Сергей Иванович был чрезвычайно скромным, порядочным человеком, умел установить высокую моральную планку в отношениях с коллегами и учениками. Одаренность профессиональная вовсе не обязательно сопровождается одаренностью душевной. Эти качества должны воспитывать педагоги, но не нравоучительно и отвлеченно, а на конкретных примерах реальных судеб, таких, как судьба и путь С.И.Танеева, достигшего высот в специальности и умевшего принимать правильные решения в переплетениях сложных жизненных и профессиональных обстоятельств. Юным музыкантам важно знать о беспощадной требовательности, критичности Танеева к себе в каждодневном труде.

В области музыкальных профессий именно Танеев задал тон в тех аспектах реальной жизни, где приходится действовать музыканту, создал манеру поведения, которая может восхищать, умилять, вызывать критическое отношение, но это то мерило человеческой душевной и профессиональной порядочности, которое трудно забыть, нелегко оттолкнуть, Ученик Танеева Сабанеев писал: «Сергей Иванович был не только музыкантом. Музыкальная сущность его природы не покрывала его целиком. Быть может, еще более значителен его облик как человека, как изумительной, неповторимой моральной личности… Быть может, именно в малом, в мелком и повседнев­ном — в этой самой текущей жизни и ее мелочах, которые способны, как известно, принизить то, что кажется наиболее величественным и гран­диозным «со стороны», — именно в этой малой обстановке вырисовыва­ется Танеев — одна из тех немногих личностей, которые не проигрывали от близкого знакомства и которым «мелочи жизни» были безопасны»[iv].

Итак, Танеев был выдающимся педагогом, занимался с учениками бесплатно, по индивидуальной программе, учитывающей их оригинальный творческий потенциал. В число таких учеников попали те, которые позже стали деятелями музыкальной культуры первой величины (Скрябин, Рахманинов, Глиэр, Метнер, Гольденвейзер, Игумнов, Альбрехт и пр.) Но если первые имена — у всех на слуху, то последнее до сих пор знают единицы. Это имя возникло в поле интереса школы исключительно благодаря Танееву.

Как упоминалось, фундаментальные, долголетние проекты, как нам кажется, именно сейчас нужны в России: результаты их развития, как правило немыслимо предугадать заранее, а следовательно доложить начальству, но очень часто неожиданные ответвления и открытия становятся значительным плодом творческого процесса. Десятилетие назад русский латинист Н.А.Федоров на Международном латинском конгрессе в Испании  рассказал немецкому латинисту Михаэлю фон Альбрехту о Танеевском центре. Оказалось, что отец филолога — композитор, в своем российском прошлом — ученик Танеева. Танеевский проект предполагал изучение школы Танеева в современном европейском культурном пространстве. Так, естественным образом возник другой проект — уже в недрах МГУ имени Ломоносова проект не только музыкальный, но и текстологический и литературный «Возращение культурного наследия семьи Альбрехт в Россию». Здесь особое место  занимает возвращение шедевров отечественного искусства на родину, потеря которых для родины связана с известными трагическими историческими катаклизмами XX века: гражданской и отечественной войнами, эмиграцией крупных деятелей культуры и пр.

По сей день мало известно, что некоторые из учеников Танеева — оказавшись в эмиграции — развивали принципы русской теоретической музыкальной школы внутри европейской традиции, обогащая ее, но в то же время оставаясь в своем музыкальном творчестве представителями русской музыкальной культуры. Итак, проект открыла — при финансовой поддержке школы Танеева — книга ученика Сергея Ивановича Танеева, позже — видного европейского композитора — Георга фон Альбрехта «От народной песни к додекафонии».

Георг фон Альбрехт — ученик Сергея Танеева и Александра Глазунова, близкий соратник Владимира Ребикова, он находился в сложных творческих взаимоотношениях с крупными композиторами XX века, напр., Стравинским и Хиндемитом, — его называют русско-немецким композитором, его музыка знаменует значительный, но почти не изученный в России период развития, оказавший влияние на мировую музыкальную культуру. Так, по словам Михаэля фон Альбрехта: «Интересно, что строгость обучения Танеева не «поработила» Альбрехта, а — напротив — помогла ему освободиться от тогдашних модных течений и найти свой собственный творческий путь. Без уроков у Танеева развитие творчества Альбрехта немыслимо. Таким образом становится понятным, до какой степени Альбрехт является представителем русской музыки, поскольку даже те черты его творчества, которые могут показаться «западными», — влечение к полифонии и вообще к теории музыки — усовершенствовались на уроках у Танеева».

Философско-культурологический замысел оперы. В 1921 году Георгий Давыдович фон Альбрехт задумал написать оперу на христианский (или, скорее, общечеловеческий) сюжет, приступил к работе, которая была прервана арестом композитора и его жены (связанным, как говорят, с поступившим доносом о том, что Альбрехт пишет подобное произведение). Он понимал, что в России, после ареста, только чудом избежав расстрела, он продолжить работу над оперой больше не сможет. Собственно, и причина отъезда Георга фон Альбрехта в эмиграцию — творческая: композитор думал, что ему удастся за границей закончить эту русскую оперу, как свое завещание России. Чтобы описать свое жизнеощущение, свое восприятие пережитых страшных событий, композитору хотелось использовать и русские народные мелодии, и греческую литургию. Причем описать не с политической точки зрения, а с человеческой. Главная тема его оперы — даже не глубинный смысл молитвы «Отче наш», хотя это играет, безусловно, большую роль в произведении, но прощение, как сущностная основа восстановления возможных взаимоотношений между людьми в трагических провалах исторических катастроф, когда человеческие отношения неизбежно разорваны. Вот основная идея оперы.

Этический смысл оперы. Стержень оперы: личность не исчерпывается идеологией, за которую отдать жизнь — далеко не редкость — во всей мировой истории. Однако помимо идеологии есть более глубинные аспекты, которые и связаны с бессмертием души, с дорогой к Богу. Для автора нет безусловной правды ни на стороне белых, ни на стороне красных. Это символическое прощение, приносимое современником тех событий, разделивших Россию  как будто непроходимой пропастью на одних и других. Прощение «погорельца», как он сам себя называл, пришедшее как будто и из тех времен, и издалека, из «другого мира», из Западной Европы. Георг фон Альбрехт, никогда не переставший мучаться гибелью отца (погибшего в одном из первых концлагерей для «стариков из бывших»)  и любимого старшего брата (арестованного по оговору провокатора и расстрелянного в начале 20-х в Петрограде), имеет на это полное право. Из его уст это предложение примирения ценна, протянутая рука значима. Здесь по-настоящему есть глубокие основания мира прошлого с настоящим, взаимодействия русской культуры и западной. Сама жизнь композитора была как будто примером этой возможности. По крайней мере, именно исторически к этому завещанию Георга фон Альбрехта следует прислушаться всерьез.

Сюжет оперы. Как уже говорилось, идея оперы — поиски возможного единения людей среди (и вопреки) непримиримых философских, мировоззренческих, жизненных разногласий. Ключевым является символическое стихотворение о «немом» и «глухом», то есть о людях, которые волею обстоятельств, различий жизненных принципов, мироощущения в этом мире не могут не быть разобщены. Мысль и чаяние автора: и здесь, и в этом «разорванном» мире возможно услышать, увидеть друг друга,— пусть на мгновение,— через веру в Христа, через милосердие или, если угодно, — в житейском понимании,— через сердечную «слабость», иррациональную и необъяснимую, но божественную в высшем понимании милосердия. «Оставить долги» врагу, обидчику — эту фразу каждый христианин произносит в молитве «Отче наш», как бы заранее утверждая: «я забываю долги ближнего, и потому Отец Небесный забудет мне мои долги». У потерпевшей после революции полный житейский крах девушки Марии (имя, конечно, символично) отнимается самое дорогое, еще остававшееся, — родной брат, погибший от руки — с ее точки зрения — безусловного злодея. Христианская молитва кажется ей противоречащей всему устройству мира и потому непроизносимой до тех пор, пока она не поступает именно так — не «оставляет» злодею его «неоплатные» (в понимании девушки) и страшные «долги», вопреки логике житейского мира и в противоречии с житейским здравым смыслом. Таким образом, действие развивается вокруг главных героев — Марии, ее брата Павла, бывшего белого офицера, ставшего церковнослужителем, и Василия, красного командира, а в прошлом — молодого человека из той же дореволюционной культурной среды.

Следует обратить внимание: автором задумано, чтобы «белого» и «красного», (в определенном смысле «немого» и «глухого», избравших противоположные идеологические установки и пути) пел один певец. Здесь указание на то, что личность не исчерпывается идеологией, за которую во всей мировой истории отдать жизнь — далеко не редкость. Что помимо нее есть более глубинные личностные свойства, которые и связаны с бессмертием души, с дорогой к Богу. Для автора нет безусловной правды ни на той, ни на другой стороне. И хотя композитор покинул Россию после революции, вряд ли его взгляды можно было бы назвать слишком «правыми» или «враждебными», скорее напротив, он даже симпатизирует социализму в гуманном смысле (как более совершенному устройству общественных взаимоотношений между людьми, что видно из многих рассуждений в его книге и из жизненных поступков).

Главные действующие лица: Cвященник Михаил и дьякон Павел, бывший белый офицер; авторская ремарка: «В опере два священника: молодого и воинственного убивают, старшему досталось в удел увидеть ряд событий с точки зрения непреодолимости  судьбы и смирения перед ней».

Командир Красной армии, бывший студент Василий задуман автором как «хороший человек»), а политкомиссар Махдú — «безжалостный карьерист», демоническая фигура, некий «русский Мефистофель», для которого любые идеологии — пустые оболочки, в которых он прячет равнодушное ко всему миру, безмерно самовлюбленное и такое же пустое «я».

Мария, сестра Павла, — центральный персонаж оперы, переживая гибель брата и неся в себе самые тягостные чувства по отношению к врагам, погубившим брата, не находит в себе душевных сил испытывать к ним христианское чувство; на протяжении всего действия оперы в душевной борьбе старается молиться. Но дочитать «Отче наш» до конца, смогла лишь тогда, когда попыталась спасти Василия, командира врагов, предложив ему переодеться в рясу убитого.

Появление новой значительной оперы — всегда культурное событие общеевропейского масштаба, возникновение же почти из небытия новой русской оперы настоящего композитора русской классической школы, чье творчество в России еще ожидает интерпретаций специалистов, интереса слушателей,— явление еще более яркое, потому что новые произведения столь монументального жанра и такой глубины и сложности можно пересчитать по пальцам. Как мы знаем из многочисленных мемуарных и критических или исследовательских свидетельств, тексты опер, как правило, играют служебную роль и в лучшем случае удобны для исполнителей и сценического действия. В данном случае следует говорить о самостоятельном значении текста оперы.

Всякий раз, как возникала возможность постановки оперы на европейской сцене, но обнаруживалась возможность тенденциозного антироссийского прочтения смысла оперы, композитор мужественно отказывался от его воплощения. Георг фон Альбрехт мечтал, чтобы произведение было поставлено на российских оперных сценах.

Это стало реально возможным благодаря напряженной работе над международным проектом «Альбрехт»,  осуществляемой МГУ совместно с сыном композитора, выдающимся ученым Михаэлем фон Альбрехтом.

В заключение необходимо вернуться к тому, что проект открывает российскому читателю доселе неизвестное имя писателя Серебряного века Мищенко-Атэ (Михаила Альбрехта (1880-1920), родного брата композитора Георга фон Альбрехта, расстрелянного на пороге своего сорокалетия большевиками). Его драматургические произведения — новая страница истории русской литературы, содержание и профессионально выписанная драматургическая структура делает их актуальными для современных постановок в российских театрах. Наследие казалось навсегда похороненным в руинах эпохи Серебряного века, меж тем обрело новую жизнь в книге «День испытания»[v]. Без интенсификации такого рода проектов, как «Танеевский центр», «Русский мир», «Арбатский архив» — в масштабах РФ, без активного содействия фундаментальным штудиям мы не видим перспективы удержания позиций русской исследовательской академической школы на прежнем уровне.

 



Литература

[i] Георг фон Альбрехт «От народной песни к додекафонии. Воспоминания музыканта», перевод Е.С. Федоровой, ред. Михаэля фон Альбрехта. М. Аграф, 2006

[ii] Михаэль фон Альбрехт. Путешествие моей жизни. М., Лабиринт, 2010

[iii] М. фон Альбрехт, Федорова Е.С. Опера как литературный жанр: поиски синтеза в искусстве в первой трети XX века. Георг фон Альбрехт. «Отче наш или Прощение» (1921-1938). Изд. Центра оперативной печати ФИЯиР МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007

[iv] Л.Л.Сабанеев Воспоминания о Танееве.— М.: Классика XXI, 2003.— СС. 5-6

[v] М.Д. Мищенко-Атэ. День испытания. М., Лабиринт, 2008.