Добровольская
Л.В.
Северо-Казахстанский
государственный университет им.
М.Козыбаева, Казахстан.
Практика современного
школьного музыкального образования в Казахстане и казахские национальные
традиции.
Сегодня
не только в Казахстане, но и всём мире одной из актуальных
проблем современности становится сохранение и возрождение культурно-исторического наследия
прошлого, важнейшим из компонентов которого является этническая педагогика с ее
богатыми прогрессивными традициями и опытом воспитания подрастающего поколения.
Актуальным становится соединение традиции и опыта этнопедагогики с
методологическими положениями педагогической науки в решении воспитательных
задач. Нигде в мире практически не существует моноэтнических государств, все
государства полиэтнические. К числу таких полиэтнических, государств относится
и Казахстан. Поликультурное
образование является важной составной частью современного общего образования, которая
направлена на межэтническую интеграцию и способствует уяснению общего и особенного (уникального) в
традициях, образе жизни, культурных ценностях рядом живущих народов, воспитанию
молодежи в духе взаимного уважения[2,с.10].
Каждый человеческий
индивид выступает одновременно в двух ипостасях: он воспринимает себя представителем
рода человеческого и вместе с тем как члена определенного
этноса, нации. Как представитель
человеческого рода, как личность, индивид выступает в качестве носителя
общечеловеческих ценностей. Для него несомненное значение имеют ценности
свободы, добра, истины, красоты и т.д. Как представитель определенного этноса
или нации, индивид разделяет ценности этого этноса или нации. Он любит свою
Родину, гордится принадлежностью к своему этносу, чтит свой язык, культуру, историческое
прошлое своего народа и т.д. Речь идет об адекватном соотношении «общего,
особенного и единичного» в педагогическом процессе и содержании образования.
Под общим следует понимать общечеловеческие ценности, под особенным — общеказахстанские ценности, то
есть те, что присуще этносам Казахстана, под единичным — то, что присуще каждому этносу в отдельности, т.е. его самобытности. Перед
педагогикой в этой связи встает проблема переосмысления ценностных ориентиров
воспитательных теорий. И здесь непреходящее значение приобретает овладение
народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам традиционной народной культуры. При этом наблюдается тенденция, когда поликультурное
образование многие понимают как образование для этнических меньшинств, т.е.
идет как бы разобщение национальных меньшинств и коренного этноса, тогда как
основная задача поликультурного образования — это образование в
многокультурной среде, когда дети познают культуру друг друга. К вопросу
о роли этнокультурной традиции в свое время обращались
представители западной, восточной и русской философии: Аль-Фараби, И. Г.
Гердер Э. Дюркгейм, Н.Я.Данилевский, О.Конт, Д.С.Лихачев, А.Г.Спиркин. О.
Шпенглер, В.Ф. Эрн, и др. Освальд Шпенглер считал, что « каждая культура – исторически уникальный организм, обособленный от других»[4,с.207]. Некоторые
исследователи, говоря о поликультурном образовании, считают, что следует
ограничиваться лишь сферой культуры, не касаясь этнического. По нашему
глубокому убеждению, это также может привести к очередному заблуждению, ибо
такая точка зрения методологически не состоятельна. Воспитание поликультурной личности — такой же длительный
процесс, как и воспитание других человеческих качеств. В ходе своего
многокультурного становления учитель и ученик проходят несколько ступеней и
уровней: Толерантность; Понимание и принятие другой культуры; Уважение культуры
и утверждение культурных различий. Приобщение
школьников к национальным традициям
средствами этнографической культуры очень важно, потому что дает возможность каждому из нас понять, как
все мы неповторимы, убедиться в непреходящих ценностях и общности человеческих идеалов. Анализ
многочисленных этнокультурных
источников, научной литературы по проблемам сохранения и преумножения традиций казахской музыкальной
культуры (М.Х.Балтабаев, Р.Р. Джердималиева, Ш.Б. Кульманова, К.Ж. Кожахметова, А.И. Мухамбетова, С.А.
Узакбаева) позволил нам выделить те моменты, которые можно отнести к традиционным в
системе музыкального воспитания казахских детей, сформированных веками — это игра на национальных музыкальных инструментах, импровизационность, как основная форма
музицирования на национальных музыкальных инструментах, диалог в инструментальном исполнительстве, как форма
соревнования между двумя или несколькими музыкантами. В последнее
десятилетие учеными Казахстана ведутся интенсивные исследования в области
этнической педагогики и народного воспитания. Так, группой ученых НИИ им.
И.Алтынсарина под руководством К.Б.Жарикбаева и С.М.Калиева изучение проблем
осуществлялось и осуществляется в рамках этнопедагогики. В научных трудах
казахстанскими исследователями
(Ж.Акпарова, Т.Иманбеков, Ж.Сакенов, К.Сейсембаев, К.Кожахметова С.Узакбаева, и
др.) поднимаются проблемы семейной этнопедагогики, воспитания детей дошкольного
и младшего школьного возраста на материалах казахской народной педагогики,
проблемы воспитания школьников средствами народной педагогики, проблемы
музыкально-эстетического воспитания учащейся молодежи средствами
традиционно-художественной культуры [1,с.234]. Большое значение в приобщении детей к фольклору имеет
этнографическая подготовка учителя, которая нужна для того, чтобы педагог умел
«включить» детей в фольклор как в творческое действо, не разрушая его синкретической
основы. Приобщение к традициям народа
особенно значимо в детские годы.
Ребенок, по мнению Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума,
ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное
наследие этноса через включение в культуру и социальную активность [3,с.46].Особенности развития
детей младшего школьного возраста, проявляющиеся, прежде всего, в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов,
существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых. Всё это
даёт основание предположить следующее: период пяти - семи лет является наиболее
оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической
культуры, приобщения ребенка младшего школьного
возраста к национальной культуре. Народ из поколения в
поколение передавал и передает свой общественный и социальный опыт, духовное
богатство, как дань старшего поколения младшему, создавая тем самым историю
материальной и духовной культуры
общества. Преемственность дает возможность новым поколениям вобрать в себя и
развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей человечества,
обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей общества. В этом
историческом процессе народ не только сила, выступающая первым создателем материальных благ, но
единственный и неиссякаемый источник ценностей, первый поэт и философ. Народ
вместе с тем и первый по времени, самобытности, талантливости педагог и
воспитатель. Созданная гением народа педагогика семейного воспитания - основа
общечеловеческой педагогической культуры.
Литература.
1.Джердималиева Р.Р. Проблемы
методической подготовки будущего учителя музыки в Казахстане. / Хрестоматия,
вып.1.Алматы. «ДОИВА Медеуского р-на
Алматы» 2007. – 272с.
2. Кожахметова К.Ж. Поликультурное образование в условиях моноэтнического Казахстана:
Проблемы и перспективы. Сб. научных трудов.– Алматы,2007 – С.10-19.
3. Лихачев. Д.С. Память // Д.С.
Лихачев Прошлое - будущему: Статьи и очерки. Л.: Наука, 1985. С. 52
4. Шпенглер О. «Закат Европы» Т.3.гл.4 С.259.