Канд. пед. наук, Рыскулова М. Н.

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Россия

Организация учебного проектирования

в контексте развития креативных способностей студентов

 

Проблема творчества всегда волновала, и будет волновать исследователей.

Во всём многообразии современных педагогических технологий креативная технология обучения ориентирована на развитие творческих способностей человека, воображения и ассоциативного мышления. Креативные методы, как методы активного учебного познания, способствуют творческому процессу генерации оригинальных идей, нахождению новых подходов к решению известных проблем и задач, способствуют выявлению и развитию скрытых индивидуальных способностей обучаемых [4].

Существует множество методов креативного обучения: методы «если бы» и «мозговой штурм», метод «потока» и метод газетных вырезок, метод вымышленных персонажей и метод заданного диапазона, метод Mind Mapping (создание карт ума) и метод шести шляп Эдварда де Бино, и многие-многие другие [4, 5]. Все эти методы разнообразны по содержанию. Но все они эффективно работают только при условии целенаправленного взаимодействия педагога с обучаемым.

Рассмотрим, как применяются креативные методы в организации учебной проектной деятельности студентов направления 270800.62 «Строительство» и как при этом выстраивается взаимодействие преподавателя и обучаемого [1. 2].

Особенностью учебного проектирования является то, что исходная задача по условиям задания имеет много «степеней свободы». И педагог должен помочь студенту перевести проектную задачу в проблемную ситуацию, что позволяет конкретизировать направление творческих усилий студента и преобразовать процесс творческого поиска в решение предметно определённых задач. Постановка проблемы локализует сферу исканий, при этом внимание становится направленным, а поиск избирательным.

Постановка перед каждым студентом локальной проблемы возбуждает интерес к теме, побуждает его к наблюдению, сравнению, обобщению, преодолению стереотипа и стимулирует оригинальную творческую мысль. Тем самым проект приобретает четко выраженный творческий замысел.

На этом этапе для активизации творческого мышления студента педагог следует применять метод подсказки, метод диалога.

Для разрешения проблемной ситуации можно использовать и метод сдерживания, при котором каждое изменённое и уточнённое состояние проектной модели рассматривается как исходный материал для дальнейшей работы. Таким образом, решение локальных проблем содействует развитию инициативы обучаемого, мобилизует созидательные усилия студента и вырабатывает у него навыки самостоятельной работы.

Найти образ проектируемого объекта помогает метод ассоциаций. Ассоциации по подобию, сходству и контрасту, почерпнутые из памяти студента, приводят к открытию новых композиционных решений.

Другим инструментом формирования замысла является метод трансформаций. При применении этого метода определяются отрицательные моменты в рассматриваемой ситуации и формулируются возможные решения по улучшению положения.

Одним из эффективных креативных методов является метод «отражения», который позволяет встать на непривычную точку зрения и взглянуть на проектируемый объект со стороны. Развитие нешаблонного мышления проявляется в стремлении решить проблему своеобразным, необычным путём.

При поиске идеи применим метод случайного перебора вариантов, который используется при недостаточности предварительных сведений и невозможности опираться на прошлый опыт. Когда попытки студента по поиску идеи неэффективны, задача обучающего состоит в том, чтобы исключить абсурдные варианты и компенсировать несовершенство мыслительного аппарата обучаемого подсказкой возможного применения более перспективных приёмов.

Чтобы помочь студенту, преподаватель может предложить обучаемому применить метод вживания. Студент должен научиться видеть объект изнутри, представлять последовательность восприятия объема. Мысленное перемещение по объекту и выполнение требований организуемого процесса активизирует творческие способности обучаемого.

Процесс выдвижения исходной идеи студентом сопровождается оценкой и критикой собственных результатов. На основе результатов анализа студент отсеивает недопустимые решения или плохие варианты. Чёткие рекомендации преподавателя по критериям оценки промежуточных эскизов должны помочь обучаемому и на этом этапе. Педагог помогает студенту сопоставить альтернативные решения в границах исходного замысла, перейти к обобщению решения, подвести итог работы. На этой стадии преподаватель должен быть особенно внимателен, он должен помнить, что доверие к потенциальным творческим способностям студента; уважение и в то же время высокая требовательность к его работам повышает продуктивность всей учебной деятельности обучаемого.

Следующий этап – этап непосредственной разработки проекта. Обучаемый совместно с педагогом должен произвести комплексную оценку объекта, проверить экономическую целесообразность принятого решения. Согласование частных решений объёмно-пространственной структуры, составляющих общую систему, ведётся методом компромиссов, когда уступки в каком-то одном критерии позволяют получить продуктивное решение в другом. На этом этапе преподаватель корректно направляет избирательную творческую деятельность студента на поиск компромиссного решения. Итогом такой работы должна стать цельная композиция учебной структуры с закономерным построением составляющих её подсистем.

На заключительном этапе происходит публичная защита, приём и оценка курсового проекта. Публичная защита позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и пр. В составе обучающей функции публичной защиты креативная составляющая способствует систематизации материала при ответе, лучшему запоминанию информации, выявлению деталей, которые по каким-то причинам оказались недостаточно осмысленными в ходе учебных занятий и при выполнении проекта.

Таким образом, в процессе учебного проектирования происходит активное взаимодействие обучающего и обучаемого на всех его этапах, при этом преподаватели, используют вышеперечисленные креативные методы в комплексе с остальным активным инструментарием педагога [3].

Однако используемые в настоящее время креативные методы основаны на практике и слабо связаны с теорией креативного развития. Следует отметить большую перспективность исследований в этом направлении. Они помогут лучше уяснить механизмы творческой мыслительной деятельности обучаемых, способствующие процессу генерации оригинальных идей. Это может стать в будущем основой для индивидуализации процесса обучения с целью повышение его эффективности.

 

Литература:

1. Бархин, Б.Г. Методика архитектурного проектирования: Учеб.-метод. пособие для вузов / Б.Г. Бархин – М.: Стройиздат, 1992. – 224 с.

2. Рыскулова, М.Н.. Методика курсового проектирования на основе интеграции общетехнических и специальных дисциплин: дис. …канд. пед. наук : 13.00.02 / М.Н. Рыскулова. – Нижний Новгород, 2004. – 190 с.

3. Современные образовательные технологии: учебное пособие / кол. авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.

4. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2004.541 с.

5. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учебное пособие для вузов / Д.В. Чернилевский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.