Педагогические науки / 3. Методические основы воспитательного процесса

 

К.пед.н. Журенко Л. А.

Харьковский наиональный педагогичекий университет

имени Г. С. Сковороды, Украины

Нравственно-религиозное воспитании личности ребенка в педагогическом наследии С.И.Миропольского

 

Одной из главных задач школы в воспитании личности ребенка известный педагог второй половины ХІХ столетия С.И.Миропольский считал, «воспитание сердца и направление воли. Хорошее сердце – все хорошо, худое сердце – все худо, ибо от сердца исходит жизнь» /1,62/.

Проведенное исследование свидетельствует, что прогрессивные педагоги второй половины ХІХ века, К.Д.Алчевская, В.Г.Белинский, Н.Ф.Бунаков, Н.А.Добролюбов, Н.Ф.Корф, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и другие, считали главным в формировании личности – нравственное воспитание. Следует отметить, что Сергей Иринеевич, как и Я.А.Коменский, Д.Локк, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой рассматривал нравственное воспитание в тесной взаимосвязи с религиозным.

В своих научно-методических работах «Народная школа по идеям Коменского» (1876), «В чем наша задача?» (1872), «Ученик и воспитывающее обучение в народной школе» (1890) и другие, С.И.Миропольский раскрыл свое понимание религиозно-нравственного воспитания. Главную цель религиозно-нравственного воспитания он видел в воспитании «истинных граждан» для государства, для общества людей, «благодельно» влияющих на благоустройство народной жизни. Сергей Иринеевич считал основным источником религиозно-нравственного воспитания: религию, семью, школу (важную роль отводил учителю), пример окружающих, «собственную жизнь».

Церковь и религия, по утверждению педагога, «единственно верный способ морального воспитания», которые способствуют укреплению основания (фундамента) «действенного» воспитания /1,с.60 /. Основа эта, указывает С.И.Миропольский, заключена в учении о христианской морали («Еванглии»), которое является одним из основных принципов религиозно-нравственного воспитания. Он был убежден, что в десяти заповедях «Ветхого завета», а также в двух заповедях Иисуса («Евангелии») четко и наглядно сформулированы нравственные нормы поведения человека, которые необходимо воспитывать с раннего детства. Например, не делай ближнему того, чего сам себе не желаешь; твори добро, а не зло; люби и уважай ближнего своего, как самого себя и т.д.

В работе «Ученик и воспитывающее обучение в народной школе» (1890) С.И.Миропольский подчеркивал: «Детство – самая благоприятная пора для религиозно-нравственных впечатлений и воздействий». Религиозно-нравственное воспитание, по мнению педагога, должно быть положено в основу начальной школы и проникать во все виды деятельности. «Доброе» воспитание обуславливает успех к ученью, а здоровое просвещение ума возможно, когда оно соединено с «доброй нравственностью» отмечал педагог. /1, с.4/

Глубокое изучение философских (Аристотель, Платон) и педагогических (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци) взглядов ученых прошлого на нравственное воспитание позволило С.И.Миропольскому изложить свое понимание «добродетелей», как основных качеств личности. Среди них он выделял: «разумность», «силу воли», «справедливость», «умеренность», «правдивость», «скромность», необходимых для подготовки человека к практической деятельности.

Педагог рассматривал «разумность», как умение человека сознательно относиться к деятельности и правильно выбирать пути для ее осуществления. С.И.Миропольский подчеркивал, что развитие ума без нравственности приводит народы к многочисленным несчастьям, бедствиям, порождает деморализацию нравов, обычаев. Все это свидетельствует о том, что «нравственность, есть еще и ум, а без правильно развитого ума она немыслима» /1/.

Изучение педагогического наследия выдающихся педагогов (Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, В.Г.Белинского и др.) свидетельствует о том, что воля человека под прямым или косвенным влиянием воспитания, обстановки, среды может быть направлена в ту или иную сторону. С.И.Миропольский же считал, что «волю» необходимо воспитывать и укреплять «хорошими и прочными привычками».

Он советовал учителям присматриваться к характеру воспитанника, учить их «обуздывать» свой гнев, нетерпение. Педагог отмечал, что спокойствие ребенка, самообладание, его медленные, но точно совершаемые действия (в игровой, трудовой, учебной деятельности) являются наилучшими признаками зреющей воли. По убеждению С.И.Миропольского, пример является одним из важнейших средств воспитания силы воли. Он соглашался с Я.А.Коменским, что именно родители и учителя являются «хранителями домашней дисциплины и благоприятного поведения».

С точки зрения С.И.Миропольского, ничто так не подготавливает человека к практической жизни, как воспитание справедливости. Педагог понимал справедливость, как «выражение и признание права,  вне права нет обязанностей и никакая жизнь невозможна» /2, с.121/.

Справедливость, по определению С.И.Миропольского, высшая основа не только школьных отношений между детьми, но и жизненных отношений между членами общества. Педагог настаивал на воспитании с ранних лет нравственности согласно «христианской морали». Для этого он предлагал учить детей наблюдать за окружающим, различать «добро» и «зло», придерживаться заповедей Иисуса Христа. Такой взгляд на воспитание справедливости он обосновал следующим образом: «Кто полюбит сердцем и душой добро, тот возненавидит зло, благочестивый соблюдет душу свою от греха» /1;2/.

Умеренность Миропольский характеризовал, как навык, умение избегать излишеств в еде, одежде, сне и т.д. С точки зрения педагога, человек, приучивший себя «довольствоваться малым, застрахован от многих тяжких испытаний в жизни». Умеренность, по С.И.Миропольскому, есть «золотое правило» нравственного воспитания личности.

Он постоянно выступал за гуманное воспитание детей, направленное на развитие в человеке здоровых общечеловеческих инстинктов, лишенных эгоизма. По его мнению, воспитанию высокоморальной личности будут способствовать положительные примеры, а «удаление ребенка от всего дурного» поможет избавиться от безнравственности (невежества, глупости и т.п.). Глубокий философ и психолог он стремился реализовать моральное воспитание на основе знаний Евангелии /1; 2; 3/.

Сергей Иринеевич очень ценил и уважал скромных людей. Он считал, что в области знаний «скромность» присуща истинно мудрым людям, посвятившим свою жизнь науке. И, напротив, выражал неуважение «к высокомерным недоучкам и невеждам, схвативших верхушки и крохи знаний». Педагог признавался, что недостаток скромности и смирения – это порок века, поэтому, он настаивал на воспитании в детях скромности. По его мнению, скромность, внешним образом, проявляется в вежливости, уступчивости, услужливости. С.И.Миропольский понимал скромность как «благовоспитанность». Наилучшим средством воспитания скромности педагог считал религию, т.к. она внушала человеку смирение, учила всем воздавать должное, не судить и не осуждать других, ко всему относиться с любовью; осуждала высокомерие и гордость. Большое значение при этом, отмечал Сергей Иринеевич, имеет пример, участие окружающих, умение разумно использовать поощрение.

С.И.Миропольский обращал внимание учителей на воспитание в детях любви и уважения к истине. С точки зрения педагога, уважение к истине – это хранитель нравственного характера детей, а любовь к ней – есть высшее его проявление. Воспитание правдивости, или «любовь к истине – одно из прекраснейших черт, свойственных детскому возрасту. Пока ребенок мал, «правдивость» инстинктивно вызывает у него стремление души к истине. Позже, развиваясь, она становится сознательным «источником добродетели». Правдивость ребенка, полагал С.И.Миропольский, должна оставлять душу чистой и предохранять его от многих пороков./1, с.62-63/

Сергей Иринеевич пришел к выводу, что с ранних лет надо воспитывать у детей разумность, основанную на сознании понимания истины; силу воли, а не страх перед будущими испытаниями; справедливость, а не ложь по отношению к окружающим; умеренность, а не воздержание.

Известно, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных норм и требований. Это позволяет своевременно заложить фундамент нравственно развитой личности.

Своеобразие взглядов С.И.Миропольского на воспитание нравственных чувств у учащихся начальной школы нашли отражение в работе «Ученик и воспитывающее обучение» (1890). Педагогический опыт, непосредственное наблюдение за детьми позволили педагогу указать на необходимость воспитания таких нравственных качеств, как «воздержанность», «чувство нравственного долга», «совестливость», «дружелюбие», добрые навыки» в труде.

Воздержанность Миропольский рассматривал, как навык в самоограничении и самообладании, в умеренности позывов и страстей. Сначала – это проявляется в «обуздывании» желания бегать и играть не в назначенное время, в «умерении» своего нетерпения, ненависти, гнева. Цель воспитания «воздержанности» – это победа высших потребностей над низшими, «власть духа над чувственностью» /1, с.64-65/.

К воспитанию нравственных чувств ребенка С.И.Миропольский относил «чувство нравственного долга». С точки зрения педагога, человеку «прирожденное» чувство нравственного долга. Однако в процессе воспитания оно может «ослабеваться» или «заглушаться», как и совесть.

Изучение христианской морали способствует осознанию ребенком исполнения нравственного долга. По убеждению педагога, воспитание «чувства нравственного долга» невозможно без понимания моральной ответственности за свое поведение и поступки не только перед другими людьми, но и перед самим собой.

В школе, например, учитель знакомит учащихся с выполнением определенных правил и обязанностей. Это помогает ребенку «подчинить свою волю закону (порядку). Исполнение долга вызывает в душе радость спокойствие, чувство удовлетворения, а нарушение сопровождается недовольством собой, тревогой». Одним из средств формирования «нравственного долга» педагог считал разумное руководство со стороны учителя и упражнения /1, с.66/. По убеждению С.И.Миропольского необходимо с детства развивать нравственную чуткость души, чтобы «совесть была чистой и властной».

Совестливость – Миропольский понимал, как «душевную стыдливость, чувство нежное», требующее особого внимания со стороны взрослых. Он советовал укреплять проявление стыдливости поощрением, выражением одобрения и сочувствия, а к бессовестным поступкам относиться с порицанием и выражением отвращения. Задача учителя стремиться к тому, чтобы сделать «совестливость» потребностью детской души /1, с.61-62/.

Одним из важнейших в воспитании у детей нравственных чувств С.И.Миропольский выделял «дружелюбие». Воспитание дружелюбия между детьми способствует искренним взаимоотношениям, желанию оказывать помощь друг другу. Добрые дружеские отношения к товарищам способствуют проявлению чувства любви, благодарности, «радушия», сочувствия, сострадания, «сорадования», благожелательности между детьми  /1, с.67/. Педагог должен  поддерживать в детях дружелюбие и  устранять все, что может нарушать эти отношения – ссоры, брань, раздор, зависть, обиды и др. От авторитета учителя, полагал С.И.Миропольский, будут зависеть и отношения между детьми. Усвоение законов христианской морали поможет навсегда усвоить, что обидеть человека – это грех перед Богом /1, с.68-69/.

Здоровое нравственное воспитание, по мнению Сергея Иринеевича, должно стремиться к тому, чтобы школа представляла собой дружную семью, а в детях было «братолюбие» (Рим ХІІ,10).

С.И.Миропольский считал важным в воспитании овладение учащимися «добрыми навыками» в труде. С точки зрения педагога, воспитания трудолюбия «не ограничивается одним механизмом работы», при этом развиваются такие черты характера личности, как «сметливость» и ум, «прилежание» и внимание, добросовестность необходимые для достижения цели воспитания. Педагогический опыт показал, что «добрые навыки» в труде отучают дитя от рассеянности и изнеженности, приучают к бережливости /1, с.71-72/.

Известные методы нравственного воспитания в школе: пример, наставление, напоминание, просьба, предостережение, убеждение, приучение (навык), охранение Миропольский поддерживал.  Но, по мнению педагога, эти средства не позволяют в полной мере сформировать нравственные качества личности ребенка. Он считал, что только религия и церковь могут иметь педагогическое значение в нравственном воспитании и будут способствовать формированию нравственных качеств личности.

Нравственные чувства, переживания и нравственные отношения имеют глубоко личностную окраску. По убеждению С.И.Миропольского воспитание и развитие нравственных чувств личности осуществляется благодаря религиозному воспитанию.

С точки зрения педагога «религия», по своей природе, является выражением сердечного отношения к Богу, источником, для которого важно не мнение, а нравственное чувствование. Воспитывать и развивать нравственные чувства можно и нужно в школе. В школе религиозно-нравственные чувства развиваются на уроках пения и Закона Божьего. Он предлагал учителям проводить урок Закона Божьего в форме пастырской беседы. Это дает возможность ребенку раскрыть свои душевные переживания, стремления и верования. Педагог был против «рассудочных наставлений». Он указал на приемлемый способ «пробуждения» в душе ребенка религиозности – это пример, деятельность взрослых. Все это полагал педагог, будет служить основой как религиозно-нравственного воспитания, так и воспитания в целом.

 

Список литературы:

1.     Миропольский С.И. Дидактические очерки. Ученик и воспитывающее обучение в народной школе. – Спб.: Изд. И.Скороходова, 1890. – 72с.

2.     Миропольский С.И. Жизнь и школа. Практические задачи народной школы. //Семья и школа. – 1874. №1. – С.6-33.

3.      Миропольский С.И. Народная школа по идеям Коменского. //Наша начальная школа. – 1873. ‑ №2 ‑ С.102-146; №4-5. – С.270-333; №6. – С.29-101.