Организация  театрализованной деятельности детей с нарушением слуха

 

Долгицкая Т.В.  воспитатель группы продленного дня

 

Государственное учреждение «Модельная школа-детский сад №96»

Г.Усть-Каменогорск

 

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

 И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…»

                                                                                                          А.С.Макаренко.

Огромная роль в развитии  и  воспитании детей  дошкольного и младшего школьного  возраста принадлежит игре - важнейшему    виду  деятельности. Импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д.  можно рассматривать как игру, в которой ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.

Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Неслышащий ребенок  живет в условиях дефицита информации, поступающей через слуховой анализатор, что в свою очередь влияет на процесс формирования и развития речи.  Это затрудняет процесс общения с нормально слышащими людьми, обедняет социальный опыт ребенка. Акустическое восприятие имеет большое значение в формировании эмоциональной сферы, которая необходима для организации театрализованной деятельности детей. Ребенок с нарушением функций слухового анализатора зачастую лишается возможности слушать музыку, звучание человеческой речи, что приводит к дефициту эмоций, упрощению межличностных отношений. А. П. Гозова отмечает у глухих детей значительные трудности понимания различных оттенков эмоций у других людей, у них с трудом формируются морально-этические представления и понятия. В. Петшак отмечает замедленное формирование самоконтроля за собственными эмоциями, чувствами, поведением у детей с нарушением слуха. При неблагоприятном социальном окружении у ребенка с недостатками слуха могут развиться такие негативные черты характера, как эгоцентричность, ригидность, повышенная внушаемость, импульсивность

Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка с нарушением слуха. Дети с нарушенной слуховой функцией учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них  лучше развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. 

Кроме того, на младших школьников с нарушением слуха благотворно влияет коллективная театрализованная деятельность, направленная на целостное воздействие, на личность  неслышащего ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности;  на развитие всех ведущих психических процессов; способствует  его самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения.

Педагогический коллектив   МШДС № 96   обеспечивает целенаправленное, коррекционное образовательно-воспитательное воздействие на детей с нарушениями слуха, создавая благоприятные условия для их всестороннего развития. Одним из таких условий выступает организация  театрализованной деятельности, которая помогает решить многие воспитательно-образовательные задачи:

·        читать и понимать читаемое;

·        развивать  устную речь, моноло­гическую и диалогическую;

·        развивать слуховое восприятие, связную речь;

·        развивать  навыки контроля и самоконтроля за произношением;

·        овладевать выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости произнесения, интонации и др.) и не­вербальными (мимикой, пантомими­кой, позами, жестами);

·        корректировать логическое и творческое мышление;

·        формирование положительных взаимоотношений между детьми, между детьми и взрослыми.

 Через образы, краски, звуки неслышащие дети зна­комятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анали­зировать, делать выводы и обобщения.

В ходе освоения театрализован­ной деятельности происходит совершенствование речи. Этому во многом способствует работа над выразитель­ностью реплик персонажей, собст­венных высказываний. Легко и естест­венно активизируется словарь ребен­ка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Ребёнок с нарушенным слуховым анализатором не может в полной мере самостоятельно овладеть данными качествами.

Поэтому, поиск эффективных форм организации педагогического сопровождения подвёл  нас к решению ряда задач: обогащать словесную речь;  расширять кругозор; приобщать детей к театрализо­ванной деятельности; формировать основы эстетиче­ского восприятия и способность са­мостоятельно оценивать произведе­ния искусства и явления окружающей действительности; развивать художественные и ­творческие способности детей; воспитывать культуру чувств и поведения.

Готовясь к театральной сценке-игре, воспитанники разучивают считалки, реплики, набольшие стихи, осваивают интонационно выразительную сторону речи,  мимические упражнения. Проводится работа над речевым дыханием, голосом, звуками и их сочетаниями, словом, фразой, интонацией, словесным и логическим ударением. Формируются произносительные навыки на основе отработки строго отобранного речевого материала на специальных занятиях (индивидуальных и групповых), фонетических зарядках. Педагоги привлекают внимание ребенка к изучению мимических движений, выразительных движений в жестовой речи.  В театрализованной игре многократно повторяется необходимая фразеология и выражения речевого этикета: здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, спасибо, благодарю вас, извините, помогите, впустите и т.п., это благотворная платформа для социализации детей с нарушением слуха. Сценическая деятельность предполагает владение учащимися навыками правильного ведения диалога, умение слушать себя и окружающих, логически верно произносить текст, соблюдать ритмико-интонационные оттенки речи, артистично произносить заученное, вести себя на сцене раскованно и непринужденно. Через такие театральные постановки: “Репка”, “Кому корову доить?”, “Под грибком”, “Заюшкина избушка” и др. воспитанники усваивают основные понятия межличностных отношений, развивают деловые качества, фантазию, находчивость, коммуникабельность, адаптационные способности. Эти направления помогают  неслышашим детям преодолевать трудности в разных видах деятельности.

Для того, чтобы процесс выхода на сцену, не утрачивал в дальнейшем к ней интереса, прежде всего:

·        мы учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка;

·        дифференцированно подходим к выбору ролей, привлекая самих детей;

·        разбираем роль, адаптируем с целью принятия и понимания ее детьми;

·        производим подбор литературы, вызывая у детей интерес к ней;

·        создаём благоприятные условия для реализации творческого потенциала детей;

·         осуществляем тесное взаимодействие сурдопедагога, воспитателей, психолога, музыкального работника и педагогов дополнительного образования;

·        совместно с детьми  изготавливаем атрибуты к спектаклям;

·        привлекаем к сотрудничеству родителей.

В подготовке к проведению спектакля, сценки, первоначально проводится эмоциональное рассказывание сказки с демонстрацией персонажей и их действий (показ картинок, фильма, использование кукольного театра); по ходу уточняются значения незнакомых слов, проводится беседа. Затем сюжет сказки воспроизводится через повторное чтение, чтение по ролям, перессказывание детьми. И только тогда, когда сказка понятна всем детям, воспитатель переносит ее в игру. Выясняются характер героя, действия персонажей, и их последовательность; подбираются костюмы и атрибуты игры, распределяются роли.

Проводимая  работа по организации театрализованной деятельности детей   с нарушением слуха стимулирует учебную, познавательную, артистическую и естественную речевую деятельность, оказывает преобразующее воздействие на моторную, сенсорную, эмоциональную сферу. Правильно построенная коррекционная работа способствует формированию у детей тонкого понимания окружающей действительности, личностных особенностей других людей и межличностных отношений. Посредством театрализованных игр неслышащие школьники  осваивают довольно высокую информационную нагрузку: овладевают нормами и правилами социального поведения.

 

Литература:

1.     Заболтина В.В. Театрализованные игры - средство эмоционально-нравственного воспитания детей с нарушением слуха // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 7 – С. 70 – 74.

2.     Заболтина В.В. Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания детей с нарушениями слуха //  Теоретико-методологические и психологические основы коррекционно-развивающей работы психологов: Материалы международной научно-практической конференции (заочной): В 3-х ч. Ч. 3. – Шадринск, 2006. – С. 140-148.

3.     Рау Ф.Ф., Бельтюкова В.И. Устная речь глухих и слабослышащих. –М:Просвещение, 1965

4.     Васюкова Н. Развивающий потенциал игр-драматизаций// Детский сад.-2008.-№4-с.36-42.

5.     Петрова Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр .- М:школьная Пресса,2004