Д.п.н. Мальцева Л.В.

Кубанский государственный университет, Россия

Аспирант Пономарев Н.О.

Кубанский государственный университет, Россия

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)

 

В современном обществе воспитание человека как личности, с помощью изобразительного искусства применяя при этом мультимедийные средства, обладающей мировоззрением, высокими нравственными качествами, глубокой идейностью, убежденностью, общественной активностью, творческим отношением к действительности, превращается в главную цель и задачу, являясь важным условием построения нового общества.

Улучшение эстетического, художественного воспитания будет в том случае, если больше будет выставочных залов, создание новых музеев, художественных школ в этом помогут новые технические средства. Не каждый может стать художником, писателем или композитором, но каждый может научиться любить и понимать лучшее в искусстве, литературе, музыке, кино, театре. Необходимо воспитать интерес и понимание всего богатства духовной культуры народа, всех сложных, присущих искусству аспектов познания жизни, а значит, и средств выражения.

Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти.

Однако в процессе обучения основам изобразительной грамоты основным источником информации продолжает оставаться речь учителя, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, учителю надо расширять арсенал зрительных и зрительно слуховых средств подачи информации. В учебно-воспитательном взаимодействии воспитателя и воспитанников одной из актуальнейших и сложнейших проблем является привлечение и сохранение внимания в аудитории на протяжении всего урока или воспитательного занятия.

Перед зрителем проходит ряд изображений объекта, каждое из которых может быть не похоже на другое, хотя все они отображают только один объект. В его сознании эти изображения отождествляются с реальным объектом. Такое отождествление происходит даже в том случае, если зритель не видел этого объекта в натуре. Образ объекта тогда рождается путем сравнения с каким-либо знакомым объектом. В процессе восприятия зритель все время как бы расшифровывает экранное зрелище, узнавая в нем реальные вещи.

Для развития познавательных способностей большое значение имеет накопление представлений об объектах реальной действительности, ибо без конкретных представлений невозможно формирование научных понятий. Обширная база данных призвана помочь в формировании наиболее полных, богатых содержанием образных представлений. Поэтому первым, и самым существенным этапом в переходе на новый вид работы считается создание банка изображений, анимацией и видеофрагментов. Этот процесс довольно трудоемкий, но является основополагающим в построении занятий с электронными презентациями. С учетом модернизации обучения актуальным сегодня является использование компьютерных технологий.

Можно смело использовать электронное пособие на уроках изобразительного искусства, не боясь, что оно будет скучным и неинтересным. Поскольку, добавляя рисунки, таблицы и другие, красочно оформленные специальные эффекты, слайдовые демонстрации не клонят ко сну, а превращаются в мощный инструмент обучения, и превращают даже самого пассивного слушателя, в активного участника презентации. Эта программа позволяет получать потрясающие результаты, и в тоже время ее легко использовать, поскольку именно она выполняет вместо нас огромный объем работы. При разработке электронного пособия были выявлены следующие принципы разработки учебных презентаций.

1. Оптимальный объем будет наиболее эффективен, если зрительный ряд будет содержать не более 8 – 20 слайдов. Зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений. В связи с этим встает проблема отбора видеоматериала для презентации. Не должно быть «лишних» слайдов, которые не сопровождаются пояснением. Необходимо исключить дублирующие, похожие слайды.

2. Доступность обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся. Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт учащихся, использовать образные сравнения.

3. Разнообразие форм  это требование предполагает реализацию индивидуального подхода к обучаемому, учета индивидуальных возможностей восприятия предложенного учебного материала по сложности, объему, содержанию. Разные люди в силу своих индивидуальных особенностей воспринимают наиболее хорошо информацию, представленную разными способами. Кто-то лучше воспринимает фотографии, кто-то схемы или таблицы.

4. Учет особенности восприятия информации с экрана. Известно, что глаз и мозг способны работать в двух режимах: в режиме быстрого панорамного обзора с помощью периферийного зрения и в режиме медленного восприятия детальной информации с помощью центрального зрения − производится тщательный последовательный анализ.

5. Занимательность должна включать (без ущерба научному содержанию) в презентации смешных сюжетов, мультипликационных героев, оживляет занятие, создает положительный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.

6. Красота и эстетичность играют немаловажную роль в цветовых сочетаниях и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение, именно отсюда вытекает необходимость наглядного обучения вообще, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.

7. Динамичность это необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов. В связи с этим немаловажным представляется то, что возможность задавать параметры смены слайдов и анимаций заложена в среде PowerPoint.

В итоге обобщения и анализа опыта использования PowerPoint в аудиторных занятиях можно выделить наиболее важные принципы создания эффективных учебных презентаций. Успешность использования электронных учебных презентаций, созданных на основе PowerPoint, воспринимаются с большим интересом и производят больший эмоциональный и образовательный эффект.

Видеозаписи учебных телепередач, кинофильмов, производственных процессов, опытов, некоторых явлений микромира и т.  д. можно использовать на занятиях. Широкие возможности открываются с применением видеозаписей во внеклассной воспитательной работе. Фильмы можно разделить: 1) художественные; 2) хроникально-документальные; 3) научно-популярные; 4) научные;

5) учебные; 6) любительские; 7) телефильмы и т. д.

Практические, традиционные, и современные технические средства обучения основам изобразительной грамоты, воспитания обладают возможностями развития творческих способностей личности и усвоение знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации. Таким образом, учебные видеофильмы обладают огромным потенциалом формирования положительной мотивации учения, снятия зажатости и ряда комплексов, мешающих в процессе обучения учиться и не устраняемых в прямом общении с педагогом.

Глубокие структурно-содержательные преобразования, происходят в нашей системе образования. На структуру педагогической системы определяющее влияние оказывают социально-педагогические отношения участников образовательного процесса, к ним относятся педагоги, учащиеся и других. Эта идея имеет большое теоретическое практическое значение при моделировании и конструировании педагогических технологий.

Взаимодействие участников образовательного процесса может осуществляться в различных формах, в частности, в авторитарной форме или в форме сотрудничества. Авторитарная (диктаторская) форма взаимодействия основана на беспрекословном подчинении власти и предполагает беспрекословное подчинение, например, воспитанника воле воспитателя. Сотрудничество же, как форма взаимодействия педагогов и учеников в образовательной системе, характеризуется их совместной и направленной на достижение общего результата деятельностью. Каждая из форм взаимодействия характеризуется своей структурой взаимодействия, стилем общения субъектов образовательного процесса. Например, ситуация сотрудничества предъявляет следующие требования к ситуации общения: доверительность, динамичность (надо уметь слушать); взаимопонимание; психологический контакт; способность отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию.

В обозначенной структуре четко просматриваются два исходных понятия всякой научной теории: ее задачи и технология их решения. В структуру дидактической задачи входят такие элементы, как: 1) цели (необходимость моделирования определенных качеств личности); 2) ситуация (условия) достижения цели (исходные личностные качества учащихся);  3) информация (содержание) для деятельности (содержание учебного предмета или воспитательного влияния).

Передача знаний по изобразительному искусству может осуществляться уже не только учителем, но и применяя новые технические средства обеспечения данного предмета (видеофильмы, презентации, электронное пособие для занятий и др.). В данном предмете видеофильмы являются основной частью технических средств обучения, то и возможность более плотного и глубокого его использования в системе преподавания ограничивается только временем на внедрение.

Педагогическая цель предполагает соответствующую деятельность, т. е. воздействие на процесс формирования личности и соответствующие изменения в этом процессе. Современное воспитание личности это не привитие определенной модели, а организация педагогических условий для формирования и осознания личностью собственного опыта, приобретаемого на основе межличностных отношений и обусловленных ими ситуаций, проявляющегося в форме переживаний, смыслового творчества, саморазвития в творческих работах.

Обучая основам изобразительной грамоты на уроках необходимо придерживаться:

1.        Выявить особенности изобразительного искусства как специфические формы художественного отражения действительности, как средства эстетического воспитания и художественного образования.

2.        Изучить взаимовлияния изобразительного искусства как фактора эстетического воспитания.

3.        Исследовать научно-теоретические основы изобразительного искусства.

4.        Разработать  пути  и средства целенаправленного формирования эстетического отношения, к изобразительному искусству в процессе его обучения.

5.        Раскрыть психолого-педагогические особенности обучения средствами декоративно-прикладной композиции.

6.        Определить пути формирования художественного воспитания, вкуса, способностей и эстетической культуры в процессе изобразительной деятельности и художественного творчества.

Таким образом, используя на уроках изобразительного искусства новые технические средства и применяя их, поможет не только, отражать, великий процесс рождения нового мира, но и участвовать в нем непосредственно, силой воздействия своих образов на чувства и мысли человека. В процессе общения с изобразительным искусством приобретается и накапливается эстетические  отношения в освоении знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни. Между тем искусство как активный творческий феномен обладает громадными возможностями, способно опережать наличные состояния сознания, оказывать обратное влияние на жизненный процесс. В связи с этим особую важность сегодня приобретает разработка и применение новых технических средств по изобразительному искусству способные помощь при его изучении.

 

Заявка на участие

в конференции «Перспективы разработки науки и техники»

 

1.     Мальцева Людмила Валентиновна

2.     Тема «Применение мультимедийных средств в системе образования (изобразительное искусство)»

3.     Доктор педагогических наук, доцент

4.     место работы: город Краснодар, Кубанский государственный университет, художественно-графический факультет, кафедра декоративно-прикладного искусства и дизайна

5.     дом. адрес 350062 город Краснодар улица Яна Полуяна дом 28 кв. 27

6.     8 (861) дом. 226-67-55, сот. 8 918 233-46-57, 8 918 230-65-70

7.     8 (861) раб. 219-95-01 доб. 293

8.     Е-mail ludmilamalceva@mail.ru

 

Соавтор аспирант  кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна Кубанского государственного университета

Пономарев Никита Олегович