Асс. Степанова Е.А.

Педагогический Институт Южный Федеральный Университет

Интегративный подход к изучению контраста

Прежде чем определить лингвистическую сущность контраста и предложить его определение, остановим внимание на его философском, логическом, этическом, эстетическом, психологическом аспектах.

В словаре иностранных слов контраст (от фр. contraste) определяется как резко выраженная противоположность; контраст зрительный - зрительная оценка относительной яркости (освещённости) предмета или его цвета по сравнению с окружающим его фоном; контраст фотографический − быстрота нарастания почернения в фотографическом изображении с увеличением экспозиции (Филин, 1979, 256).

В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон определяют интересующее нас понятие следующим образом: контраст, противоположность, напр. в понятиях: утверждение−отрицание, добро−зло и т.п., в ощущениях: черный−белый, холодный−горячий и т.п. (Брокгауз, Ефрон, 2003, 304).

На наш взгляд, данные определения требуют детализации в зависимости от области исследований.

С философской точки зрения контраст представлен сопоставлением таких понятий, как противоположность и противоречие, с выделением их внутренней и внешней сущностей.

Противоположность – это один из двух борющихся моментов конкретного единства, которые являются сторонами противоречия. Различают внешнюю и внутреннюю противоположность: если внешние противоположности выступают как полюсы противоречия, взаимно предполагающие и одновременно исключающие друг друга, но существующие как относительно самостоятельные (напр., пролетариат и буржуазия), то внутренние противоположности, отрицая друг друга, находятся в отношении взаимного проникновения (напр., общественный характер производства и частнокапиталистический способ присвоения) (Ильичев, 1983, 543).

Противоречие диалектическое – это взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые, вместе с тем, находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самовыдвижения и развития объективного мира и познания. Существенные различия превращаются в противоположности (наибольшее различие, полярность, антагонизм), которые, взаимоотрицая друг друга, перерастают в противоречие. Внутреннее противоречие − это взаимодействие противоположных сторон внутри объекта (напр., определенного организма или конкретного общества). Внешнее противоречие − это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам (напр., между обществом и природой, организмом и средой).

Противоречие − это важнейший методологический принцип, логическая форма развития познания. Противоречие, возникающее в мышлении, отражает противоречие объективной реальности (Ильичев, 1983, 545-546).

С этической точки зрения контраст рассматривается через основные категории этики: «добро» и «зло», которые неразрывно связаны с моральным сознанием человека, его внутренним миром и самосознанием в обществе. Эти категории считаются жизненными регуляторами, они характеризуют положительные и отрицательные (моральные и аморальные) качества личности.

Добро − одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью – злом, добро является наиболее обобщённой формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им (Кон, 1983, 76).

Зло − категория этики, по своему содержанию являющаяся противоположностью добру, и понятие морального сознания, которое служит наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения, а также общей абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств (Кон, 1983, 95).

Рассматривая контраст с эстетической стороны, обратимся к определению, которое предлагает коллектив авторов словаря по эстетике:

Контраст (фр. Contraste) − один из приёмов в искусстве, заключающийся в резко выраженном противопоставлении отдельных художественных форм ради повышения их художественной выразительности и выразительно­сти произведения в целом, когда активное сравнение подчеркивает разные пространственные и временные качества («одновременный» контраст и «последовательный» контраст). Явление контраста связано с психологией восприятия форм, когда, например, чёрное рядом с белым выглядит еще чернее, меньшее рядом с большим − ещё меньше и т.п. В изобразительных видах искусства контраст имеет большое значение в построении разного типа систем цвета, масштабных отношений, в пропорциях. Помимо сопоставления форм, приём контраста может использоваться для определённой трактовки художественных образов (аллегории «добра» и «зла», «любви небесной» и «любви земной») (Беляева, 1989, 157).

Исследуя логическую природу понятия контраста, обратимся к тому обоснованию, которое предложено в логическом словаре-справочнике:

Контраст (фр. Contraste − резко выраженная противоположность) − отчётливо, ясно, остро обозначившаяся, выявившаяся противоположность между кем-либо или чем-либо (Кондаков, 1975, 263).

Рассматривая контраст с логической точки зрения, необходимо привести определения понятий контрастности и контрадикторности:

Противоположные (контрарные) понятия (лат. Contrariae) – это несовместимые понятия, между которыми возможно третье, среднее и которые не только отрицают друг друга, но и несут в себе нечто положительное взамен отрицаемого в несогласном понятии (напр., «храбрый» и «трусли­вый»; «легкий» и «тяжелый»; «теплый» и «холодный» и т.п. (Кондаков, 1975, 486).

Противоречащие (контрадикторные) понятия (лат. Contrariae concepti) − такие несовместимые понятия, между которыми нет среднего, третьего, промежуточного понятия и которые исключают друг друга. Так, понятия «белый» и «небелый» полностью отрицают друг друга. Оба эти понятия нельзя одновременно и в одном и том же отношении применить к одному и тому же предмету подобно тому, как невозможно распространить на один и тот же предмет в одно и то же время и в одном и том же отношении противоположные понятия «белый» и «черный». Но от противоположных понятий противоречащие понятия отличаются тем, что между противоположными понятиями невозможно среднее, третье, тогда как между противоречащими понятиями нет никакого среднего, третьего. В самом деле, какой бы цвет мы ни взяли (голубой, зеленый, черный и т.п.) − он не может встать посредине, а входит в объем понятия «небелый».

С противоречащими понятиями приходится иметь дело в каждой науке: в математике (равный и неравный, соизмеримый и несоизмеримый, острый и неострый, четный и нечетный и т.д.), в химии (органический и неорганический, углеводороды предельные и непредельные, окислы солеобразующие и несолеобразующие, растворы насыщенные и ненасыщенные) и т.д. (Кондаков, 1975, 487).

В справочной литературе термин контраст определяется чаще всего как:

1)     «противоположность в каком-нибудь отношении»;

2)     «взаимное противопоставление синтагматически соположенных единиц, противопоставление сосуществующих единиц»;

3)     «резкая противоположность в каком-нибудь отношении»;

4)     «фигура речи, состоящая в антонимировании лексико-фразеологических, фонетических, грамматических единиц, воплощающих контрастное восприятие художником действительности» (Кузнецова, 1998, 25).

Литература:

1.     Русский язык − Энциклопедия/ Гл. ред. Ф.П. Филин. − М: Советская энциклопедия, 1979. − 432 с.

2.     Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. − М., Советская энциклопедия, 1983. − 840 с.

3.     Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия − М.: Изд-во Эксмо, 2003. − 672 с.

4.     Словарь по этике/Под ред. И.С. Кона. − М.: Политиздат, 1983. − 445 с.

5.     Эстетика. Словарь/Под общ. ред. А.А. Беляева и др. − М.: Политиздат, 1989. − 447 с.

6.     Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник/Отв. ред. Д.Л. Горский. − М.: Наука, 1975. − 720 с.

7.     Кузнецова А.В. Фигуры контраста и их функции в творчестве М.Ю. Лермонтова: Дис. ...к.фил.н. − Ростов-на-Дону, 1998. − 158 с.