К.ф.н. Алсынбаева Р.Г.
Нефтекамский
филиал Башкирского государственного университета Республики Башкортостан,
Россия
Языковые средства
выражения модальности в современном башкирском языке
Категория модальности является одним из
наиболее исследованных и наиболее спорных в тюркском языкознании, в том числе и
в башкирском языке. Как отражение позиции говорящего модальность может иметь
значение пожелания, приказания, возможности, необходимости и т.д. Например,
категория возможности выражается различными грамматическими и лексическими
средствами, специальными формами наклонений, модальными словами и
словосочетаниями, интонационными средствами и др. Центральным средством
выражения модальности на синтаксическом уровне в системе башкирского языка
является категория наклонения глагола, рассматриваемая как модальная база
предложения. Употребляя глагол в форме того или иного наклонения, говорящий
имеет возможность выразить свое отношение к действию, обозначаемому глаголом,
оценить его. Так, например, он может сообщить о том, является ли оно для него
желанным, необходимым, возможным, а также оценить вероятность осуществления
этого действия. Если действие мыслится им как реальное, то мы имеем реальную
модальность, если же действие мыслится как нереальное, возможное и невозможное,
как предполагаемое или желательное, то мы имеем ирреальную модальность.
В качестве формально-грамматической основы
языковых средств выражения модальных отношений рассматриваются модальные слова,
частицы, словосочетания. Обращает на себя внимание то, что модальные слова,
модальные частицы, модальные словосочетания, выполняющие функции выразителей
отношения к сообщаемому и сообщаемого к действительности, дают основания
полагать, что эти формы модальности, зафиксированные в языке, имеют очень много
модификаций в плане речевых реализаций, что побуждает рассмотреть достаточно
большое количество материала для доказания перспективной научной системности
модального значения не только зафиксированного в языке как модальные слова,
модальные частицы, модальные словосочетания, но и как речевые интерпретации,
которые либо прямо выражают модальные значения, либо выполняют функции
выразителей модальных отношений, носящих интерпретационный характер,
обусловленный контекстуальным окружением этих средств в языке. При этом
языковые средства модальности в линейном и вертикальном контексте по-разному
ведут себя в зависимости от той микросферы реализации текста, которая
обеспечивает возможность модальных реализаций.
В тюркологической науке модальные слова
как самостоятельная часть речи на материале башкирского языка были исследованы
Н.К.Дмитриевым. Им дана краткая характеристика небольшой группы слов, которые
представляют собой «нечто между отдельным словом и частицей» [1; 132]. К
модальным словам он относил и такие лексемы, которые не выражают отношение
говорящего лица к действительности.
Весьма обстоятельный анализ
морфологических и лексических средств выражения модальности дан в работах
Н.Х.Ишбулатова. По его мнению, «...Способы выражения модальных значений весьма
многочисленны, поэтому определение границ модальности становится трудным». В
исследованиях Н.Х.Ишбулатова дана подробная характеристика модальной семантике
отдельных глагольных наклонений [2; 74]. По своим синтаксическим функциям
модальные слова подразделяются на 3 группы: 1) модальные слова, употребляющиеся
только в начале предложения, 2) модальные слова, функционирующие в середине
высказывания, 3) модальные слова, употребляющиеся в конце предложения.
В башкирском языкознании вопрос о
модальности, ее лингвистическом статусе, типах модальных значений, способах
выражения модальных отношений впервые обстоятельно исследован М.В.Зайнуллиным
[3]. По его наблюдениям, «модальные значения в современном башкирском языке,
прежде всего, выражаются формами наклонения глагола», но они «могут быть
реализованы и при помощи других средств языка». При этом М.В.Зайнуллин имел в
виду, что в семантическом поле модальности «включаются отношения говорящего
лица к содержанию высказывания с точки зрения его реальности или нереальности,
возможности и необходимости осуществления действий, предположительности и
вероятности их совершения, а также выражение побуждения и намерения к
осуществлению действий, пожелания их реализации». В этом случае необходимо помнить,
что эти значения, передаваемые различными средствами, в полном объеме
реализуются только при выполнении ими синтаксической функции», т.е. в состав е
предложения. Относительно законченной единицы речи, и только в процессе
речевого акта.
На основе глубокого наблюдения над
языковыми фактами современного башкирского языка М.В.Зайнуллин приходит к
выводу, что «в семантическом плане модальность, прежде всего, подразделяется на
два противоположных семантических типа»[3; 35]:
1)
модальность
действительности или реальности;
2)
модальность
недействительности или ирреальности».
Таким образом, категория модальности
является универсальной категорией, присущей всем языкам, т.к. каждое
высказывание содержит в себе по меньшей мере указание на отношение к
действительности.
Литература:
1. Дмитриев
Н.К. Грамматика башкирского языка. – М.-Л., 1948. – 276 с.
2.Ишбулатов Н.Х.
Современный башкирский язык (на башкирском языке). – Уфа, 1972. – 143 с.
3.Зайнуллин М.В. О сущности и границах
языковой модальности. –Уфа: РИО БГУ, 2000. – 292 с.