Д.филол.н., Сергеева
Ю.М.
ГОУ ВПО «Московский
педагогический
государственный
университет», г. Москва
Артикль как средство
выражения
дискурсивной категории
дейксиса
Понятие
дейксиса было введено в лингвистику для определения ориентационных
характеристик языка. Дейксис (греч. «deiktikos») в широком смысле слова ̶
это способ указания на элементы ситуации посредством жестов или при
помощи языковых выражений. Дейксис может трактоваться и в более узком смысле в
зависимости от того, что является точкой отсчета: сам говорящий или какой-либо
предмет, действие, событие в пределах речевого акта.
К
основным свойствам слов дейктического класса можно причислить ситуативность, т.е. смысловую зависимость от
ситуации речи, вне которой значение таких слов непонятно; эгоцентризм, т.е.
отнесенность к субъекту речи; субъективность, т.е. выделение объекта не по его
собственным признакам, а по признакам, которые называет говорящий; мгновенность
актуального значения, зависящая от
ситуации говорения.
Носителями
дейктической функции могут быть и
отдельные лексические единицы, и целые грамматические категории. Так, для
предлогов и указательных местоимений дейктическое значение является основным
лексическим (словарным) значением. Из грамматических категорий дейктический
характер присущ глагольным категориям
времени, вида и лица (личные формы глагола). К дейктическим категориям
относится и категория артиклевой детерминации имени существительного, на
которой мы остановимся подробнее в рамках данной статьи.
К числу основных средств дейксиса, способных
изменять дейктическую направленность речемыслительной деятельности индивида,
относится особая система служебных слов
̶ артиклей, которые характеризуют
англоязычный дискурс с точки зрения абстрактных значений определённости и
неопределённости. Эти слова, получившие название дейктических, не только
показывают дейктическую направленность дискурса в отношении указанных значений,
но и помогают автору речевого произведения перестраивать свою речь в процессе
речемыслительной деятельности, меняя её временные, пространственные и
личностные характеристики.
Уникальность системы артиклей в английском языке
по сравнению с другими дейктическими средствами, заключается в том, что артикли
занимают промежуточное положение между лексическими и грамматическими
средствами дейксиса. Основное
назначение артиклей в англоязычном дискурсе заключается в указании на значения
определённости и неопределённости предметов через их идентификацию,
классификацию и обобщение. Эти очень абстрактные по своей семантике значения
получили в английском языке статус грамматических.
Говорящий неизбежно фиксирует с помощью одного
из артиклей направленность своей речемыслительной деятельности в отношении
к предмету объективной
действительности, указывая на различные аспекты контекстуальной ситуации:
а) на
определённость предмета, т.е. на возможность опознать его и выделить среди
других подобных предметов (функция идентификации):
The
butler took it from his hands and placed it on the table, then, standing by the
open door, as though about to usher company into the room, he said in a solemn voice: "Dinner is on the table, sir! [Galsworthy, 74].
б) на неопределённость предмета, т.е. на
возможность отнести этот предмет к отдельному классу вещей, соотнеся его
признаки с признаками других подобных предметов (функция классификации):
It hurt him more than he could have said, to think of a Forsyte, his own son living in such a place [Galsworthy
118].
в) на
неопределённость предмета, который можно представить как некую
обобщённую сущность, лишённую каких-либо конкретных очертаний и границ.
She had given him nothing of her company for a long time past, not, in fact, since
she had become engaged to Bosinney [Galsworthy, 311].
Артиклевый дейксис затрагивает практически все
аспекты английского языка: его семантику, синтактику и прагматику. Он
определяет грамматическое и семантическое значение имени существительного как
отдельной части речи, оформляя любое номинативное словосочетание, и
оказывает огромное влияние на
логическое построение, стиль и смысл речевого произведения. Роль артиклей особенно важна там, где функция воздействия
преобладает над функцией сообщения – в жанрах художественной и художественно-публицистической
литературы, в повседневном общении. Это относится ко всем стилям речи, где, с
одной стороны, необходимо воздействие на слушающего или читающего, а с другой
стороны, требуется чёткое раскрытие сути передаваемой мысли, умение правильно построить
текст, сделать изложение ясным и понятным.
Дейксис направлен на внутреннюю организацию текста, когда он используется в
«контекстуальном поле указания», обеспечивая
семантическую связность речи. Текст, и особенно художественный текст,
настолько сложен многогранен как явление, что дейксис проецируется на многие
характеристики и категории текста, и тем самым участвует в текстообразовании. В
этом отношении выделяют два типа дейксиса: дискурсивный и нарративный.
Дискурсивный дейксис связан с лексическими или грамматическими элементами
текста, которые отсылают к какой-либо части текста: например, выражения «above»,
«further», «in the
preceding extract», «in
the following passage»,
и т.д. Такой тип дейксиса характерен для официально-делового стиля речи, а
также для научных и научно-популярных текстов, статей, монографий, учебников.
Нарративный
дейксис в художественном произведении осуществляется через ряд характерных
особенностей, называемых дейктическими проекциями. Дейксис проецируется на
художественный текст через универсальные смыслы: человек, пространство, время;
через точку зрения наблюдателя, имеющего определенную позицию в пространстве и
во времени; через оппозицию «близко – далеко» по отношению к тексту со стороны
наблюдателя; через емкое, глубокое значение человеческого фактора в тексте,
через участие в создании хронотопа и пр. Будучи связанными со структурными и
содержательными параметрами текста, дейктические проекции участвуют в
формировании текста как единого целого и в формировании ассоциативного плана
текста.
Таким
образом, дейксис – это универсальное обозначение тех аспектов языка, интерпретация которых зависит от
ситуации высказывания: времени высказывания, местоположения говорящего во время
высказывания, личности говорящего, личности адресата. Суть этих категорий
(«субъект», «пространство», «время») неизбежно сводится к представлению о
человеке. Поэтому в современной лингвистике, где главным принципом становится
принцип антропоцентризма, предполагающий исследование языка в непосредственной
связи с человеческим фактором, дейксис представляет собой актуальное и
перспективное направление исследования.
Литература
1. Бюлер
К. Теория
языка. Репрезентативная
функция
языка. М.,
1993.
2. Сребрянская Н.А. Дейксис
и его проекция в художественном тексте. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2005.
3. Galsworthy J. The Forsyte Saga. Part 1. The Man of Property. M.: Foreign
Languages Publishing House, 1956.