аспирант 3-го года обучения Оськин В.А.
научный
руководитель Басин Е.Я.
доктор
философских наук, профессор
Московская
государственная академия делового
администрирования, Россия.
Церковный брак и семья в философских исканиях В.В. Розанова.
Одной из звезд русской культуры в созвездии времени
«Серебряного века» явилась личность выдающегося философа-публициста В.В.
Розанова. Его философское наследие обозначено почти полусотней книг, отражающих
взгляды писателя на историю, культуру и, особенно, религию. В своих творениях
Розанов исследовал различные вопросы, связанные с деятельностью суда, работой
государственной думы, проблемами образования, причинами русского пьянства,
сущностью славянского единства. В основе же его творчества очевиден религиозный
аспект, который ярко прослеживается в произведениях «Религия и культура», «Около церковных стен», «Русская церковь»,
«Перед Сахарной» и др.
Через призму религии мыслитель исследовал
сопутствующие человеческой жизни основы - вступление в брак и создание семьи.
Следует отметить, что у В.В. Розанова были некоторые
расхождения с церковью во взглядах на проблемы семьи и церковного брака, на что
были личные обстоятельства. Из-за отказа первой жены на развод, его второй брак
не был признан церковью действительным. Причина усматривалась в отношении
церкви к заключению брачного союза: «…для действительности заключенного брака
необходимо выполнение ряда требований, предъявляемых законом к браку со стороны
физического, морального, юридического и церковного элементов» [3, с.399].
Физический элемент определялся
возрастом и природной способностью брачующихся. Моральный или нравственно-этический – родством и согласием жениха,
невесты, родителей. Нравственный элемент ставил вопрос о категориях долга, самопожертвования.
Юридический сводился к общественному
положению жениха. Церковный ограничивал число браков, запрещал смешанные
браки до 1720 года и новый брак без расторжения прежнего, формулировал условия
прекращения брака, определял права детей, родившихся вне законного, с точки
зрения церкви, союза. По названным положениям и происходило расхождение во
взглядах философа и церкви на брак и семью. Рассматривая вопрос о влиянии
церкви на жизнь русского народа, Розанов считал его весьма вредным, особенно в отношении
к семейным устоям.
После
выхода в свет книги «Русская церковь» (Петербург, 1906 г.), автор оказался на
скамье подсудимых, т.к. вступил в противоборство с церковью в части запрета на
новый брак при нерасторжении прежнего союза.
В основе его книги и статей – проблемы семьи, полемика
с догматическим христианством, будирование закона, обеспечивающего внебрачным
детям равноправие, обращение к общечеловеческим ценностям, как к высшим
критериям жизни. Впоследствии, не без влияния Розанова, закон о правах
внебрачных детей был принят. Наиболее определенно эти тенденции выразились в
произведениях «Темный лик», «В темных религиозных лучах», «Люди лунного света».
Последняя книга повествовала о тех, кто уклонялся от деторождения.
Философ
вошел в сознание большинства современников провозвестником языческой «религии
пола» и «религии жизни». Это было закономерно, т.к. обнаруживая в христианстве
религию смерти, он воспевал радости земного бытия. Но этим творчество автора не
исчерпывалось – он также поэтизировал печаль интимного переживания жизни и боль
бытия. Критикуя церковь, он вступил в борьбу с христианской религией и
церковной моралью, касающейся регулирования брачных отношений. Центральной для
последующего творчества Розанова стала статья «Брак и христианство» (1898), в
которой автор раскрылся преимущественно как религиозный мыслитель.
Так,
например, в книге «О понимании» философ пытался разобраться в понятии «пол»,
которое представлялось ему таинственным основанием всего существующего,
синтезирующего в себе плотское и духовное начала. Автор называл это явление
трансцендентным, всеобщим и бесконечным, охватывающим сущность бытия,
составляющим причину мировой гармонии.
За такие рассуждения мыслитель мог быть обвинен в
ереси. Но в церковных кругах был найден оправдательный термин – «религиозный
натурализм». Розанов же - теоретик человеческого естества.
Именно
поэтому Религия Ветхого Завета привлекала философа «своей заботой о человеке
и своей любовью к семейной жизни».
Кроме того, по утверждению Н.О. Лосского «…языческий культ плоти служит
источником всякого вдохновения» [1, с.338].
В.В. Розанов идеализировал семейный быт, видел смысл в
продолжение рода, указывая при этом на основы христианства – аскетизм и
монастырь, проповедующие отрицательное отношение к браку, а также порождающие
причины ослабления церкви и кризиса всей христианской цивилизации.
В мировоззрении мыслителя отведено достойное место для
исследования и понимания главного чувства - любви, которое он называет не
только «духовной симпатией», но и взаимным тяготением, рождающим обмен души и
тела. А если «нечему обмениваться, любовь погасает». «Краеугольный камень
Церкви – вера, которая проявляется в любви. Одновременно любовь – это критерий
нравственности для семьи и брака» [2, с.7].
Попытку
философа соединить христианство с «религией пола» современники называли
«крепким зельем», которое никогда еще не изготавливалось в такой концентрации.
Обратимся к церковному пониманию брака: «Брак – таинство, в котором при
свободном пред священником и церковью обещании женихом и невестою взаимной
супружеской верности благословляется их супружеский союз, в образ духовного
союза Христа с церковью» [6,с.27]. «Брак есть союз мужчины и женщины,
соглашение на всю жизнь, общение в Божеском и человеческом праве» [6,с.28].
Кроме того, Розанов утверждал, что «…каждый из нас подходит к краю
индивидуального бытия своего, он стоит на берегу неисследованных оснований
личного своего существования, понять которые никогда не может и только
инстинктивно, содрогаясь и благоговея, ищет освятить их в религии» [4, с.45].
Важным напоминанием является мысль Розанова: «Бог же есть Бог
благословляющий…». Он считает, что в основе семьи должна лежать чувственная
любовь и целомудрие, являющиеся условием «…великой прочности семьи, долгого
горения в ней Очага Весты, семейной верности, теплоты» [4, с.157]. Философ
неоднократно замечает: «…миги любви надо понять как радостный долг и вместе
невыразимое счастье бытия, исполненное таинственного содержания и религиозной
высоты» [4, с.158].
В.В. Розанов
констатирует факт, свидетельствующий о потере современным обществом святых
устоев семьи. Философ считал, что мимолетный праздник венчания не рождает новых
мыслей в области брака, который начинает тяготить супругов, и они только терпят
«семейность», а это уже начало распада семьи. Категорично заявление мыслителя:
«Мы не имеем активной семьи – вот где узел всего, мы не имеем, и никогда не
было у нас религиозно-активного ощущения самого ритма семьи. Был один инстинкт
«догадки» [4, с.182]. Церковь, дав
людям лишь «слово о браке» только на уровне таинства, не высветила брак
религиозно - «…. и мы имеем как пассивную семью, с одной стороны, так, с
другой, и брак лишь номинально религиозный, только в секунду венчания, а не в
дальнейшем течении своем» [4,
с.183].
Говоря о
счастливых семьях, которых осталось немного, автор обращает внимание на присутствие высокого
религиозного предназначения - рождения детей, что приводит к поднятию духа
семьи, противостоит расколу брака и уходу из семьи в отношения на стороне.
Рассматривая вопрос, связанный с ритмом брака, Розанов находит его в семье,
«…месте совершенного идеализма, живого, лучащегося» [4, с.196]. По мнению
философа, семья - это и животное существо, и мистическое, и религиозное.
«Скорбь матери, ревнивое охранение мужем незагрязненности дома, требование от
детей религиозной почтительности – это начинающаяся религия» [4, с.197]. В этом
его упрек церкви, поскольку духовенство невнимательно относилось к
романтической стороне брака, отличавшейся особой теплотой. Формулируя
собственное отношение к браку, Розанов утверждал, что «…в этом явлении
множество тропинок (наука, поэзия, искусство, религия), в которых наряду с
земным есть и небесное» [4, с.241].
Также философ исследовал и вопрос о расторжении брачного союза. Отмечая
путаницу в законодательстве, где основным обстоятельством, разрушающим брак,
выступает «застигнутость на месте преступления, которого не нужно называть» [5,
с.71], автор указывал и другие причины - отсутствие любви и согласия, ссоры и
индивидуальные пожелания. Это дополнение обусловлено тем, что сущность брака -
во влечении и церковном венчании.
Великий
философ дальновидно полагал, что смешанный брак является первым движением нации
от провинциализма к всемирному и всечеловеческому. В его основе «столько
обещаний для культуры, для истории религий, для народностей, восходит заря
любви, и в лучах ее гаснет тысячелетнее разделение» [5, с.230]. Именно эта
мысль В.В. Розанова порождает надежду и веру во вселенское единение людей.
Список литературы.
1.
Лосский Н.О. История
русской философии. М.: Советский писатель, 1996 г.
2.
Мень А. Православное
богослужение. Таинство, слово и образ. М.: Слово, 1991 г.
3.
Полный православный
Богословский энциклопедический словарь. М.: Возрождение, т.1, 1992 г.
4.
Розанов В.В. Религия и
культура // Религия. Философия. Культура. М.: Республика, 1992 г.
5.
Розанов В.В. В нашей
смуте (статьи 1908 года). М.: Республика, 2004 г.
6.
Таинство и богослужение
православной церкви / под редакцией Н.Касьяновой. М.: ЭКСМО, 2004 г.