Пиреева Галина
Философия/4. Философия
культуры
Язык и социокультурная маргинальность
Языком культуры, в широком смысле этого понятия,
мы называем те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям
вступать в коммуникативные связи друг с другом.
В периоды, когда «распадается связь времен»,
всегда актуализируется проблема понимания. Как отмечал Г.-Г. Гадамер, «она
встает всякий раз, когда терпят крах попытки установить взаимопонимание между
регионами, нациями, блоками и поколениями, когда обнаруживается отсутствие
общего языка и вошедшие в привычку ключевые понятия начинают действовать как
раздражители, лишь укрепляющие и усиливающие противоположности и напряжения».
Самая серьезная трудность заключена в
переводе смыслов с одного языка на другой, каждый из которых имеет множество
семантических и грамматических особенностей. Не случайно в науке сформировалась
крайняя точка зрения, в соответствии с которой
смыслы настолько специфичны для каждой культуры, что вообще не могут
быть адекватно переведены с языка на язык. Смысл чаще всего не детерминирован
жестко словом или знаком, а может быть придан вещи или явлению в зависимости от
культурного контекста, наследственной информации, времени произнесения или
написания, субъективного опыта. «Живое слово не обозначает предметы, а свободно
выбирает, как бы для жилья, ту или иную предметную значимость, вещность, милое
тело. И вокруг вещи слово блуждает свободно как душа вокруг брошенного, но не
забытого тела».
Поскольку сам идентификационный принцип
обладает свойством диахронного (от поколения к поколению) социально-культурного
воспроизводства, т.е., в конечном счете, воссоздания базовых ценностей и
устойчивых навыков людей, которые предопределены традицией культурного
развития, социальными и духовными константами. Естественно, чем выше уровень
структурной организации той или иной
языковой системы, тем большее количество идентификационных подсистем в
ней присутствует. Вследствие чего критерии и основы самоидентификации языкового
сообщества могут варьироваться. Криминализация политических структур привносит
в культурное языковое пространство «жаргонизмы», «ненормативную лексику» и
«суржик» как определенную норму языка не только на бытовом уровне, а также в
литературной, театральной и других сферах культурной жизни.
Если идентификация в той или иной степени
нарушена, понижена планка культурных
ценностей, это свидетельствует о кризисе социальной структуры (этнической,
государственной, национальной, конфессиональной и др.).
Когда кризисные явления приобретают радикальный
характер, создается реальный механизм деградации культуры, раскола
цивилизационного поля, в крайнем случае, понижения уровня идентификации на более низкую ступень (например, с
цивилизации – на нацию или этнос). Только гражданское общество с высокими культурными
ценностными ориентирами может сохранить способность к саморегуляции и
самовоспроизводству в рамках
гражданского общества. В
противном случае будет иметь место атомизация социума, ликвидация какой бы то
ни было его целостности в рамках языкового пространства, появление в нем лишь
временных структур, не способных к воспроизводству, не несущих стабильных
социокультурных стереотипов поведения и языкового общения.
Причиной кризиса языковых структур могут
стать самые разные факторы:
- иное цивилизационное влияние вследствие
межэтнических контактов;
- асимметрия этнокультурных контактов, а
также совмещение различных моделей социализации (традиционных и современных) в
этнически неоднородном обществе;
- миграция и урбанизация, во многом
обусловливающие прохождение социализации вне сферы перекрестного давления
привычных культурных и поведенческих стереотипов;
- культурная дифференциация
взаимодействующих социумов, в результате чего процесс ассимиляции накладывается
на специфику ментальности;
- целенаправленные мероприятия,
осуществляемые государством при формировании новых социальных структур; при
расщеплении социума, его ценностно-смыслового ядра вследствие политической
борьбы, культурных конфликтов и т.д., в результате формирования негативной
комплиментарности между входящими структурными системами нижнего уровня;
- размывание целостности социума через
внедрение культурной многоукладности; установление норм поведения, не
соответствующих утвердившимся культурным стереотипам; возникновение новых
доминантных групп с особой, не соответствующей традициям нормативно-ценностной
системой;
- разрыв с привычной культурой и
последующая смена ценностных ориентаций, мотивов деятельности, стереотипов
поведения и мышления на индивидуальном уровне у значительной группы лиц.
Следствием и индикатором кризиса языковой
структуры (групповой или индивидуальной) выступает маргинальность, которая
может актуализироваться на уровне:
- статуса (формы существования);
- явления (особой субкультуры в области
взаимодействия различных социальных групп);
- ситуации, складывающейся на стыке
несходных форм социального быта;
- дискретности социальной регуляции
поведения;
- и, наконец, разрушения этнокультурных
стандартов (которое может выступать и как предпосылка нововведений в социальной
и культурной сфере, и как основа деструктивного поведения).
Языковая маргинальность есть защитный
механизм существования общественного бытия, предохраняющий его от развития по
единому и, возможно, тупиковому пути, это механизм самовоспроизводящегося
разнообразия. Она, в той или иной степени, присуща любым типам общества на всем
протяжении человеческой истории.
ЛИТЕРАТУРА
Бердяев Н.А Революция и культура //
Полярная звезда.1905. №2.
Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Казаринова
И.В. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации// Социс. 1996. №8.
Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного.
М., 1991.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.
М., 1991.
Макбрайд У. Глобализация и межкультурный
диалог // Вопросы философии, №1.-2003.
Мацюк
Р. Суржик для інтелігенції // Поступ, 20.05. 2000
р.
Панфилов В.З. Философские проблемы
языкознания. Гносеологические аспекты. М., 1977.
Петров В.В. От философии языка к философии
сознания (Новые тенденции и их истоки) // Философия, логика, язык.- М., 1987.
Потебня А.А. Мысль и язык.- Харьков, 1892.
Плюскин
Ю.М. Личность на перекрестке культур: модели социализации в условиях
межкультурного взаимодействия. Новосибирск. 1995.
Упорова Г.И. Маргинальность и проблема
перехода к новой системе ценностей // Социальный прогресс: проблемы
гуманизации. Сыктывкар. 1992.
Фуко М. Власть и знание // Интеллектуалы и
власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. /Пер. с франц. С.Ч.Офертаса под общей ред. В.П.Визгина
и Б.М.Скуратова. – М.: Праксис, 2002.