Д. культурологии
Арцыбашева Т.Н.
Обращаясь к
социокультурной и политической истории Российского государства, можно увидеть в
ней две тенденции: объединение на основе сильной центральной власти и
разобщение, суверенизация территорий, ее составляющих. Причина таковых – как
объективные исторические и социально-экономические условия, так и субъективное
желание «удельных владетелей» (в современной терминологии, региональных элит)
быть единоличными хозяевами в своих пределах.
Но одновременно с негативными тенденциями проявляется стремление
локального социума (нации,
этноса, населения региона или местечка) к сбережению своего социокультурного наследия, что свидетельствует о повышения личного и регионального самосознания переломных эпох.
Реформирование авторитарных общественных институтов: введение самоуправления,
расширение образования, свободы слова и действия, как это было во второй половине
XIX века, в постреволюционный или постсоветский периоды,
– способствует духовно-творческому освобождению общественной жизни. Обращение к
культурным истокам и традициям, активизация краеведческого движения в
российской глубинке, создание, когда по распоряжению центра, когда в порядке
частной инициативы познавательно-исследовательских проектов и организаций
представляется своеобразным механизмом этнической, религиозной, культурной
идентификации.
Фактологический
анализ означенных социокультурных процессов показывает их следующие
закономерности:
·
активизацию интереса к
истории и современному состоянию местного сообщества, понимание уникальности
его локальных проявлений и привлечение внимания общественности к наиболее
интересным и важным сторонам историко-культурной жизни региона посредством СМИ;
·
общность деятельности
местной интеллигенции (учительства, духовенства, журналистов, писателей,
музыкантов и т.п.), ширящаяся при появлении соответствующей общественной
организации, при том, что одни и те же деятели, как правило, участвуют во всех
из них и широко публикуются;
·
тесное взаимодействие
краеведческих организаций, их заинтересованность в работе и исследовательских
материалах друг друга, общении и живом обмене идеями посредством съездов и
конференций;
·
значительный рост
просветительско-информационной составляющей в системе отечественной культуры.
Российские территории кризисного времени отличает трепетное отношение к
воскрешающим прошлое местного сообщества артефактам, расширение издательской
деятельности и оживление печати, увеличение количества отражающих своеобразие
места книг и статей. При этом в ряде случаев инициаторами стимулирования
познавательной активности становятся издательства и издательские проекты.
Провинциальные периодические и регулярные издания не просто выполняют роль
объединяющего или информационного центра, но создают своеобразную
информационную инфраструктуру, поддерживающую постоянный публичный диалог о
наиболее важных событиях местной жизни. Углубленные занятия памятниковедением, анализ
и систематизация накопленных материалов позволяют определить состояние
локальной культуры, подталкивают к изучению регионального наследия,
формированию объективной картины местных «культурных гнезд» и
историко-культурных зон, расширению туристско-краеведческой и
музейно-экскурсионной работы, формированию положительного имиджа региона.
Интерес к территориально детерминированным знаниям в отечественной
исследовательской традиции изначально был выражен как «краеведение»
просветительского типа, в определенной мере, продолжающее существовать и
сегодня. Однако
современная эпоха, наряду с традиционным краеведением, активно развивает новую
научную дисциплину – регионологию или региональную культурологию, что, несомненно, связано с появлением термина
«регион», связывающего смежные территории общностью природных условий,
исторического и культурного развития. С 90-х гг. XX века культурология стала использовать новую категорию
– «историко-культурная зона», – позволившую рассматривать социокультурные
процессы в диалектике и динамике их долговременного развития.
На местах наблюдается слияние общественного познавательного движения в
лице краеведческого сообщества с научно-исследовательскими
организациями и государственными учреждениями культуры: ученые-профессионалы помогают краеведам в рамках принятых научных норм описывать
и анализировать полученные данные, а
уникальные находки исследователей-энтузиастов через
преподавателей вузов органично вводятся в научно-образовательный и
информационный процессы. Проблемам культуры,
в том числе культуры тематически и территориально локальной, посвящена едва ли
не половина всех конференций, издаваемых статей и защищаемых диссертаций. По
этой же причине при всех вузах, крупных библиотеках и общественных организациях
работают издательства или редакционно-издательские отделы, являющиеся
одновременно и ретрансляторами культурных ценностей, и частью системы
воспроизводства и развития культурной жизни.
Закономерное в период активизации поиска идентичности возвращение
интереса к собственному культурно-историческому наследию проявляется на фоне
нарастающей глобализации (читай – вестернизации). Два противоречивых процесса –
привитие на российскую почву западных ценностей и возвращение к собственным
национальным корням особенно отчетливо проступают в деятельности СМИ с их
колоссальным значением в смене культурных ориентаций и повседневного образа
жизни жителей провинции. По этой причине региональные СМИ, несмотря на
очевидное засилье массовой культуры, выступают как ретрансляторы культурных ценностей,
оставаясь в мире российской провинции важнейшим средством сохранения
исторической памяти и культурного наследия регионов, а значит, и государства в
целом.