к.псхн, доцент Садыкова С.З.

Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий

и ресурсов, Россия, Татарстан

Цвет и психические процессы

Вся воспринимаемая нами информация на 80% является визуальной. Из этого становится ясным, какую важную роль играют цвета, детерминируя наше восприятие мира. «О красках и таинственных механизмах их влияния на человеческое мышление, чувственное восприятие предметов и отношение к ним, даже на наши поступки размышляли на протяжении всей истории культуры ученые, философы, психологи и живописцы» [2 ;283].

Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. У каждого цвета есть свои специфические свойства и сила. В результате многочисленных психологических экспериментов доказано, что длительное восприятие схожих по тону цветов приводит к цветовому утомлению. Физиологически оптимальными в данном случае являются желто-зеленые, зеленые и светлые ахроматические цвета.

Цветовое воздействие на психику человека затрагивает не только его характер и эмоции, но и познавательные процессы. Речь идет об энергетической стороне цветового воздействия. Под воздействием цвета изменяется динамика психической деятельности человека. В различных цветовых средах человеку «думается по-разному»: цветовое воздействие может, либо препятствовать, либо способствовать решению задачи, цвет оказывает воздействие и на память человека, а именно на процесс запоминания.

Согласно В.Кандинскому, «воздействие красок на человека зависит от форм, которые краски заполняют, и от форм, на которые эти формы располагаются» [1]. В связи с этим, как восприятие, так и запоминаемость текста усиливаются правильным его форматированием, выбором подходящего цветового фона и шрифта. Более привлекательным является применение в тексте цветовых шрифтов, т.к. такую информацию «…прочитывают на 60% больше людей, чем черно-белую» [2 ;281]. Если есть возможность нужно использовать цветные шрифты и гармонизировать фон и шрифт с учетом психологических данных об особенностях цветового восприятия. «…В системе визуального восприятия текста первое место занимает черный шрифт на желтом фоне, второе – зеленый на белом, третье – красный на белом…» [2 ;259].  

Нами проведено исследование по изучению влияния цветового фона и шрифта на процесс запоминания иностранных слов учащимися средних классов. Выборку составили 26 учеников (14 уч-ся в экспериментальной группе и 12 в контрольной) 4-х классов в школе с углубленным изучением французского языка. После определения актуального уровня развития зрительной памяти исследуемых в обеих группах, провели естественный эксперимент на 4-х уроках французского языка в экспериментальной группе.

Содержание эксперимента заключалось в том, что слова, предъявляемые для запоминания, фиксировались на классной коричневой доске разными цветными мелками: белый, желтый, красный. Была выбрана новая тема «La France d’hier», в  итоге изучения которой учащимся предстояло запомнить 40 слов, т.е. по 10 слов в течение каждого урока. Лексика была подобрана таким образом, чтобы на каждом уроке ученику нужно было запомнить 4 существительных с артиклем, 3 прилагательных и 3 глагола, что исключало влияние сложности написания слов на их запоминание. В контрольной группе учащимся требовалось запомнить те же 40 слов по теме, но все слова фиксировались учителем на коричневой доске только белым мелом.

В результате оказалось, что слова, написанные желтым цветом, запомнило большее количество учащихся (12учеников из 14 исследуемых экспериментальной группы), и ими не было допущено ошибок в написании этих слов. Полученные данные подтвердили, что желтый цвет помогает привлечь и сосредоточить внимание, а отсюда и лучшая концентрация на данном материале и эффективность запоминания. Кроме того, желтый и коричневый цвета более контрастные, чем коричневый и красный.

Меньше всего учащиеся данной группы запомнили слова, написанные на доске красным цветом. В письменных ответах детей было большое число ошибок. Известно, что красный цвет воспринимается как сигнал: «главное, важно, опасно», ведь и ошибки в ученических тетрадях учитель исправляет красным цветом! Но в данном эксперименте слова красным мелом были написаны на коричневом фоне (красный и коричневый близкие по тональности цвета), что отразилось на качестве зрительного восприятия материала.

Таким образом, использование цветного текста может влиять на  повышение  качества запоминания, а иногда и понижать, если цветной шрифт не сочетается с фоном текста. Даны рекомендации учителю французского языка, для записей на классной доске (в данном кабинете она коричневого цвета) использовать не только белый, а чаще желтый цвет!

Цвет, где бы он не использовался, всегда обращает на себя внимание человека. Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, из образов представляемого будущего. Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, «внимание – сторона всех познавательных процессов сознания… Это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность» [3.;349].

Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания. Внимание выражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается и известная двусторонность: с одной стороны, внимание направляется на объект, с другой - объект привлекает внимание.

Целью проведения нашего эксперимента было выявление влияния цветового фона и шрифта на свойства внимания: объем, концентрация и распределение. В процессе эксперимента объектами внимания исследуемых были числа, буквы, слова. Выборку составили студенты вуза 19-22 лет в количестве 40 человек. Сбор эмпирических данных осуществлялся с применением: методик Мюнстерберга (определение уровня концентрации), Бурдона (для определения уровня концентрации, распределения и объёма внимания), Шульте (определение устойчивости внимания) При обработке эмпирических данных использовались статистический анализ, метод множественного корреляционного анализа. Для определения силы корреляционных связей использовалась процедура вычисления коэффициента Крамера.

По методике Мюнстерберга, на 1-м этапа, был использован белый фон и черный шрифт, высокий уровень концентрации был у 70% исследуемых. На 2-м этапе, где ввели цветной шрифт, а именно, на белом фоне зеленый шрифт, высокий уровень концентрации внимания продемонстрировали 95% студентов. Как показывают данные, показатель уровня концентрации увеличился на 25%. На 2-м этапе высокий уровень концентрации проявили исследуемые, у которых на 1-м этапе был средний уровень. Студенты, имеющие низкий уровень концентрации внимания по данной методике на 1-м этапе, остались на тех же показателях.

По методике Бурдона: - на 1-м этапе был использован белый фон и черный шрифт. Выявили высокий уровень: объема внимания у 45% исследуемых;  уровень распределение внимания у 50%; уровень концентрации у 85%. На 2-м этапе, где был использован зеленый фон и красный шрифт, (зеленый фон успокаивает, а красный шрифт действует как стимулирующий, активизирующий). Высокий уровень: объема внимания у 80% исследуемых;  распределения внимания у 55%; уровень концентрации у 95% испытуемых.  Результаты говорят об увеличении уровня свойств внимания исследуемых при изменении цвета фона и введении цветного шрифта. Особо большая разница изменений, в сторону увеличения, отмечается в объеме внимания, - почти в два раза.

Низкий уровень распределения внимания отметили у исследуемых, показавших такой же результат по концентрации внимания по методике Мюнстерберга. По данной подгруппе делаем предположение, что у этих исследуемых есть проблемы с концентрацией и распределением внимания при работе с текстом.

Методика Шульте направлена на определение устойчивости внимания. Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Фиксировалось время выполнения задания и количество допущенных ошибок. По данной методике высокие результаты концентрации внимания показали 50% исследуемых. На 2-м этапе использовали фиолетовый и желтый шрифты, - результаты снизились – только 45% исследуемых имели высокий показатель. Кроме того, увеличилось время выполнения задания, и появились ошибки при работе с 4-ой и 5-ой карточками. Полагаем, что причиной явилась большая утомляемость, наступившая при долгой работе с карточками, где использовали числа желтого цвета на белом фоне. Данный стимульный материал требовал большой концентрации зрения, т.к.: не было четкого контраста использованного цвета чисел и фона.

Для того, что бы проверить есть ли взаимосвязь между цветом и свойствами внимания использовали множественный коэффициент квадратичной сопряженности. Вычисления показали, что существует связь между свойствами внимания: объем, распределение и концентрация и цветами - зеленым, красными  (χ² эмп = 55.08 > χ ² кр = 4.61). Установив факт, наличие связи определили степень и силу связи. Для этого использовали коэффициент Крамера (К = 0.54, - это говорит о средней связи).

Полученные результаты проведенных экспериментов показали, что цветовой фон и шрифт оказывают влияние на такие свойства внимания как: объем, распределение, концентрация. А именно красный шрифт на зеленом фоне улучшает распределение и концентрацию внимания. Концентрация внимания так же усиливается при использовании зеленого шрифта на белом фоне. Использование красного и фиолетового шрифтов на белом фоне усиливают устойчивость внимания.

Полученные данные можно использовать, прежде всего, в учебном процессе. А именно, при оформлении учебных стендов, таблиц, а также отдельных страниц учебников, где помещается материал, требующих особого внимания школьников, студентов.

Наши исследования по воздействию цвета на психические процессы продолжаются. Расширены возрастные границы исследуемых, взяты разные сочетания фонов и шрифтов.

 

Литература:

1.Кандинский В.В. О духовном в искусстве (живопись) /В.Кандинский. -   Л: Фонд «Ленинградская галерея», 1990.

2.Кармин А.С. Психология рекламы /А.С.Кармин. – СПб.изд. ДНК.2004

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л.Рубинштейн -  СПб.: ЗАО «Питер», 2002.