Наука - Отечественная история
Д.и.н., проф. Ершова
Э.Б.
Государственный
университет управления, Москва
РОССИЙСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ XX – начала XXI веков:
ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ ОТ
РАДИКАЛИЗМА К ЭВОЛЮЦИИ.
К началу XX века в России
сформировался устойчивый слой интеллигенции самой
различной профессиональной направленности: военной, художественной, технической, медицинской, научной, судебно-правовой, чиновничьей,
учительской и т.д. Несмотря на то, что по подсчетам
некоторых ученых она составляла всего лишь 2,7% от
общего числа населения, интеллигенция оказывала огромное влияние на общество своими взглядами, своими попытками найти пути
преобразования России. Поэтому помимо своей
профессиональной деятельности российская интеллигенция
постоянно искала смысл своей жизни, пути изменения положения народа, освобождения
его от суеверий, давления власти, обретения им общей, правовой и политической культуры, свободы слова, совести, собраний, т.е.
обретения условий, соответствовавших человеческой
цивилизации в современном понятии XX века.
В её духовных исканиях можно увидеть три
направления:
- поиски средств и методов выражения своей
индивидуальности - в художественном творчестве поиск отражения собственных
взглядов на мир; в других видах иногда стремление говорить не только от себя,
но и от имени определенной группы населения, зачастую не имея на это
полномочий и даже не осознавая - от чьего имени они выступают - главное это
пробудить самосознание народных масс и заставить поверить их в искренность и
желание добра представителей этого направления;
-
второе направление духовных исканий больше
относится к центристским
тенденциям, сформировавшимся в результате поисков
концепции медленного
продвижения российского общества по пути прогресса. Это в большей степени
было характерно для либералов, стоявших между
традиционалистами и радикала
ми; они постоянно сомневались в правильности
проповедуемых ими идей;
-
третье направление выражено в восприятии
утопий, прогнозировавших луч
шее будущее для человечества вообще, и для России, в
частности, достигаемого
путем революционных потрясений. Сторонники этого
направления отличались
меньшими сомнениями в истинности избранного ими пути. И
даже тогда, когда он
приводил общество в тупик, радикалы не могли полностью
отказаться от своей веры в «прогресс», достигаемый бурными
потрясениями всего общества. Они и по
сей день продолжают экспериментировать независимо от
уровня человеческих
жертв и трагедий.
В течение всего XX века
российская интеллигенция металась между этими направлениями, то виня себя во
всех бедах страны, то вновь поднимая на щит те или
иные идеи общественного возрождения. Свидетельством тому статьи видных философов и ученых началаXX в. в
сборниках «Вехи», «Из глубины», « Смена вех»,
работы И.Ильина, В.Флоренского и многих других. А в более поздние времена - выступления
А.Д.Сахарова, А.И.Солженицына и т.д.
Результатом нравственных и духовных поисков
интеллигенции стала её разобщенность, позволявшая всевозможным силам, власть
имущим, сталкивать различные группы интеллигенции
лбами, бороться друг против друга, обличать в предательстве интересов народа,
а в некоторые десятилетия при использовании властью
этих споров в качестве повода - исчезать в небытие. Своими жизнями платила интеллигенция за нежелание понимать стремления тех, кто приходил к
власти на волне разрушительной деятельности интеллигенции, будировавшей
постоянно в массах недовольство существующими порядками.
Искания творческой интеллигенции отражались
в её произведениях - художественных полотнах, кинофильмах, театральных
постановках, скульптуре, литературных произведениях, архитектуре и т.д.
Мыслители оставили нам в наследство большое
количество своих работ, полных рассуждений о роли России в мировом сообществе и собственной судьбе. На долгие десятилетия хватило и
еще хватит размышлений на их точки зрения, взгляды,
условия их формирований, причин изменения взглядов и многого
другого. Стремление понять искания интеллигенции начала века могут привести
нас к пониманию её позиций в XXI столетии или иначе - третьем тысячелетии.
С середины 60-х годов ХХ в. фактически начался
отсчет все более нарастающего пристального внимания ученых самых
разных направлений к проблемам российской интеллигенции, ее
дефинициям, национальным группам, характеристике,
историческим судьбам, ее патриотизму, духовным воззрениям и результатам этих ее
исканий. Самым большим достижением возникшей в связи с расширением исследований науки «интеллигентоведения» является признание индивидуальности русского интеллигента, его неповторимости и, пожалуй,
невозможности уложить всю российскую интеллигенцию в
«прокрустово ложе», то есть в раз и навсегда
четко определенные квалификационные или классовые черты. Думается, что к концу XX века российская интеллигенция превратилась из обычной социальной
прослойки, какой ее считали марксисты в начале ХХ
столетия, во вполне сформировавшийся самостоятельный
класс, роль которого все сильнее определяет дальнейшее развитие технологических новаций человечества.
История в начале русской, затем советской и
российской интеллигенции при этом свидетельствует, что для нее во все времена
был характерен традиционализм наравне с ее иррациональным поведением на тех
или иных этапах продвижения России по цивилизованному пути развития со всеми
его зигзагами. Анализ ментальности российской интеллигенции XX века
позволяет сделать вывод о мультиполярности ее взглядов, исходящих из свободного
объединения схожих интеллектов при любом политическом режиме, любом
строе и правительстве, любом уровне личной и
творческой свободы. С этой точки зрения традиционализм интеллигенции всех периодов отечественной истории выражался в том, что
создаваемые ею идеи и идеологии формировали и
продолжают формировать самый важный фактор из множества
связей между социальной динамикой общества и утверждением
в его сознании идей, зачастую опережающих имеющийся уровень обыденного сознания населения. Это не означает, что на творцов новых
идей не оказывало влияние многообразие факторов и
явлений, предвещавших очередной кризис власти
в стране. Многие представители науки, культуры предвидели наступление очередной смуты и пытались предостеречь власть имущих о
надвигающихся катаклизмах, о необходимости проведения радикальных реформ. Призывы
к революции, радикальным мерам шли, в большей степени, от
отчаяния, безысходности, что существующая власть не желает
слушать и слышать разумных предложений
осуществления эволюционного пути развития России.
Однако каждый период жизни российского общества
заставлял интеллигенцию делать свой выбор. И все же - даже
широкий спектр социальных противоречий, известный
международному сообществу XX века, не может объяснить, каким образом творцы и выразители определенных взглядов вопреки им поддерживали не то общественное движение, которое они создавали сами, а присоединялись к общественной силе, политическим группам, против которых они идейно выступали. Именно в этом находит свое
выражение иррационализм российской интеллигенции. Проповедуя
одно, зовя к светлому будущему, русская интеллигенция не всегда могла сформулировать
механизм воплощения своих идей в практическую жизнь, а в
ряде случаев предоставляла их исполнение более
решительным деятелям, далеким от истинной интеллигентности, но обладающим волей к власти. Поднимая сознание масс до понимания
необходимости изменения убогости жизни основной
массы народа, русская интеллигенция, также как и
нынешняя - российская - не смогла удержать начатые ею реформы в рамках цивилизационного преобразования страны.
Среди факторов, способных привести к
осмыслению тенденции мультиполяр-ности
традиционализма и иррационализма российской интеллигенции на протяжении всего XX века, можно назвать ее социальную базу, специфические объединения,
прогрессивную и регрессивную мобильность, функции в обществе в целом. В этом плане данный аспект проблемы может быть рассмотрен на стыке
многих наук: истории, социологии, философии и т.д., что позволит наиболее
глубоко разобраться в таком феномене евразийской цивилизации, как русская -
советская - российская интеллигенция (в статье
все эти три обозначения входят в общее понятие - российская интеллигенция, ибо автор не ставит
себе задачу
рассматривать общее и особенное в указанных градациях).
Говоря о социальной
базе этих трех поколений интеллигенции (во временном понятии), необходимо
отметить ее неоднородность, с одной стороны, и признание определенных традиций старой интеллигенции той частью новых людей, вступивших в
ранг образованных до того времени, когда они начинали превосходить прежних
интеллигентов не только численно, но и
качественно, в соответствии с требованиями следующего
этапа развития страны. Уход старой интеллигенции из жизни кардинально менял
сложившуюся традиционную культуру, способствовал изменению статуса интеллигенции, предлагаемых и воспринимаемых ею новых
воззрений, что приводило к иррациональности ее поведения
по отношению к прежним ценностям в силу изменившихся
обстоятельств, либо давления со стороны усилившейся власти, и других самых различных факторов.
В любом историческом периоде развития России
мы найдем примеры создания многочисленных типов интеллектуальных
объединений, в которых взаимные контакты
интеллигенции чаще всего являлись неформальными, ибо в данном общении принимали участие лишь близкие по духу, настроению, взглядам люди.
Такие объединения играли и продолжают играть
важнейшую роль своего рода катализатора в формировании последующих общих
установок и образа жизни не только своего круга, но и в
целом общества. В преддверии трудных времен для России их основными чертами
была радикальная разочарованность в существовавшем положении экономики,
политики, культуры, а также скептицизм (особенно в современных условиях) по
отношению к обещаниям власть имущих о скором улучшении. И даже при этом интеллигенция стремилась найти свой путь в тяжелейших для нее и ее
творчества условиях, успокаивая себя при этом тем, что были и худшие
времена, но Россия выживала и оставалась той
силой мировой политики, которая уравновешивала самые радикальные
устремления других стран. В своей же стране при всем радикализме определенной части интеллигенции, основная ее
часть опиралась на традиции, никогда не терявшие своей ценности: прежде всего
свою духовность, свою систему образования,
природный талант, веру в святую Русь.
События XX века наложили
свой отпечаток на самые различные сферы жизни человеческого
общества, повлияли на идеологию, взгляды, поведение самых разных слоев
населения во всем мире, но наиболее катастрофичными их результаты оказались для
России.
Во многих,
особенно революционных событиях в России, ряд ученых Запада и нашей страны склонны обвинять интеллигенцию, постоянно будировавшую население России с точки зрения выражения недовольства существовавшими и
существующими порядками, политическим строем, состоянием
политической и правовой культуры, отсутствием свобод
совести, слова, собраний и т.д. Она стремилась убедить народ в необходимости
изменения сложившегося в течение столетий его бесправия.
Однако в последние десятилетия эта точка
зрения претерпела существенные изменения в плане
исследования многофакторности причин того или иного поведения интеллигенции, формирования её взглядов в разные моменты XX века: в
его начале, 10-х, 20-30-х гг. и во все последующие годы.
Каждый из исследователей по проблемам интеллигенции
ищет и находит своё видение позиций той или иной её группы,
обосновывает влияние различных факторов на точки
зрения представителей этих групп по вопросам общественно-политического и экономического состояния России, их предложений по выходу из
тупиков, куда попадает она по милости власть
имущих. В то же время эти ученые, показывая
многомерность и многоуровневость позиций и поведения интеллигенция в разные общественно-политические эпохи, существовавшие в России XX
столетия, вольно или невольно раскрывают неустойчивость взглядов интеллигенции
по мере изменения ситуации и расстановки сил на
политическом поле страны.
Ярким примером неустойчивости её политических
взглядов является её стремление в 70-х - 80-х гг. ХIХ века
пробудить народ с помощью внесения в его среду грамотности и образованности
наряду с объяснением антинародной политики царизма и
призывами к революции. Затем после ужасных событий первой русской революции пришло протрезвление и начались попытки обосновать
необходимость проведения эволюционного,
постепенного преобразования России. Однако маховик был
запущен, что привело к революциям 1917 г. С этого времени происходило изменение как состава самой интеллигенции, так и её
взглядов на происходившее в стране.
Каковы же были факторы неустойчивости
общественно-политических взглядов интеллигенции в первой
трети XX века, продолжение ее духовных поисков?
Прежде всего, это социальная неоднородность
интеллигенции, влиявшая на формирование её взглядов, затем особый период
профессионального становления как специалиста и
личности, когда все имело значение: идет ли интеллигент вверх по служебной лестнице или стоит на месте; движется ли вместе с
окружающими людьми или самостоятельно. На неё
оказывало влияние общественно-политическая обстановка
в стране, городе или местности, где интеллигенция обитала, кто окружал и какие взгляды исповедовал. В начале XX века
наиболее востребованной была идея пролетарской революции,
ухода самодержавия с политической арены, но позднее, под
влиянием потрясений, интеллигенция пыталась отойти от этой идеи, что привело к её физическому уничтожению.
Одним из серьезных факторов
общественно-политической неустойчивости интеллигенции
является и по сегодняшний день осознание ею своей невостребованности в
политических кругах, и в целом - в обществе, нахождение её чаще всего на
обочине жизни народа, как бы она не стремилась в переломные
моменты отстоять истинно человеческие ценности в
его же интересах.
Все эти теоретические выводы сделаны на
основе многих конкретных примерах жизни и деятельности
представителей самых разных профессиональных групп интеллигенции, приведение которых займет слишком много места, тогда,
как рамки публикации ограничены.
В 20-е - 30-е г. в связи с изменением
политических ориентиров и ориентации самого
государства интеллигенция была вынуждена, с одной стороны менять как поведение,
так и выражение своих взглядов в целях самосохранения, а с другой -нарождавшаяся новая интеллигенция в силу воздействия пропаганды пролетарской идеологии свято верила в догмы марксистско-ленинского учения, хотя
с течением времени убеждалась во многих его противоречиях, а главное - в
неприемлемости в практической жизни.
Изменение или даже отказ от своих прежних
взглядов имели определенные последствия для
интеллигенции в целом, ибо рано или поздно, но наступал период, когда нужно было четко определить свою позицию, и тогда наступал
момент «истины». Перед интеллигенцией вставала
дилемма: быть до конца честным и принципиальным, и
невзирая ни на что, высказать именно свой взгляд на ситуацию, либо слукавить, но сохранить жизнь себе и своим близким и
родным.
Кто же способен бросить в них камень?
Современная интеллигенция конца XX века
более прагматична. Среди людей, имеющих высшее
образование, редко можно услышать рассуждения о том, насколько верны пути развития России в первые десятилетия третьего
тысячелетия. Все больше обсуждаются старые, как наш мир, вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?», вплоть до сатириков и юмористов.
Однако большая часть нынешней интеллигенции
четко понимает, что радикализм приносит больше
вреда, чем эволюционный путь, хотя и медленный, но более верный. При этом среди определенной части интеллигенции преобладает мнение, что этот путь
возможен лишь с помощью мирового сообщества. Такие настроения рождают у одних иждивенческие настроения, у других - желание
полностью разоружиться и ждать милостей, что из
развала, в который она сама себя загнала её вытащит «дядя Сэм»; у третьих - опасения
превратиться в третьеразрядную страну в качестве рынка сырья, дешевой рабочей
силы и рынка сбыта низкопробной продукции иностранный фирм
и производителей.
Другая часть интеллигенции считает, что
Россия может справиться со своими бедами сама, и
должна это сделать, ибо ведущим государствам мира сильная Россия не нужна. Последние
события в странах Ближнего Востока, на юге Европы все больше подтверждают
правоту таких точек зрения.
Многие представители современной
интеллигенции забыли о корнях своего происхождения и
их поиск духовных ценностей часто носит более прагматичный характер, ибо они осознают, что их успех во все большей степени зависит
от понимания сложных условий и своевременной
перестройки взглядов.
Разочарование в разрушительной деятельности 90-х
гг. XX века, однако, не приводит определенную часть
современной интеллигенции в тупик, несмотря на все увеличивающийся скептицизм общества, и в тоже время не усиливает их радикальности.
Чаще всего они вновь и вновь стремятся вернуться к
вере в «прогресс», который должен ввести Россию в
число цивилизованных стран.
Политическая, военная, промышленная,
финансовая, научная элита находится в положении,
позволяющим видеть ситуацию в стране во всей её сложности, многообразии и многочисленности связей разных сторон. И в этом случае
духовные искания имеют тенденцию попыток оказывать влияние
непосредственно на события различными формами – от обсуждений ситуации на
различных форумах до протестных движений и в этом плане процесс идет уже от
эволюционного пути к радикальному.
В борьбе этих сил прослеживаются уровень
культуры и пути, которыми интеллигенция
стремится достичь ключевых позиций в обществе. От того, какая интеллигенция
займет ведущее положение в управленческих структурах государства, будут установлены духовные образцы и для общества в целом, которые могут
со временем трансформироваться в устойчивую
традицию. Традиция приобщения к культуре
политической, правовой не позволит преобладать радикализму, хотя в тоже время не приведет и к неизменности норм и идей.
Таким образом, понимание важности логического
прогрессивного развития общества должно
привести интеллигенцию к пониманию необходимости
единых действий, направленных на поиск механизмов, далеких от кровавых потерь и
трагических развязок.