Музыка и жизнь/1. Музыка: изучение и
преподавание
Колесникова Ю.Л.
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва,
Россия
Научный кружок «Хоровая музыка
финно-угорских народов: этнические традиции, межнациональные контексты»
как средство актуализации музыкально-педагогического
творческого потенциала личности студента
В
современных условиях модернизация системы университетского образования
происходит на основе внедрения новых стандартов образования.
В
соответствии с требованиями «Федерального государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования» по направлению подготовки 073700
«Искусство народного пения», будущие музыканты должны иметь определенные общекультурные компетенции:
– способность и
готовность ориентироваться в специальной литературе, как в сфере музыкального
искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства);
– способность и
готовность работать со специальной литературой в области музыкального искусства
и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией;
– способность и
готовность приобретать с большей степенью самостоятельности новые знания,
используя современные образовательные и информационные технологии и др.;
профессиональные компетенции:
в
музыкально-исполнительской деятельности:
– способность и
готовность осознавать специфику музыкального исполнительства как вида
творческой деятельности;
– способность и
готовность создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального
произведения;
– способность и готовность
совершенствовать культуру исполнительского интонирования, мастерство в
использовании комплекса художественных средств исполнения в соответствии со
стилем музыкального произведения;
– способность и
готовность к постижению закономерностей
и методов исполнительской работы над музыкальным произведением, норм и
способов подготовки произведения, программы к публичному выступлению, студийной
записи, задач репетиционного процесса, способов и методов его оптимальной
организации в различных условиях;
– способность и
готовность к постоянной и систематической работе, направленной на
совершенствование своего профессионального мастерства;
компетенции в педагогической деятельности:
– способность и
готовность овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических
знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной
деятельности;
– способность и
готовность воспитывать у обучающихся потребность в творческой работе над музыкальным
произведением;
в организационно-управленческой деятельности:
– способность и
готовность к работе в коллективе – в целях совместного достижения высоких
качественных результатов деятельности, планированию концертной деятельности
творческого коллектива, организации творческих мероприятий (фестивалей,
конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий) с применением знании й в
области законодательства РФ;
в культурно-просветительской деятельности:
– способность и
готовность к показу своей исполнительской работы на различных сценических
площадках [См.: 2].
Общий анализ перечисленных компетенций
показывает, что характеристика их как «способность» выражает внутренний
потенциал личности студентов и требует развития таких способностей в процессе
музыкального образования; а характеристика как «готовность» – (см. любую из
вышеприведенных компетенций), – требует целенаправленного процесса овладения
профессиональной музыкально-педагогической деятельностью.
В
процессе образования студент должен получить знания как в области
профессиональной музыкально-исполнительской и педагогической деятельности, так
и развить свои способности.
В
работах, посвященных исследованию процесса освоения музыкально-педагогической
профессиональной деятельности, высокая результативность достигается за счет
актуализации личностного творческого потенциала человека.
В
ходе нашего исследования выявилась проблема, какая образовательная деятельность
соответствует развитию музыкально-педагогического творческого потенциала
студентов.
В
качестве гипотезы можно предположить, что методика преподавания должна быть
направлена на определение и раскрытие творческих качеств личности: способности
к самоактуализации, способности к продуктивной деятельности, профессиональной
направленности, творческого мышления, музыкальности, творческой активности в
процессе актуализации музыкально-педагогического творческого потенциала
студентов-музыкантов. Возможно, что возникнет несоответствие между задачами
образовательного процесса и возможностями и способностями студента из-за
технического несовершенства навыков исполнителя, что потребует включения
дополнительных образовательных технологий.
В
исследовании Е. В. Фетисовой и В. Г.
Зазыкина выявлена проблема исполнительского и сценического вида художественно-творческой деятельности
личности, к которым относится музыкальное исполнительское творчество. Они
предлагают рассматривать мастерство («акме») исполнения через влияние личностных
характеристик творческой личности на процесс и результативность созидания
выдающихся творческих достижений [3].
В
настоящей работе нас интересует предметная сторона проблемы. В научной работе
студентов, занимающихся в кружке «Хоровая музыка финно-угорских народов:
этнические традиции, межнациональные контексты», нами были взяты за основу
деятельности следующие условия: достижение мастерства в исполнении хоровых
обработок народных песен финно-угорских народов путем интеграции
художественного образа музыкального произведения и технических навыков. В
акмеологии художественно-творческой деятельности выдвигается идея создания целостного
характера индивидуальной интерпретации музыкального произведения с «распредмечиванием»
задумки автора.
Научный
интерес представляет процесс актуализации личностно-творческого потенциала
исполнителя и самореализации в музыкальной исполнительской деятельности, в «распредмечивании»
произведения и воплощении индивидуального стиля в художественном образе.
Студенту,
как начинающему исполнителю, следует целенаправленно добиваться выявления и
развития специальных умений и навыков,
расширить технические возможности для полной передачи художественного образа. Важно, чтобы внимание исполнителя
освободилось от контроля за способами действия и перенеслось на получаемые
результаты.
По
словам И. Гофмана, «техника должна с самого начала идти рука об руку с подлинным
музыкальным развитием. Техника представляет материальную сторону искусства» [1,
84].
Таким
образом, главной проблемой музыкального образования высшей школы является
поиск, изучение, разработка и организация
такого образовательного процесса, педагогическая система которого
отвечала бы логике развития потенциально имеющихся возможностей и способностей
студентов до уровня музыкально-творческой профессиональной деятельности.
Образовательные технологии такой педагогической системы являлись бы
технологиями качественного преобразования личностно-творческого потенциала
студента, строящегося на логике личностно-профессионального роста и
самосовершенствования; кроме того, выступали основой формирующего эксперимента,
построенного на обучающей, развивающей и научной деятельности студента университета.
Литература:
1. Гофман И. К. Фортепианная игра: ответы
на вопросы о фортепианной игре / И. К. Гофман. – М., 1961. – 220 с.
2. Федеральный государственный
образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению
подготовки 073700 «Искусство народного пения». – Утв. прик. Минобрнауки РФ. – 2011
– 01 – 24. – № 75.
3. Фетисова Е. В., Зазыкин В. Г. Акме в
художественно-творческой деятельности / Е. В. Фетисова, В. Г. Зазыкин //
Акмеология: учебник / под общ. ред. А. А. Деркача. – М., 2002. – 681 с.