Музыка и жизнь/1.
Музыка: изучение и преподавание
К. культурологии Гулая Т.Н.
Мордовский государственный университет им.
Н.П. Огарёва, Россия
Фортепианные
циклы современных композиторов Мордовии
Фортепианный цикл
является сегодня одним из наиболее «востребованных» жанров академической
музыки. В творческом наследии композиторов Мордовии циклы фортепианных пьес
занимают особое место. Программные миниатюры, составляющие
звенья единой цепи цикла, предстают как яркие, пропитанные национальным
колоритом, произведения.
Одним из первых
композиторов Мордовии, обратившихся к созданию фортепианного цикла, был основоположник
профессиональной национальной музыки – Л.П. Кирюков. «Одиннадцать фортепианных
миниатюр» – оригинальный музыкальный дневник композитора, отображающий
разнообразные оттенки сложного противоречивого внутреннего мира автора («Элегия»,
«Прелюдия»), картины природы, окрашенные настроением «рассказчика» («Утро»,
«Весенние отзвуки»), миниатюры в стиле народных песен («Мордовская протяжная
песня», «Мордовская свадебная песня»), яркие жанровые зарисовки («Праздник в
Пимбуре», «Хороводная пляска», «Кштима»).
Фортепианный цикл
Г.Г. Вдовина «Музыка на скульптуры С.Д. Эрьзи» («Моисей», «Греза», «Танец») уверенно
существует на концертной эстраде и в педагогической практике. Музыка триптиха «передает образы,
запечатленные скульптором в дереве, то конкретизируя,
то обобщая их, играя множеством оттенков звуковой палитры. Несмотря на различный характер, жанровую
принадлежность и композиционную
структуру, пьесы объединяет национальный
колорит, что выражается в использовании ангемитонного мелодизма,
употреблении кварто-квинтовых и большесекундовых созвучий, в метроритмической
свободе развития музыкального материала» [1,
61].
Цикл М.И. Волкова
«Времена года» – яркий пример продолжения традиций «музыкальной живописи»
русских композиторов в сочетании с национальной и авторской самобытностью. Сопоставление
фортепианных миниатюр Волкова с живописными полотнами возможно благодаря
картинности, наглядности и изобразительности этих произведений. Среди них –
картины деревенских пейзажей («Летят утки», «Осенний этюд», «Вьюга», «Мотыльки»,
«На реке», «Пробуждение»), жанрово-бытовые сценки («Колыбельная», «Марш», «Протяжная»,
«Хороводная», «Урожайная», «Веселая горка»). В цикле представлены устойчивые
интонационные, темпо-ритмические и фактурные образования, служащие воплощению
пластических и пространственных образов.
Г.Г. Сураев-Королев, продолжая традиции основоположников мордовской
профессиональной музыки, привлекает в национальную музыку элементы джаза,
рок-музыки. В его произведениях происходит органичное слияние современных
ритмов с народными
мордовскими интонациями. В фортепианном цикле «Десять прелюдий-импровизаций» «родственные
интонации различных прелюдий, подобно разноцветным бликам калейдоскопа,
объединяют эти десять пьес в единую музыкальную программную композицию» [2, 3–4].
Интересен
фортепианный цикл Н.Н. Митина «Четыре прелюдии». Обращение к жанру прелюдии
предопределяет спектр выразительных и формообразующих средств. Характерное для
романтизма столкновение образных антитез (комическое – трагическое, идеальное –
действительное, гротескное – возвышенное и т. д.) нашло опосредованное
выражение в цикле. Пасторальная картина, «нарисованная» в Первой прелюдии (Moderato), сменяется скерцозным гротеском
Второй (Allegro) и перерастает в лирическое повествование Третьей (Andante); завершается цикл Четвертой
прелюдией (Allegro), представляющей насыщенную юмором
и ироническими нотками народно-бытовую сценку. В цикле Митина сохраняется
первоначальное назначение прелюдии – служить выражением эмоций, тончайших
психологических нюансов. Однако композитор наполняет свои сочинения иным, более
глубинным смыслом, проникнутым духом музыки XX-го в., с ее завоеваниями в
области гармонии, формы, тематического развития и фактуры.
Мир детства с его
наивностью, непосредственностью, любопытством и неукротимой энергией находит
отражение в творчестве многих композиторов. Циклы Н.И. Бояркина
«Ютазде лецтнемат», «20 детских пьес», «Четыре пьесы для фортепиано» («Песня»,
«Пряха», «Рекрутская»,
«Сельский праздник») знакомят детскую аудиторию с самобытным музыкальным
фольклорным наследием мордовского народа, с приемами современного
композиторского письма.
Внешний лаконизм
миниатюр цикла Г.Г. Вдовина «Восемь пьес для фортепиано» требует особой манеры
их передачи, детской искренности и непосредственности. «Простая песенка»,
«Инвенция», «Песня о павшем герое», «Колыбельная», «Танец» и т. д. погружают слушателя
в мир детства «с наивными, но яркими эмоциональными переживаниями, глубокими… чувствами, непосредственностью их выражения,
преобладающим образным, фантазийным восприятием мира» [3, 30]. Для ознакомления
с музыкально-художественными стилями композиторов различных эпох интересен цикл «Портреты». Создание музыкальных образов
великих художников («В. Моцарт», «Р.
Шуман», «П. Чайковский», «Б. Барток»,
«С. Прокофьев») осуществляется с привлечением музыкальных тем, вобравших
идейные, интонационно-мелодические, фактурные особенности творчества этих
композиторов.
Таким образом, на
примере творчества современных композиторов Мордовии можно утверждать, что традиционная
классическая форма фортепианного цикла продолжает находиться в процессе своего
эволюционного развития.
Литература:
1. Исаева С.А.,
Асанова Е.Ш. Некоторые особенности композиции фортепианного цикла Г.Г. Вдовина
«Музыка на скульптуры С.Д. Эрьзи» // Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб.
ст. и материалов (к 65-летию композитора). – Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2006.
– С. 60–65.
2. Исаева С.А.,
Гунина Е.В. Г.Г. Сураев-Королев. Десять прелюдий-импровизаций: учебно-метод.
разработка. – 2-е изд. перераб. – Саранск : Тип. «Рузаевский печатник», 2006. –
18 с.
3. Молоствова И.Е.
Стилевые особенности фортепианной музыки для детей и юношества Г.Г. Вдовина //
Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб. ст. и материалов (к 65-летию
композитора). – Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2006. – С. 30–38.