Музыка и жизнь/1. Музыка: изучение и преподавание
Модина Е.О.
Мордовский
государственный университет им. Н.П. Огарева, Россия
Фольклор в системе современной музыкальной культуры
В последние годы в фольклористике накоплен
богатый опыт в области изучения природы фольклора, специфики его отдельных
жанров, стилистических особенностей и т. д. Разнообразие теоретических
вариантов определения фольклора объясняется тем, что фольклор в прошлом
представлял собой широкую полифункциональную область словесного и музыкального
народного творчества, «…отграничить и определить которую можно только при учете
целого комплекса свойств и особенностей (устность, коллективность, народность,
вариантность и т. д.)» [3, 26–27].
В настоящее время фольклор видоизменяется под
натиском современной культуры, приобретая формы вынужденного
трансформированного искусства. Хоть условия бытования фольклора и меняют свою
среду обитания и бытовую значимость, они несут
в себе зерно мудрости и духовности. Рассмотрение отличий фольклора от
современного музыкального творчества
строится на серии противопоставлений, которые можно рассмотреть в рамках
представленных в таблице признаков:
Признаки |
Фольклор |
Современное
музыкальное творчество |
Природа бытования |
Устная |
Письменная |
Стилистические различия |
Народная традиция |
Литературная традиция |
Соотношение традиций и новаций |
Доминирование традиций |
Доминирование новаций |
Природа творчества |
Коллективная Бессознательная Стихийная |
Индивидуальная, стремящаяся к теоретическому самосознанию |
Форма существования |
Варьирование |
Стабильность |
Рассмотрим данные противопоставления подробнее.
Природа
бытования
фольклора заключается в устной передаче музыкальных произведений, текстов и т.
д. Изначально традиции и обряды передавались от одного поколения другому, от
старшего к младшему, дополняя знания. Так было на протяжении многих веков, пока
не начали появляться рукописные сборники (сборник Кирши Данилова «Древние
Российские стихотворения»), а позже и печатные нотные сборники В.Ф. Трутовского, Н.А. Львова и И. Прача, И.А. Рупина и т. д.). Фольклор,
который раньше пополнялся традициями и народной мудростью, стал
консервированным творчеством, напечатанном на страничках учебников.
Современность, заставляя менять стиль жизни, образ и духовное восприятие мира,
сама того не подозревая привела к гибели устной традиции. Редко кто теперь в
деревнях может рассказать об обрядах и музыкальных произведениях. Письменность,
запечатлевшая творения народного творчества, которая пришла на замену устной
традиции, в современном мире может рассказать на много больше.
Стилистические
различия.
В отечественной фольклористике фиксировались и
описывались многочисленные, хотя чаще всего разрозненные факты фольклорных
заимствований и трансформаций на разных уровнях – поэтические сюжеты, мотивы и образы, исторические предания и
легенды, фольклорно-обрядовые термины, отдельные песенные мелодии, музыкальные
инструменты и инструментальные наигрыши и т. д. [2, 28–29]. Рассматривая типологию трансформаций,
целесообразно выделить две группы.
Первая
группа предлагает трансформацию исходного текста и музыкального напева внутри
данной традиции, при этом нужно исходить из того, что в пределах данной
традиции есть средства, позволяющие идентифицировать соответствующие элементы
разных изменений. В пределах этой группы случаев следует различать две
разновидности. Одна из них объединяет «трансформы» [1, 50]
исходного напева и текста, появление которых обусловлено структурой жанрового
пространства данной традиции. Другая, связывает друг с другом «трансформы»
исходного напева и текста, обусловленные структурой сценария годового
календарного круга, который сам соотнесен с циклом хозяйственных работ или с жизненным циклом; следовательно, для
этой группы трансформов определяющим является функциональный признак.
Вторая группа предполагает такую трансформацию
текста и напева, которая выходит за пределы одной исконной традиции и чаще
всего объясняется сменой предыдущей исторической традиции новой или
сосуществованием двух этих традиций вместе.
Соотношение
традиций и новаций.
В древнем обществе традиции играли большую роль,
нежели в настоящее время, передавая ту кладь народного творчества, которая
годами накапливалась. Отхождение означало незнание и неумение воспроизвести
мудрость предков, данную оберегать и учить новое поколение. Новации не слишком
приветствовались, и должны были утвердить себя, преодолевая вековые грани
человеческого самосознания. В современном мире новации уже утвердили себя, и
принимаются как неотъемлемая часть народного творчества.
Природа
творчества.
Для фольклора характерна своя природа творчества – коллективная,
бессознательная, стихийная, что является полным противопоставлением
современности, где проявляется индивидуализм, стремящийся к теоретическому самосознанию. Например, ранее
восхищавшее собой стихийное творчество, перестает быть востребованным.
Форма
существования.
Современное искусство благодаря своей
стабильности, является четко выраженным
и заученным моментом. Варьирование, отличающее фольклор, перестает быть
бессознательным творчеством и выступает четким повторением выученного
предложенного произведения.
Таким образом,
что современное творчество, доминируя новациями и отличающееся
индивидуализмом и стабильностью, все больше отдаляется от подлинного народного
творчества. Фольклор при всем своем многообразии и богатстве красок служит лишь
основой современного музыкального искусства.
Литература:
1. Иванов В.В. Инвариант и трансформации в
мифологических и фольклорных текстах / В.В. Иванов, В.Н. Торопов //
Типологические исследования по фольклору : сб. ст. – М.: Гос. муз. изд-во, 1975. – С. 44–76.
2. Лапин В. Фольклорное
двуязычие: феномен и процесс / В. Лапин // Искусство устной традиции.
Историческая морфология. – СПб.: Гос. муз. изд-во, 2002. – С. 28–38.
3. Чистов
К.В. Специфика фольклора в
свете теории информации
/ К.В. Чистов // Типологические исследования по фольклору : сб. ст.
– М.: Гос. муз. изд-во,
1975. – С. 26–43.