Педагогические
науки / 2. Проблемы подготовки специалистов
Пошивач Е.О.
аспирантка
по направлению подготовки 13.00.08 «Теория и методика профессионального
образования»
Краснодарский государственный университет
культуры и искусств, Россия
Рефлексия как психолого-педагогический
феномен
Еще со
времен античной философии рефлексия приковывала внимание мыслителей и деятелей
науки. Древнегреческие философы считали, что назначение рефлексии заключается в
самопознании человека. Сократ называл важнейшей задачей человека познание своей
духовной активности в ее познавательной функции. Платон считал, что
самопознание необходимо в связи с воспитанием в себе такой добродетели, как
благоразумие, которое он определял как знание самого себя. Аристотель признавал
за рефлексией свойство божественного разума, который способен обнаружить
единство предмета знания и знания, т.е. мыслимого и мысли. Декарт определял
рефлексию как способность индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, без
отвлечения на внешнее, телесное. Полученное в результате знание о самом себе –
есть единственно достоверное знание, являющееся платформой для дальнейших
рассуждений о мире, о Боге, о смысле жизни. Со временем фокус восприятия
рефлексии меняется, что связано с одной из важнейших проблем философии нового
времени - проблемы обоснования, источника знаний человека.
В философии
Просвещения рефлексия определялась как «источник идей» (К. Гельвеций, Т. Гобсс,
Д. Дидро, Ж. Ламетри, Д. Локк, Д. Юм), в немецкой классической философии как «метод мышления» (Г. Гегель, И. Кант, И.
Фихте, Ф. Шеллинг). На данном этапе рефлексия является общей категорией
различных отраслей философского знания: герменевтики, акмеологии, синергетики, семиотики,
(Э.В. Ильенков, М.М. Бахтин, С.Т. Вайман, М.К. Мамардашвили, Г.Х. Гадамер и
др.).
Принято
считать, что расширение понятия рефлексии и более глубокое его рассмотрение
зарождается благодаря полемике Локка и Лейбница. Именно у Локка и Лейбница
рефлексия начинает трактоваться как
самопознание, как "поворот духа к «я»", и благодаря этому
приобретает отчетливо психологическую окраску.
Локк впервые
выделил рефлексию как особую психическую реальность, рассматривая ее как
внутренний опыт, являющийся основным источником знаний, в отличие от опыта
внешнего, основанного на восприятии окружающего мира органами чувств. Он
определял рефлексию как действие ума над самим собой, «…наблюдение, которому ум
подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме
возникают идеи этой деятельности» [7, с. 129].
Именно полемика
Локка и Лейбница стимулировала рассмотрение Кантом рефлексии в связи с
исследованием оснований познавательной способности человека. Кант выделил
логическую рефлексию, при которой представления об окружающем мире просто
сравниваются друг с другом, и трансцендентальную рефлексию, при которой
сравнимые представления связываются с той или иной познавательной способностью
– чувственностью или рассудком. По Канту «рефлексия (reflexio) не имеет дела с
самими предметами, чтобы получать понятия прямо из них, но есть такое состояние
души, которое нас прежде всего побуждает к тому, чтобы открыть субъективные
условия, при которых мы можем добраться до понятий» [5, А 260; Т. 3, 314].
Гегель
сделал попытку дать рефлексии имманентное определение в рамках общей картины существования
и развития духа [11]. Он признавал рефлексию как необходимый момент
познавательного процесса и вместе с тем подчеркивал ее ограниченность. После
Гегеля понятие рефлексии стало и остается до сих пор одним из важнейших в
обосновании философского анализа знания.
А. Буземан первый из психологов
предложил выделить исследования по рефлексии и самосознанию в особую область и
назвать ее психологией рефлексии [3; с.228]. Основной результат его работ, по
оценке Л. С. Выготского, состоит в экспериментальном доказательстве
того, что «рефлексия и основанное на ней самосознание подростка представлены в
развитии» [3, с.231]. А. Буземан трактует рефлексию как «всякое
перенесение переживания с внешнего мира на самого себя» [3, с.228].
Как считают
психологи, интеллектуальное развитие предполагает не только совершенствование
когнитивных механизмов переработки информации, но и формирование
метакогнитивных механизмов интеллектуальной саморегуляции. Среди данных
процессов важное место занимает интеллектуальная рефлексия как способность
думать об основаниях собственного мышления, которая активно изучается как
западной, так и отечественной психологией. Общий же интеллектуалистический
смысл метакогнитивистского понятия рефлексии выражен в ее определении
Д. Дернером, считающим, что рефлексия — «это способность думать о своем
собственном мышлении с целью его совершенствования» [12, c.102].
Россохин
А.В. в своей работе «Рефлексия и внутренний диалог» говорит о
нецелесообразности данного подхода к изучению рефлексии. «В исследованиях
когнитивной и метакогнитивной психологии все функции рефлексии замещаются
метакогнитивными процессами… Однако при этом происходит не просто замещение
рефлексивных процессов метакогнитивными, но и существенное обеднение самой
сущности рефлексии.» Он подчеркивает субъектность как важнейшее качество
развивающейся личности, в то же время не умаляя значения метапроцессов в
адаптации человека к жизни и деятельности, а также развития и становления
личности. Саму же рефлексию он определяет как «активный субъектный процесс
порождения смыслов, основанный на уникальной способности личности к осознанию
бессознательного – внутренней работе, приводящей к качественным изменениям
ценностно-смысловых образований, формированию новых стратегий рефлексии и
способов внутреннего диалога, интеграции личности в новое, более целостное
состояние» [9].
С точки зрения основ построения методологии
науки рефлексию можно подразделить на объективную и субъективную (В.А.
Лекторский, В.С. Швырев, В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов и др.). Под
объективной рефлексией фактически понимают все научное знание, а под
субъективной — рефлексию в том виде, в котором она обычно рассматривается и
понимается в психологии и педагогике (применительно к личности).
Есть несколько основных определений рефлексии, представленных в современных энциклопедиях. Рефлексия определяется как "форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление всех своих собственных действий и их законов [8, с. 499]; как "осмысление чего-либо при помощи изучения и сравнения; в узком смысле - новый поворот духа после совершения познавательного акта к «я» (к центру акта) и его микрокосму, благодаря чему становится возможным присвоение познанного".
В.В.Иванова
указывает на соотношение рефлексии с самосознанием личности. «Рефлексия
определяется как деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и
специфику духовного мира человека. Точнее рефлексивное отношение личности к
самой себе определяется как авторефлексия, но она не является процессом,
замкнутым в каком-то индивидуальном пространстве самосознания. Напротив,
способность человека рефлексивно отнестись к себе есть результат интериоризации
личностью социальных отношений между людьми» [4].
Определение понятия
рефлексии, изучение динамики развития в методологии, психологии и понимание
специфики перехода понятия в сферу педагогического знания основывается на
работах Б.Г. Ананьева, К.Я. Вазиной, Л.С. Выготского, Б.З. Вульфова, В.В.
Давыдова, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, А.Я. Найна, А.Н.
Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.А. Тюкова, Г.П. Щедровицкого.
Рефлексия
как психолого-педагогическая категория имеет определенную структуру, которая
позволяет оценить эмоциональное состояние обучающихся, восстановить логику
событий во время занятий, сделать анализ тех затруднений, которые возникли в
учебной ситуации, а также зафиксировать полученные результаты как
индивидуально, так и в группе. По мнению Барановой Т.В., «структура рефлексии
предполагает прохождение ряда шагов, каждый из которых имеет свою цель и набор
возможных вопросов, позволяющих эффективнее запустить рефлексивные процессы» [1].
Отечественные и
зарубежные авторы, в особенности А.А. Бизяева, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, А.А.
Реан, Б.П. Ковалев, С.Л. Рубинштейн, говорят о выполнении педагогической
рефлексией ряда функций.
С.Л. Рубинштейн связывал
с появлением рефлексии особый способ существования человека в мире. Разделяя
способы существования в этом мире на два типа, к первому способу он относил обычное
существование, когда «человек весь внутри жизни, всякое его отношение - это
отношение к отдельным его явлениям, но не к жизни в целом. Отсутствие такого
отношения к жизни в целом связано с тем, что человек не выключается из жизни,
не может занять даже мысленно позицию вне ее, для рефлексии над ней» [10, с.
508]. Вторым способом, на его взгляд, и является рефлексия. «Развитая рефлексия
как бы прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее
пределы... человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий поворотный
момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь
к духовному опустошению... либо другой путь - к построению нравственной,
человеческой жизни на новой сознательной основе» [10].
На
взгляд Б.П. Ковалева, педагогическая рефлексия выполняет функцию системной
целостной регуляции педагогической деятельности, которая проявляется в
индивидуальном стиле деятельности [6].
А.А.
Реан указывает на повышение продуктивности педагогической деятельности при
увеличении уровня педагогической рефлексии [11].
А.А.
Бизяева видит прямую связь между уровнем педагогической рефлексии и уровнем
профессионализма педагога, указывает на важность в постоянном личностном и
профессиональном совершенствовании, основанном на психологических механизмах
саморефлексии и саморегуляции [2].
Рефлексивность мышления направляет педагога на всесторонний
анализ своей профессиональной деятельности, позволяет сознательно
контролировать, регулировать мышление в отношении не только своей деятельности,
но и субъектов учебной деятельности. Педагогическая рефлексия в свою очередь
определяет компоненты профессиональной деятельности педагога, внутри которой
происходит процесс самоанализа, т.е. рефлексии. Таким образом, рефлексия
оказывает непосредственное влияние не только на анализ педагогических действий
преподавателя, его рефлексивность мышления, но и на анализ, оценку и обобщение
своего профессионального опыта, т.е. педагогическую рефлексию.
Несмотря
на обширные исследования теоретического и эмпирического материала по проблеме
рефлексии, специалисты отмечают недостаточный уровень сформированности
рефлексивных умений у выпускников вузов, учителей-стажеров (А.П.Гуреев, В.А.Кривошеев,
Е.В.Попкова, В.П.Тарантей), учителей-практиков (Л.Д.Ермакова, Я.Л.Коломинский,
Б.П.Ковалев, Г.И.Скворцова, Н.В.Шеститко). До сих пор необходимы новые
исследования и вытекающие из них факты, характеризующие педагогическую
рефлексию в рамках образовательной системы, в том числе высшего профессионального
образования, и позволяющие прояснить специфику данного психолого-педагогического
феномена.
Литература:
1.
Баранова Т.В. Особенности рефлексии в профессиональной деятельности педагога.
// Журнал «Среднее профессиональное образование» № 5, с.52. М.- 2010
2. Бизяева А.А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности
учителя: атореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. СПб., 1993. 20 с.
3. Выготский
Л. С. Собрание сочинений. Т 4. — М., 1984. — 433 с. (про
буземана)
4. Иванова В.В. Общие
вопросы самосознания личности. «Психологический подход к самосознанию. Общие
теории самосознания» Текст позаимствован в интернет-библиотеке фонда содействия
развитию психической культуры (Киев).
http://psylib.org.ua/books/ivanv01/index.htm
5.
Кант И. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 1. — М., 1965, 544 с.
(Философское наследие, Т. 14) 8.
6. Ковалев Б.П. Рефлексивная регуляция взаимодействия учителя с
учащимися и пути ее коррекции // Веснiк ГрГУ. Сер. 1. 1999. № 2. С. 83–91.
7. Локк Дж. Опыт о
человеческом разуме.Избр.филос. произведения. М.,1960
8. Огурцов А. Рефлексия.
— В кн.: Философская энциклопедия. М., 1967, т. 4, с. 499—502.
9.
Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2010. Т.7, №2. С.84-85
10. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер:
Питер принт, 2003. С. 508.
11. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения
рефлексии и творчества //Вопросы психологии 1983, №5
12. Domer
P. Self-reflection and problem-solving. In: Human and artificial intelligence.
— Berlin, 1978, p. 101 — 107.