Филологические
науки.
К. филол. н. Гусева Э.Ю
,Оренбургский государственный институт менеджмента, Россия
ФРЕЙМОВО-СЦЕНАРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
КОНЦЕПТА «BUSINESS» В АМЕРИКАНСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ
Сценарий
представляет интерес для лингвистического исследования языковых средств, так
как это, по сути, фрейм в динамике. Сценарий, другими словами, это такой
вид когнитивной модели, который реализует в плане своего содержания «силу
движения, идею развития» [1, с.20]. Представляется, что сценарий отличается от
фреймов решающим фактором временного измерения. В сценарии наблюдается
множество активных эпизодов, каждый из которых дробится на более удобные
единицы, а их значение, в свою очередь, зависит от культурных и социальных
факторов. Таким образом, сценарий понимается, «как динамически представленный
фрейм, как разворачиваемая во времени
последовательность эпизодов. При этом фрейм является объемным,
многокомпонентным концептом, представляющим собой знание о стереотипной
ситуации» [1, с.14].
Сценарии,
в отличие от фреймов, представляют собой более «полный пакет информации,
включающий развернутые прототипические знания, связанные с целыми эпизодами или
ситуациями, например “прием гостей”, “поездка за границу” [3, с.32].
Сценические
события являются горизонтально упорядоченными моделями, в которых причинно
концептуализированные сцены последовательно связаны с результирующими сценами.
Например, сцена РАЗМЕЩЕНИЕ В ОТЕЛЕ
организована горизонтально: БРОНИРОВАНИЕ в
отеле места предшествует ПРИЕЗДУ, за
которым следует РЕГИСТРАЦИЯ в отеле. ОПЛАТА последует за проживание
определенного периода времени. ВЫСЕЛЕНИЕ
из отеля заключает сценический ряд.
Можно,
например, представить схемами динамичного развития следующие сценарии: составление
бизнес плана (business plan
drawing up), формирование штата сотрудников
(recruitment), продвижение
товара (sales promotion), маркетинговые исследования (marketing research),
ведение переговоров (negotiating)
и т.д.
Фрейм-сценарии
образуют когнитивные модели, которые являются инвариантами познавательной
деятельности человека. Для того, чтобы разложить ситуацию, связанную с бизнесом
в цепочку последовательных действий, мы попробуем использовать разновидность
фрейма-сценарий, который «разворачивается во времени и пространстве и имеет
причинно-следственные связи» [2, с.37]. Нам представляется интересным понятийно
развернутый исследуемый концепт в динамике. Составляющие концепта БИЗНЕС
выделяются путем создания его фреймового сценария и представляют собой ряд
последовательных действий:
1)
определение сферы коммерческой деятельности;
2)
составление бизнес плана и привлечение капитала;
3) создание
коммерческого предприятия с учетом формы собственности;
4)
формирование управленческого аппарата организации;
5) подбор
квалифицированного персонала;
6)
постановка целей, разработка стратегий и тактик;
7)
налаживание производства продуктов или услуг;
8)
разработка маркетинговых стратегий и определение целевых потребителей;
9)
определение места реализации товаров или услуг;
10)
получение прибыли; формирование мотивированности всего бизнес процесса.
Обращение
к фреймово-сценарной репрезентации концепта БИЗНЕС является, на наш взгляд,
важным моментом в исследовательской работе, поскольку такая форма репрезентации
позволяет нам переключиться с мира идеального на мир материальный или
действительный, в частности – к расширению содержательной структуры концепта
путем выстраивания сценарного развертывания явления. Сценарий как событие
предполагает наличие: субъекта, объекта,
цели, условий возникновения, времени и места действия, результат. В нашем
случае имеет место такое событие как создание своего собственного бизнеса в
форме организации, сфокусированной на определенной сфере деятельности.
Предполагаются следующие причинно-связанные элементы:
субъект –
natural person//физическое лицо, имеющее желание, волю
и способности к организации собственного бизнеса;
объект–enterprise/organization//предприятие/организация;
цель –
создание коммерческого предприятия, приносящего стабильный profit/income// прибыль/ доход;
условия возникновения – наличие capital//финансовых средств и благоприятная economical
background//экономическая ситуация;
место действия – factory/office/firm/bureau//завод. фабрика, офис, фирма, контора, бюро;
результат -
созданные products/services//продукты/услуги, способные
конкурировать в определенном сегменте рынка.
Таким
образом, под фреймовым сценарием следует понимать цепочку фреймов,
организованных во времени и пространстве причинно-следственными связями.
Некоторые объемные знания о каком-либо явлении в своем образном представлении
достаточно сложны, и бывает трудно определить простой ли это фрейм, состоящий
из вершинных узлов (субфреймов) и слотов, или в нем дополнительно заложена
последовательность действий и их причинная связанность. Нам представляется, что
концепт БИЗНЕС можно отнести по образной составляющей к фреймовому сценарию.
Литература
1. Бабушкин, А.П. Типы концептов в
лексико-фразеологической семантике языка. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. у-та,
1996. – 104 с.
2. Болдырев, Н.Н. Концепты и значение слова //
Методологические проблемы когнитивной лингвистики. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000.
– С. 25-36.
3. Лапшина, М.Н.
Семантическая
эволюция английского слова. Изучение лексики в когнитивном аспекте. - СПб.: 1998. - 160 с.