БАКУМЕНКО В.М.
Москва
ИСТОРИЯ ЭКСЛИБРИСНОЙ ЛЕРМОНТОВИАНЫ
Мне как-то он представляется духовным вождём народа.
Чем-то, чем был Дамаскин на Востоке; чем были «пустынники
Фиваиды». Да уж решусь сказать дерзость – он ушёл бы «в путь
Серафима Саровского». Не в тот именно, но в какой-то около
этого пути лежащий путь.
Словом: Звезда. Пустыня. Мечта. Зов.
Вот, что слагало его «державу». Ах, и «державный же это был
поэт»! Какой тон… Как у Лермонтова – такого тона ещё не
было ни у кого в русской литературе.
Вышел – и владеет.
Сказал – и повинуются… Лермонтов был чистая,
ответственная душа. Он знал долг и дал бы долг. Но как –
великий поэт. Он дал бы канон любви и мудрости. Он дал бы
«в русских тонах» что-то вроде «Песни Песней» и мудрого
«Экклезиаста», ну и тронул бы «Книгу Царств»… И всё кончил
бы дивным псалмом. По многим, многим «началам» он начал
выводить «Священную книгу России».
Час смерти Лермонтова – сиротство России.
В.В. РОЗАНОВ, «О Лермонтове», 1916 г.
Тема этой статьи пока мало изучена. Даже большой знаток истории отечественного искусства экслибриса Олег Григорьевич Ласунский не раскрыл в полной мере её основные вехи в статье, помещённой в «Лермонтовской энциклопедии». Исследователь считает, что первый экслибрис, посвящённый М.Ю. Лермонтову, появился в 1953 году. Его автором был известный армянский художник Рубен Сергеевич Бедросян (1905-1974).
В центре композиции этого изящного экслибриса для библиотеки известного коллекционера из Санкт-Петербурга Б.А. Вилинбахова помещён фрагмент памятника Лермонтову скульптора Бориса Михайловича Микешина (1873-1937) перед Николаевским кавалерийским училищем в Петербурге. На самом же деле оказалось, что первый экслибрис, с которого началась Лермонтовиана в книжных знаках, был нарисован в 1914 году, когда отмечалось 100-летие со дня рождения великого русского поэта. Автором миниатюры «Ex libris проф. Д.И. Абрамовича» была художница Татьяна Гиппиус. Свою симпатичную миниатюру она адресовала известному учёному, подготовившему в ту пору Полное собрание сочинений М.Ю. Лермонтова в 5-ти томах. Это было последнее значительное дореволюционное издание произведений великого поэта, вышедшее в серии «Академическая библиотека русских писателей». Дмитрий Иванович Абрамович (1873-1955) был не только редактором этого Собрания сочинений, но и автором большей части статей и обзоров пятитомника. В том издании был учтён основной фонд накопленных наукой фактических сведений о Лермонтове, поэтому оно не потеряло свою научную ценность до сих пор. Издание явилось итогом дореволюционного лермонтоведения. Особенно ценным было то, что в нём корпус произведений поэта пополнился новыми находками. Сюда вошли не только ранее не известные поэмы и стихотворения, но и ряд найденных писем Лермонтова. Само издание было снабжено обширным научным аппаратом, а последний том содержал историографические и библиографические обзоры.
Академическое издание под редакцией профессора Петербургского университета Д.И. Абрамовича пользовалось большой популярностью. Внимательно его читала и младшая сестра известной поэтессы Зинаиды Гиппиус. О самой Татьяне Николаевне Гиппиус (1877-1957) пока удалось узнать, что она жила в Ленинграде. После убийства С.М. Кирова начались массовые репрессии, они коснулись и её с сестрой Натальей, тоже художницей. Их выслали в Великий Новгород, где они трудились в местном Художественном музее до конца жизни.
Некоторые искусствоведы считают, что экслибрис Татьяны Гиппиус можно лишь условно отнести к лермонтовской теме. Трудно с этим согласиться, поскольку на миниатюре запечатлён лермонтовский по духу и поэтичности пейзаж. Да и книжный знак был предназначен для библиотеки глубокого исследователя творчества Лермонтова. Чего стоит одно фундаментальное исследование Абрамовича «Рукописи Лермонтова». Уже этого достаточно, чтобы книжный знак выдающегося учёного включить в экслибрисную Лермонтовиану.
В 20-30-е годы Лермонтовиана в книжных знаках пополнялась от случая к случаю. На тех экслибрисах было запечатлено имя поэта или название его произведений. Известны также экслибрисы на эту тему, появившиеся в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время. Но всё же основной блок экслибрисов, запечатлевших образ великого поэта и сюжеты многих его замечательных произведений, появился во второй половине прошлого столетия. Особенно активно пополнялась Лермонтовиана книжными знаками в юбилейные годы. Способствовали этому Лермонтовские праздники поэзии, во главе которых много лет стоял Ираклий Луарсабович Андроников (1908-1990), так много сделавший для изучения и популяризации творчества великого поэта.
Почти за столетнюю историю создания экслибрисов на Лермонтовскую тему профессиональные художники и любители выгравировали и нарисовали более 500 книжных знаков.
Что следует отметить, прежде всего, познакомившись с таким большим числом книжных знаков, запечатлевших образ поэта и всё, что связано с его жизнью и творчеством?
Впечатляющая картина вырисовывается уже в географическом плане: авторы Лермонтовских экслибрисов проживают на огромной территории, от Анадыря до Черновиц и от Архангельска до Одессы.
Сами экслибрисы делятся примерно на две части. Половина знаков – портретные, остальные посвящены сюжетам из произведений Лермонтова и памятным местам, где бывал великий поэт.
Конечно, с большими проблемами столкнулись художники, отважившиеся создать портретные экслибрисы. Это началось ещё при жизни поэта. Вот несколько фрагментов по этому поводу из блистательной статьи И.Л. Андроникова «Образ Лермонтова». Рассказывая о создании прижизненных портретов М.Ю. Лермонтова, исследователь отмечал: «Всматриваясь в изображения Лермонтова, мы понимаем, что художники старательно пытались передать выражение глаз. И чувствуем, что взгляд не уловлен. При этом – портреты все разные. Если пушкинские как бы дополняют друг друга, то лермонтовские один другому противоречат. Правда, А.С. Пушкина писали великолепные портретисты – О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, П.Ф. Соколов. Пушкина лепил Витали. Лермонтовские портреты принадлежат художникам не столь знаменитым – П.Е. Заболотскому, А.И. Клюндеру, К.А. Горбунову, способным, однако, передать характерные черты, а тем более сходство. Но, несмотря на все их старания, они не сумели схватить жизнь лица, оказались бессильны в передаче духовного облика Лермонтова, ибо в этих изображениях нет главного – нет поэта! И, пожалуй, наиболее убедительны из бесспорных портретов Лермонтова – беглый рисунок Д.П. Палена (Лермонтов в профиль, в смятой фуражке) и акварельный автопортрет Лермонтова на фоне Кавказских гор, в бурке, с кинжалом на поясе, с огромными печально-взволнованными глазами. Два эти портрета представляются нам похожими более других потому, что они внутренне чем-то сходны между собой и при этом гармонируют с поэзией Лермонтова».
Как известно, до нашего времени дошло 15 прижизненных изображений Лермонтова, но ни одно из них не даёт исчерпывающего представления о внешнем облике, о глубине и многогранности внутреннего мира великого поэта.
Акварельный автопортрет, в котором Лермонтов запечатлел собственное представление о себе, выразил свою затаённую думу, печаль и скрытый трагизм, передал душевную мягкость и доброту, – действительно, одно из самых значительных явлений лермонтовской иконографии.
Чрезвычайно ценен и портрет, выполненный в июле 1840 года с натуры однополчанином Лермонтова бароном Дмитрием (Дитрихом) Петровичем Паленом после валерикского боя, в палатке барона Л.В. Росильона. Это единственное профильное изображение поэта. Наличие этого портрета важно (особенно для скульпторов), поскольку не была снята посмертная маска Лермонтова. По воспоминаниям современников рисунок Палена (графит, карандаш) имеет несомненное сходство с поэтом. У Лермонтова усталый вид после экспедиции в Малую Чечню, за реку Сулак. По пути в Темир-Хан-Шуру, у Миатлинской переправы и был сделан этот рисунок. После появления этого рисунка на обложке «Лермонтовской энциклопедии», этот портрет великого поэта в известной степени канонизирован.
С проблемой портретного сходства М.Ю. Лермонтова столкнулись и создатели книжных знаков, пожелавшие запечатлеть образ любимого поэта. Многие из них как раз и остановили свой выбор на рисунке Д.П. Палена, естественно, интерпретируя его каждый
по-своему. Каких только композиций не создано для размещения этого рисунка, созданного ровно за год до трагической гибели великого русского поэта. Среди этой огромной сюиты экслибрисов и появились наиболее крупные творческие удачи, так здорово обогатившие Лермонтовиану в книжных знаках.
Во многих сюжетах экслибрисов Лермонтов выступает соавтором художников не только как поэт, но и как талантливый художник-рисовальщик. И они охотно включают в композиции своих книжных знаков не только замечательный рисунок Палена, но и оригинальные зарисовки и живописные работы гениального поэта.
Художники-экслибрисисты значительно обогатили иконографию Лермонтова. Они живо и достаточно полно раскрыли напряжённую, богатую событиями и острыми ситуациями жизнь великого поэта, осветили не затронутые до этого психологически тонкие душевные состояния и переживания Михаила Юрьевича Лермонтова. В этом ряду выдающихся творческих достижений особо отметим портретные экслибрисы в технике ксилографии А.И. Калашникова, Н.И. Калиты, В.В. Покатова; в технике линогравюры работы Н.С. Карасёва, Н.И. Кофанова, Г.А. Кулишова, В.Ф. Леоненко, А.С. Мистецкого;
в технике офорта произведения Д.Ю. Беккера и А.Т. Наговицына, а также рисунки
А.С. Аверкиевой, Е.И. Кузнецовой, В.С. Житникова, В.И. Кунташева, Б.А. Малинина, В.А. Марьина, Е.И. Мартышева, В.Ф. Мощенко.
Весьма значителен вклад мастеров искусства экслибриса и в воплощении многих сюжетов произведений Лермонтова. Они запечатлели не только многие сцены «Героя нашего времени», «Демона», «Мцыри», но и многие строки шедевров лирики поэта. Запечатлены на экслибрисах и многочисленные памятники великому поэту, а также памятные места, связанные с пребыванием в них Лермонтова. В целые сюиты и циклы выстраиваются и книжные знаки, на которых вместе с Лермонтовым запечатлены Пушкин, Есенин, Высоцкий.
Самый большой вклад в Лермонтовиану в экслибрисе внесли художники Н.Г. Стрижак,
(Санкт-Петербург), Е.И. Кузнецова (Пятигорск), Е.Г. Синилов (Камышин), М.А. Паньков (Сочи), Е.И. Владимиров (Сан-Диего, США). Их обширные сюиты книжных знаков запечатлели не только образ великого русского поэта, но и его жизненный и творческий путь, во всём многообразии и глубине, многие сюжеты из произведений М.Ю. Лермонтова.
Такова на сегодняшний день история создания важнейшей отрасли лермонтоведения – Экслибрисной Лермонтовианы. Отрадно, что эта тема постоянно привлекает внимание всё
новых и новых талантливых творцов, создателей незаурядных книжных знаков, посвящённых героической жизни и творческому подвигу М.Ю. Лермонтова.
* * *
Когда речь идёт о такой грандиозной личности отечественной литературы, истории, культуры, как Михаил Юрьевич Лермонтов, невольно возникает вопрос: а был ли экслибрис у самого поэта, с детских лет страстно любившего книгу, чтение? Ответ на поставленный вопрос совершенно поражает воображение, как и должно быть, когда речь идёт о таком феноменальном явлении. Оказалось, что у Лермонтова было несколько автоэкслибрисов, нарисованных в раннем детстве, в шесть и в десять лет от роду...
История находки этих своеобразных экслибрисов тоже не совсем обычная и по-своему примечательная.
Осенью 1949 года в Ленинградскую книжную лавку писателей пришёл мальчик и предложил купить у него книгу в потёртом переплёте. Продавцам магазина он сказал: «Это очень старая книга. Она хранится в нашей семье более ста лет. Моя бабушка была гувернанткой Лермонтова и занималась с ним по этой книге, а потом оставила её себе». При осмотре книги «Зрелище Вселенныя, на французскомъ, российскомъ и немецкомъ языкахъ», изданной в Петербурге в 1793 году, на внутренней крышке переплёта крупным и неровным детским почерком старательно было выведено: «Сiя книга принадлежитъ М. Лермонтову». Мальчик очень старался и поэтому в слове «принадлежитъ» пропустил первую букву и потом надписал её сверху, а слова «книга» и «принадлежитъ» написал слитно. На этой же книге, но уже на титульном листе имеется ещё одна надпись рукой Лермонтова: «Изъ книгъ Лермонтова и Арсеньевой». Эта надпись сделана более уверенно. Судя по устоявшемуся уже почерку, она была сделана позже и мальчик рядом со своей фамилией (на сей раз написанной по-русски, правда, пока через «а») поставил фамилию своей бабушки.
В Пушкинском Доме Академии наук хранится ещё одна книга, принадлежавшая Лермонтову: «Книга хвалений, Или Псалтырь». На внутренней стороне переплёта Псалтыри имеется собственноручный рисунок Лермонтова и его надпись на русском, французском и немецком языке своей фамилии. Автоэкслибрис на сей раз звучит так: «Сiя книга принадлежитъ». Рисунок мальчика изображает две конские головы, птицу и замысловатые росчерки. Эта запись имеет особое значение, ибо она датирована самим автором рисунков: «1824 Года». Именно так, с заглавной буквы написано Лермонтовым слово «Года». Значит, рисовал и писал всё это 10-летний Мишель Лермонтов.
Эти автографы юного Лермонтова возвели в ранг экслибрисов ещё в 30-е годы прошлого века в знаменитом Ленинградском Обществе Экслибрисистов, опубликовав их в «Летописи трудов ЛОЭ» (выпуск ХIII, Ленинград, 1931, С.91). К такому выводу пришёл и известный пропагандист искусства экслибриса, и автор цикла выразительных книжных знаков на Лермонтовскую тему Михаил Андреевич Паньков (1921-1991): «Думаю, не будет ошибкой утверждение, что первый лермонтовский экслибрис (шрифтовой) сделан… самим будущим поэтом».