НГАУ, преподаватель-соискатель
Рассмотрены вопросы взаимосвязи мотивации образования с другими
элементами структуры личности, которая на высоком нравственно-эстетическом
уровне обеспечивает возможности самореализации творческого
самоусовершенствования.
Questions of interrelation with other basic elements
of structure of the person which on its highest morals-aesthetics level provide
opportunities of self-realization of himself are considered.
Сознательная
образовательная деятельность есть целенаправленная деятельность человека, суть
и формы которой определяют его убеждениями. Образование всегда было главной и
необходимой частью жизни общества.
Изучение
философии образования в современном мире совершенно незаменимо для организации
полноценного профессионального общения – это важный шаг для выработки
собственного мировоззрения.
Когда мы
исследуем становление и развитие личности, мы отмечаем, что этот субъект как-то
совершенствуется, улучшается и усложняется.
Особенно важно,
что процесс развития сложных естественных систем является необратимым: после
того как изменения произошли, вернутся к исходному состоянию системы уже не
возможно. Следовательно, процесс философии педагогики в развитии –
культурологический процесс, который противостоит хаосу и деградации.
Таким образом,
человек имеет свое субъективное представление о реальном мире, постоянно
совершенствуя систему моделей среди и эффективного поведения.
Поэтому образование – это не то, что человек
знает и помнит, а то, что реально влияет на его поведение и проявляется в нем.
В современной
системе образования, во второй половине ХХ века оформилась в самостоятельную
дисциплину философия образования. Она появилась на свет благодаря длительному и
неустанному взаимодействию между множеством философских течений и системой образования,
благодаря творческой активности многих мыслящих людей, для которой вопросы,
связанные с образованием, оказались лично значимыми.
Философия
образования рассматривает как происходит умственное и нравственное развитие
человека в культурной среде и как может содействовать этому процессу система
образования.
Философия
образования раскрывает сущность и природу всех явлений в образовательном
процессе: что такое образование само по себе (онтология образования); каким
образом оно происходит (логика образования); каковы природа и источники
ценностей образования (аксиология образования); каким бывает и каким должно
быть поведение участников образовательного процесса (этика образования); какими
бывают и какими должны быть методы содействия образовательному процессу
(методология образования).
Задолго до
оформления данной философской области философия образования составляла
немаловажный компонент систем великих философов. Так, проблемы образования
обсуждались Платоном, Аристотелем, Яном Амосом Каменским, Локком. Целая эпоха в
развитии философии непосредственно связана с идеалами Просвещения. В философии
19 века проблема образования человека рассматривалась как центральная. В России
в ХХ в. многие философы обращались к педагогической теории и практике, выдвигая
новые проекты ее преобразования.
В начале нового
тысячелетие ядром педагогической антропологии становится «образ человека»,
который строится, исходя из его становления, понимая человека как целостности,
где духовно – душевное неразрывно связано с телесным.
Общими
тенденциями современной философии образования являются:
1)
осознание кризиса системы образования и
педагогического мышления как выражение кризисной духовной ситуации нашего
времени;
2)
трудности
в определении идеалов и целей
образования, соответствующего новым требованиям научно-технической цивилизации
и формирующего информационного общества;
3)
поиски
новых философских концепций, способных служить обоснованием системы образования
и педагогической теории и практики.
Огромную роль в
развитии человека играет ценностная иерархия, поэтому индивидуальная психология
с самого начала является одновременно и социальной психологией. Создание
психологического климата, способствующего личностному росту всех участников
образовательных взаимодействий, - важнейшая задача организаторов и
руководителей любого образовательного учреждения.
Личностные
смыслы, мышление, вообще вся психическая жизнь человека, возникают как
следствие взаимодействия людей друг с другом. В этих взаимодействиях человек
при проектировании собственного поведения всегда внимателен к точке зрения
другого – так возникает общечеловеческое содержание, обеспечивающее общность
смыслов, вносимых людьми в общение, а также и сознание, и самосознание
отдельного человека.
Понимая и
принимая позиции других людей, развивающаяся личность постепенно научается
воспринимать их позиции как нечто единое и целостное, приходя, таким образом, к
признанию нравственно-эстетических норм, но одновременно в своих откликах на
чужие позиции человек действует как уникальное существо, выявляя при этом
творческое измерение своей личности.
Согласование
различных взглядов всегда продвигает общество, расширяет и углубляет его
культуру, оно предполагает углубление понимая философии образования.
Убеждения и
ценности тоже не даны личности в готовом виде, не приняты ею от общества
пассивно, они являются результатом усилий и
интеллектуальных достижений в процессе бесконечного жизненного
экспериментирования.
С другой
стороны, различные ступени культуры могут считаться стадиями постепенного
развития, из которых каждая играет важную роль в формированию будущего. Так,
ребенок, воспитанный отцом и матерью в самом нежном возрасте от рождения и до
3-х лет запечатлевает все самое прекрасное, что отразиться в его сознании и
повлияет на всю жизнь.
Влияние разных
факторов на всех стадиях развития личности играет немаловажную роль. Важная
семья, важна и поддержка государства.
В процессе
общения субъективные пространства существования различных людей отчасти проникают
друг друга и образуется пространство взаимопонимания. Его оббьем определяется
способностями всех участников диалога к пониманию другого человека, степенью
открытости собеседников, их желанием сделать предметом согласования свои мысли
и чувства. И, конечно, все это зависит от сложившегося в данном сообществе
стиля жизни: стимулирует ли оно контакты, обеспечивает ли гражданам возможность
быть представителями в 2000-х летней культуре, где все было четко прописано и сформулировано, все ценности и нравственные
пределы. Это сакральное наследие мы обязаны сохранить, а не растерять в наши
дни.
Философия
образования может стать определяющей целостного педагогического процесса по
отношению к развитию общества только тогда, когда каждый преподаватель,
учитель, воспитатель будет хорошо понимать, какую роль его специальный предмет
должен играть в формировании у учащихся нового типа.
Интегральное
качество образовательной среды, выражающее ее способность поддерживать
творческую активность участников взаимодействия, ликвидирует кризис
компетентности, вырабатывает достаточный уровень эмоциональной и
интеллектуальной напряженности, проявит способность активизирующей среды
поддерживать философию учения, стимулировать вопросительное отношение к миру и
творческий поиск ответов на возникающие вопросы.
Литература
1.
Гусинский
Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М:Издательская
корпорация «Логос», 2000. – 224 с.
2.
Лутай
В.С. Філософія сучасної освіти: Навчальний посібник – К.6 Центр
«Магістр - S» Творчої спілки вчителів
України, 1996.-256 с.
3.
Куликов
П.К. Педагогическая антропология. М., 1986.
4.
Философия
образования для ХХI века М., 1992.
5.
Философия
образования : состояние проблемы, перспективы. – «ВФ», 1995, №11.
6.
Гершунський
Б.С. Философия образования для ХХI века М., 1997.
7.
«С
болью и любовью о современном человеке» Паисий Святогорец. Сочинение в 4 т.
Изд. «Святая гора». М:2003.
8.
Бэкон
Ф. Сочинение. В 2 т. М.: 1977-1978.
9.
Хрестоматия
по истории философии: Учеб. Пособие для ВУЗов. В 3 ч. – Ч 1. – М.6 Гуманит.
Изд. центр Владос, 1998 – 448 с.