Психология / Социальная психология
К.п.н.,
доцент Сексенбаева Л.И.
Республика Казахстан, г.Алматы КазЭУ
ГУМАНИЗАЦИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Наши национальные
особенности видимые и оцениваемые в нас другими и познаваемые нами самими через
общение в коллективе будь -то на
производстве, в образовании или в семье при гуманистической направленности
взаимодействия индивидов могут и должны служить не только причиной разобщения и противостояния, но и фактором взаимообогащения
наций. Первейшее условие материализации этого фактора на уровне этносоциальной организации
субъектов общественной деятельности – это проникновение во все поры межличностного
общения так называемого «золотого правила этики».
Ранние упоминания об универсальном правиле
поведения людей встречаются в памятниках культуры VI-V веков до н.э.
в древнеиндийском « Махабхарате», у Конфуция (категория снисходительности), в
библии: в «Нагорной проповеди» Евангелия от Мартфея-« И так во всём , как
хотите, чтобы с вами поступали люди , так
поступайте и вы с ними…»¹ и в Коране: «Настоящий мусульманин тот,
кто желает ближнему своему того же, что желает себе»²
Чтобы «золотое правило» человеческой
нравственности превратилось во всеобщий закон справедливости и равновесия, оно
должно стать принципом права, конституции, безусловным повелением для всех и
каждого.
Человеческое достоинство нации
многообразно проявляется в ходе исторического развития общественных систем и мировой
цивилизации. Но сущностное её свойство, благодаря которому нация обретает
качественную целостность - есть свобода социально полезного действия.
Национальное достоинство – качество свободной личности, которая включает как
внутреннюю независимость человека от идеологических догм классового познания,
так и независимость от идей национального конформизма и обособления. Каждый
способен сохранить своё национальное достоинство, которая своими корнями произрастает
из человеческого и через национальное к нему же восходит. Без воспитания
национальных чувств личности, включающих внутреннюю её ответственность перед
собой и своей национальной общностью, вряд ли можно достичь формирования
национального воспитания.
Национальное воспитание, на наш взгляд,
должно складываться из всего того, что делает индивида сознательным представителем
и носителем человеческого достоинства родной нации, её лучших качеств и характерных
свойств одновременно воспроизводящих этническую неповторимость и передающих социальную
обусловленность и гуманистическую направленность исторического развития нации, воспринятых
и одобренных в традициях, языке и культуре предыдущими поколениями конкретной
национальной общности людей.
Национальное воспитание есть процесс
приобщения и наделения человека этническими и духовными добродетелями нации, а
так же привитие и усвоение им навыков поведения сообразуемых нравственными
нормами и традициями нации, к которой индивид относит себя. Но для этого,
естественно, эти добродетели и нравственные устои нации должны быть прежде
хорошо изучены, известны и организовано распространяемы как путём науки, литературы,
искусства, религии, народных спортивных состязаний так и поддержанием их
авторитета правовым государством.
В настоящее время явствует, как велика и
ответственна в этом деле роль национальной интеллегенции, нас, психологов,
педагогов, учителей образовательного уровня. Наша обязанность, обязанность
национальной интеллегенции взять на себя ответственность за развитие подлинного
диалога народов, подрастающего поколения и национальных культур, «ибо любая
национальная культура принадлежит всему человечеству и может сдержать нарастания
агрессивного национализма, без возрождения исторического и религиозного
сознания и критического мышления – в этом задача любой национальной интеллегенции»³
Идейные истоки основ национального
воспитания мы находим в трудах крупнейшего мыслителя и энциклопедиста Аль-Фараби,
родившегося около 870г. в одном из культурных центров средневекового Востока - городе
Фараб (Отрар) на территории нынешнего южного Казахстана.
Он доказывал независимость нравственного
сознания человека от импульсивно возникающих аффектов всякого расчёта. Добро и
истина у Аль-Фараби глубоко взаимосвязаны. Тот разумен человек, считал он,
действия которого пронизаны потребностью добра, человечности [4].
Продолжая исследования феномена
формирования национального воспитания , нельзя не отметить, на наш взгляд, один
из его компонентов: это формирование национальных чувств и национального
настроения.
Ведь важным элементом психологической
специфики личности этнофора являются именно они. Национальные чувства выражают прежде
всего эмоциональные отношения к собственно этнической реальности. К ним причисляются
чувства, выражающие гордость за свой народ, приверженность к национальным
ценностям, достояниям, объективно определяя свою значимость в обществе, включая
личные интересы помыслы и устремления в общественную деятельность человек
понимает свою ценность, осознавая чувство собственного достоинства. Действия и
поступки людей, совершаемые во благо своей социальной группы, осуществляемые в
совместной деятельности и во взаимоотношениях членами ингруппы и аутгруппы, регулируют чувства
национального достоинства при осознании этносубъектами значимости и смысла деятельности
в общественно полезном труде, в решении проблем первостепенной важности,
направленных на развитие и воспроизводство своего этноса.
Национальные настроения выполняют функцию,
регулирующую психическую активность людей, функцию установки воспринимать и
действовать определенным образом. Настроение этнофора детерминировано
историческими событиями жизни этноса судьбой его членов , политическими ,
экономическими условиями функционирования этноса.
Динамичность национальных чувств и настроений
в силу тех или иных социально-экономических изменений предполагает и позитивную
и негативную окраску их проявления. Чувства национальной гордости, национального
достоинства, социальная динамика этноса противоположны гипертрофированному чувству
своего этнического превосходства и исключительности настроений, выраженных в
этнофанатизме и национализме.
Для того, чтобы предотвратить переход этих
качеств личности к гипертрофированности, нам необходимо, на наш взгляд, проводить
соответствующую работу. Одним из наиболее широко распрастраненных в
этнопсихологии в диагностических методах является метод опроса. Кроме этого в
этнопсихологических исследованиях можно выделить два основных направления
использования метода этнических ассоциаций: кросскультурный сравнительный
анализ ассоциативных полей и анализ этнических реакций – ассоциации на стимулы.
Характерным примером первого направления
исследования является изучение этнической специфики ассоциаций, где в качестве
стимулов используются наименования основных цветов и их оттенков. Так, анализ
стимулов «красный», «белый», «жёлтый», «синий» у представителей этнических групп:
русских, немцев, казахов, узбеков, украинцев, корейцев- показал, что основные
ассоциативные связи между стимулами и реакциями этноспецифичны.
1.
Резко различаются у
различных групп чистота подведения стимульного наименования цвета под общее
понятие ( типа « белый»-это цвет): у немцев, русских, украинцев эта чистота
значительно выше, чем у тюркоязычных испытуемых, особенно казахов, киргизов.
2.
Резко различаются также
увязывания слова-стимула с объектами окружающего мира, типичными носителями
данного цвета. Так, стимул «желтый» у русских ассоциируется с одуванчиком, у
украинцев – с подсолнухом, у немцев – с яичным желтком, у казахов, киргизов – с
маслом, а у узбеков – с просом.
3.
Различно выражены у
разных этносов реакции обусловленные устойчивым, типичным для данного языка
словосочетанием (например, на исходный стимул «красный» русские дают такие
этноспецифические реакции, как «октябрь») «партизан», украинцы- «шапочка»;
«белый» у корейцев – «рис», «зеленый» у узбеков – «чай» и т. д.
4.
Этноспецифичны такие
реакции, в которых реализовано символическое переосмысление исходного слова.
Так, желтый цвет у русских, украинцев символизирует измену или разлуку, у
немцев он связан с ненавистью, злостью, фальшью; у корейцев – с трусостью, у
казахов, киргизов, узбеков этот цвет связан с предупреждением об опасности.
Таким образом, данный эксперимент наглядно демонстрирует специфику
ассоциативных полей у представителей различных этнических групп по всем видам
связи.
История этноса, результаты его жизнедеятельности являются теми реалиями,
которые должны обязательно учитываться в формировании национального воспитания.
Возрождение национального достоинства личности через освоение его
человеческого достоинства родной нации и приобщение к гуманистическим ценностям
мировой культуры наполняет древнюю формулу «Ex Oriente
lux» - « С Востока свет» новым содержанием. Культура
человечества черпает свет из источников самого разного происхождения. Иного
доброго и мудрого обрело мировое сообщество не только благодаря «горению мысли
Запада», но и всепроникающему «свету с Востока». Сегодня человеческая
цивилизация движется к тому, чтобы сообща и решительно воздействовать на
процессы межгосударственных и межнациональных отношений в той или иной части
земного шара в сторону их гуманизации, обеспечения неразрывности в мировом
правопорядке принципов самоопределения народов и прав человека, самоуправления
национальных меньшинств и территориальной целостности, политической
независимости суверенных государств.
Национальная энергия стала одним из ведущих факторов развития
общечеловеческой цивилизации. Восхождение человека к национальному есть процесс
преодоления отчуждения личности от человеческого достоинства родной нации, её
культурных ценностей.
Центральной проблемой национального воспитания, от решения которой
напрямую зависит и возрождение человеческого достоинства нации, и характер
национального человека – является проблема соотношения идеи гуманизации с
национальной идеей.
Гуманизация межличностных отношений, на наш взгляд, является главным
вектором формирования национального воспитания этнофоров.
Литература:
1.
Библия. Книги Священного
писания Ветха и Нового Завета в рус. переводе с приложениями. Брюссель: «Жизнь
с Богом».
2.
Коран. Перевод акад. И.Ю. Крачковского. М.;
Дом Бируни.1990.
3.
Римское обращение.
Литературная газета. 1990.№43
4.
Аль-Фараби. Философские
трактаты. Алма-Ата: Наука.1970 с.305.