к.п.н., доцент Сексенбаева Л.И.
Казахстан, г.Алматы КазЭУ
Гуманизация
межличностних отношений
Наши национальные особенности видимые и
оцениваемые в нас другими и познаваемые нами самими через общение в
коллективе будь -то на производстве, в
образовании или в семье при гуманистической направленности взаимодействия
индивидов могут и должны служить не только причиной разобщения и противостояния, но и фактором взаимообогащения
наций. Первейшее условие материализации этого фактора на уровне этносоциальной организации
субъектов общественной деятельности – это проникновение во все поры межличностного
общения так называемого «золотого правила этики».
Ранние упоминания об универсальном
правиле поведения людей встречаются в памятниках культуры VI-V веков до н.э.
в древнеиндийском « Махабхарате», у Конфуция (категория снисходительности), в
библии: в «Нагорной проповеди» Евангелия от Мартфея-« И так во всём , как
хотите, чтобы с вами поступали люди , так
поступайте и вы с ними…»¹ и в Коране: «Настоящий мусульманин тот,
кто желает ближнему своему того же, что желает себе»²
Чтобы «золотое правило» человеческой нравственности превратилось
во всеобщий закон справедливости и равновесия, оно должно стать принципом права
, конституции, безусловным повелением для всех и каждого.
Человеческое
достоинство нации многообразно проявляется в ходе исторического развития
общественных систем и мировой цивилизации. Но сущностное её свойство, благодаря
которому нация обретает качественную целостность - есть свобода социально
полезного действия. Национальное достоинство – качество свободной личности,
которая включает как внутреннюю независимость человека от идеологических догм
классового познания, так и независимость от идей национального конформизма и
обособления. Каждый способен сохранить своё национальное достоинство, которая
своими корнями произрастает из человеческого и через национальное к нему же
восходит. Без воспитания национальных чувств личности, включающих внутреннюю её
ответственность перед собой и своей национальной общностью, вряд ли можно достичь
формирования национального воспитания.
Национальное
воспитание, на наш взгляд, должно складываться из всего того, что делает индивида
сознательным представителем и носителем человеческого достоинства родной нации,
её лучших качеств и характерных свойств одновременно воспроизводящих этническую
неповторимость и передающих социальную обусловленность и гуманистическую
направленность исторического развития нации, воспринятых и одобренных в
традициях, языке и культуре предыдущими поколениями конкретной национальной общности
людей.
Национальное воспитание есть процесс приобщения и наделения
человека этническими и духовными добродетелями нации, а так же привитие и
усвоение им навыков поведения сообразуемых нравственными нормами и традициями
нации, к которой индивид относит себя. Но для этого, естественно, эти добродетели
и нравственные устои нации должны быть прежде хорошо изучены, известны и
организовано распространяемы как путём науки, литературы, искусства, религии,
народных спортивных состязаний так и поддержанием их авторитета правовым
государством.
В настоящее время явствует,
как велика и ответственна в этом деле роль национальной интеллегенции, нас,
психологов, педагогов, учителей образовательного уровня. Наша обязанность,
обязанность национальной интеллегенции взять на себя ответственность за
развитие подлинного диалога народов, подрастающего поколения и национальных
культур, «ибо любая национальная культура принадлежит всему человечеству и
может сдержать нарастания агрессивного национализма, без возрождения
исторического и религиозного сознания и критического мышления – в этом задача
любой национальной интеллегенции»³
Идейные истоки основ
национального воспитания мы находим в трудах крупнейшего мыслителя и
энциклопедиста Аль-Фараби, родившегося около 870г. в одном из культурных
центров средневекового Востока - городе Фараб (Отрар) на территории нынешнего
южного Казахстана.
Он доказывал
независимость нравственного сознания человека от импульсивно возникающих
аффектов всякого расчёта. Добро и истина у Аль-Фараби глубоко взаимосвязаны.
Тот разумен человек, считал он , действия которого пронизаны потребностью
добра, человечности.4
Продолжая исследования
феномена формирования национального воспитания , нельзя не отметить, на наш
взгляд, один из его компонентов: это формирование национальных чувств и
национального настроения.
Ведь важным элементом психологической специфики личности этнофора являются
именно они. Национальные чувства выражают прежде всего эмоциональные отношения
к собственно этнической реальности. К ним причисляются чувства, выражающие
гордость за свой народ, приверженность к национальным ценностям, достояниям, объективно
определяя свою значимость в обществе, включая личные интересы помыслы и
устремления в общественную деятельность человек понимает свою ценность, осознавая
чувство собственного достоинства. Действия и поступки людей, совершаемые во
благо своей социальной группы , осуществляемые в совместной деятельности и во
взаимоотношениях членами ингруппы и аутгруппы,
регулируют чувства национального достоинства при осознании этносубъектами
значимости и смысла деятельности в общественно полезном труде, в решении
проблем первостепенной важности, направленных на развитие и воспроизводство
своего этноса.
Национальные настроения
выполняют функцию, регулирующую психическую активность людей, функцию установки
воспринимать и действовать определенным образом. Настроение этнофора детерминировано
историческими событиями жизни этноса судьбой его членов , политическими ,
экономическими условиями функционирования этноса.
Динамичность
национальных чувств и настроений в силу тех или иных социально-экономических изменений
предполагает и позитивную и негативную окраску их проявления. Чувства
национальной гордости, национального достоинства, социальная динамика этноса
противоположны гипертрофированному чувству своего этнического превосходства и
исключительности настроений выраженных в этнофанатизме и национализме.
Для того, чтобы предотвратить
переход этих качеств личности к гипертрофированности, нам необходимо, на наш
взгляд, проводить соответствующую работу. Одним из наиболее широко распрастраненных
в этнопсихологии в диагностических методах является метод опроса. Кроме этого в
этнопсихологических исследованиях можно выделить два основных направления
использования метода этнических ассоциаций: кроскультурный сравнительный анализ
ассоциативных полей и анализ этнических реакций – ассоциации на стимулы.
Характерным примером первого направления исследования
является изучение этнической специфики ассоциаций, где в качестве стимулов
используются наименования основных цветов и их оттенков. Так, анализ стимулов
«красный», «белый», «жёлтый», «синий» у представителей этнических групп:
русских, немцев, казахов, узбеков, украинцев, корейцев- показал, что основные
ассоциативные связи между стимулами и реакциями этноспецифичны.
1. Резко различаются у различных групп чистота подведения
стимульного наименования цвета под общее понятие ( типа « белый»-это цвет): у
немцев, русских, украинцев эта чистота значительно выше, чем у тюркоязычных
испытуемых, особенно казахов, киргизов.
2. Резко различаются также увязывания слова-стимула с
объектами окружающего мира, типичными носителями данного цвета. Так, стимул
«желтый» у русских ассоциируется с одуванчиком, у украинцев – с подсолнухом, у
немцев – с яичным желтком, у казахов, киргизов – с маслом, а у узбеков – с
просом.
3. Различно выражены у разных этносов реакции
обусловленные устойчивым, типичным для данного языка словосочетанием (например,
на исходный стимул «красный» русские дают такие этноспецифические реакции, как
«октябрь») «партизан», украинцы- «шапочка»; «белый» у корейцев – «рис»,
«зеленый» у узбеков – «чай» и т. д.
4. Этноспецифичны такие реакции, в которых реализовано
символическое переосмысление исходного слова. Так, желтый цвет у русских,
украинцев символизирует измену или разлуку, у немцев он связан с ненавистью,
злостью, фальшью; у корейцев – с трусостью, у казахов, киргизов, узбеков этот
цвет связан с предупреждением об опасности.
Таким образом, данный эксперимент наглядно демонстрирует
специфику ассоциативных полей у представителей различных этнических групп по
всем видам связи.
История этноса, результаты его жизнедеятельности являются
теми реалиями, которые должны обязательно учитываться в формировании
национального воспитания.
Возрождение национального достоинства личности через освоение
его человеческого достоинства родной нации и приобщение к гуманистическим
ценностям мировой культуры наполняет древнюю формулу «Ex Oriente
lux» - « С Востока свет» новым содержанием. Культура
человечества черпает свет из источников самого разного происхождения. Иного
доброго и мудрого обрело мировое сообщество не только благодаря «горению мысли
Запада», но и всепроникающему «свету с Востока». Сегодня человеческая
цивилизация движется к тому, чтобы сообща и решительно воздействовать на
процессы межгосударственных и межнациональных отношений в той или иной части
земного шара в сторону их гуманизации, обеспечения неразрывности в мировом
правопорядке принципов самоопределения народов и прав человека, самоуправления
национальных меньшинств и территориальной целостности, политической независимости
суверенных государств.
Национальная энергия стала одним из ведущих факторов развития
общечеловеческой цивилизации. Восхождение человека к национальному есть процесс
преодоления отчуждения личности от человеческого достоинства родной нации, её
культурных ценностей.
Центральной проблемой национального воспитания, от решения
которой напрямую зависит и возрождение человеческого достоинства нации, и
характер национального человека – является проблема соотношения идеи
гуманизации с национальной идеей.
Гуманизация межличностных отношений, на наш взгляд, является
главным вектором формирования национального воспитания этнофоров.
Использованная литература
1. Библия. Книги Священного писания Ветха и Нового Завета
в рус. переводе с приложениями. Брюссель: «Жизнь с Богом».
2. Коран. Перевод
акад. И.Ю. Крачковского. М.; Дом Бируни.1990.
3. Римское обращение. Литературная газета. 1990.№43
4. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата.:
Наука.1970 с.305.