Пискунова
Е.С.
Донецкий
национальный университет
Влияние ислама на
экономику Европы
С конца минувшего века заметно возросло влияние
ислама на экономику многих европейских стран. Ислам никогда не устанавливал как
таковой экономической системы. Не могло быть экономики христианской, исламской,
буддийской, конфуцианской и пр. Но религиозные убеждения всегда оказывали
воздействие на экономику путем привнесения в нее религиозной морали,
регулирующей отношения между людьми. Ее способность влиять на хозяйственную
сферу общества в мусульманских странах вполне естественна и реальна, поскольку,
ислам содержит не только набор религиозных принципов и ритуалов, но является
образом жизни вообще. В этой связи появилась идея особого исламского развития,
в основе которой лежали религиозные представления о процессах экономической и
социальной жизни. В мусульманских странах «возвращение к истокам» и сакральным
ценностям ислама вызвало к жизни новое направление, получившее название
«исламская экономика».
Цель данной работы заключается в изучении
«исламской экономики», её влияние на экономику Европы.
Стоит вопрос в том, может ли существовать особая
“исламская” экономическая система, основанная на шариате? Невозможно
эмпирически определить, образует ли общество, целиком основанное на шариате,
функционирующую экономическую систему. Саудовская Аравия и Пакистан больше
других стран прилагали усилия по созданию подлинной исламской экономики. Однако
вопрос можно рассмотреть с другой точки зрения. Шариат определяет материальную
и духовную жизнь верующего мусульманина, но не дает прямых ответов на нынешние
экономические вопросы. Вместо этого, шариат дает определенный набор основных
правил поведения в экономической области. Эти правила рассматриваются как вневременные
и специфичные для ислама.
Основные правила исламской концепции экономики:
·
право
владения в исламе носит ограниченный характер и выполняет, в сущности,
социальную функцию. Все имущество принадлежит Аллаху, и право индивидуума
сводится к праву на использование. Если оно неправильно используется, то может
быть конфисковано;
·
проценты
- “риба”, запрещены. Приращение к первоначальной сумме ссуды допускается только
тогда, когда оно не является предопределенным или не выражается в постоянном
количестве;
·
деньги
выполняют лишь функцию обмена;
·
не
разрешается рассматривать деньги как обычный товар, который может покупаться и
продаваться с целью извлечения прибыли;
·
капитал
и имущество не могут увеличиваться с течением времени в стоимостном выражении
без дополнительной работы.
В общем, ислам содержит черты рыночной
экономики: прибыль допускается, право на собственность находится под защитой,
если ей управляют правильно, индивидууму разрешается рисковать и инвестировать.
Коран поощряет верующего на поиски успеха в материальном мире и предписывает
рассматривать экономический успех как дар Аллаха.
Говоря о влиянии ислама на экономику, можно
отметить внедрение так называемых исламских принципов финансирования в
банковский сектор Киргизии. Соответствующее соглашение было подписано в 2006
году между Бишкеком и Исламским банком развития. Исламские принципы
предусматривают кредитование бизнеса, который не противоречит законам шариата.
Например, игорная деятельность или производство алкогольной продукции попадает
под запрет. При этом заемщик не выплачивает проценты как таковые, а делится
получаемой прибылью. Исламские принципы финансирования пока реализуются лишь
одним из коммерческих банков в рамках пилотного проекта, но в будущем,
возможно, получат более широкое распространение.
Вместе с тем, имеются существенные различия
между исламской концепцией экономики и рынком. Социальные и моральные аспекты
являются важнейшими элементами исламской концепции экономики.
Из отношений между материальными и духовными
благами следует, что ислам, например, не допускает экономического прироста за
счет социальных и моральных прав бедных слоев. Ислам устанавливает нижний
предел жизненного уровня граждан, и до тех пор, пока он не будет достигнут,
подрядчикам не разрешается действовать свободно. А от государства ожидают, что
оно вмешается для перераспределения средств от богатых бедным. Таким образом,
моральные аспекты представляют собой существенный элемент отличия между
рыночной и исламской концепциями экономики.
Бурные события зимы-весны 2011 г. в арабских
странах серьезно затрагивают расположенную в непосредственной близости Европу.
Крушение режимов в Тунисе и особенно в Египте изменяет всю расстановку
политических сил на Большом Ближнем Востоке, что потребует соответствующей модификации
политики Евросоюза в регионе.
Хотя конечный итог революционных процессов еще
не известен, можно констатировать, что для решения социально-экономических
проблем, ставших в большинстве случаев основной причиной социального взрыва,
необходима существенная корректировка выбранной странами региона модели
развития. В определенной степени это касается также стран ЕС, где численно
увеличиваются арабо-мусульманские иммигрантские сообщества, несущие в себе
потенциальный протестный заряд – наряду с уже имеющимся у коренного
европейского населения.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что
ислам оказал большое влияние на развитие экономики в Европе. Он не просто
поделился с Европой многими достижениями своей материальной культуры и
экономическими открытиями, не только стимулировал развитие науки и философии в
Европе, он подвел Европу к созданию нового представления о самой себе.