Педагогические науки/6. Социальная педагогика

К.п.н. Лебедева И.С.

Санкт-Петербургский государственный горный университет, Россия

Формирование толерантности студентов технического вуза средствами иностранного языка

В последние годы проблема толерантности получила развитие в связи с выдвижением в 1995 году новой программы ЮНЕСКО, определившей «толерантность» приоритетным направлением мирового развития, а также в связи с насущной необходимостью изменения нравственной ситуации, сложившейся в России [1]. Современная человеческая цивилизация склонна к агрессии, дискриминации, насилию, эгоцентризму. Поводом к эскалации нового конфликта могут стать религия, образ жизни, амбиции, противоположная гражданская позиция, разность культур.

Толерантность является одним из качеств личности студентов, необходимым для учебы и жизни в условиях мультикультурной Европы, позволяющим избежать столкновения на почве национальных, политических, конфессиональных и других разногласий. Толерантность выступает тем стрежнем, который обеспечивает устойчивое состояние общества и тем источником ценностных ориентаций, которые оставляют основы нравственности и социальной активности личности.

Понятие «толерантность», сравнительно недавно вошедшее в педагогический лексикон, продолжает оставаться одним из самых спорных. Существует довольно устойчивый стереотип, согласно которому толерантность отождествляется с конформизмом, вседозволенностью, безусловным отказом от всяческих запретов и ограничений, в том числе этических (моральных, нравственных, духовных). Отсюда настороженное, а порой негативное отношение некоторых педагогов к проблемам воспитания толерантности, их сомнения в целесообразности провозглашения толерантности в качестве самостоятельной ценности и цели образования. Пути преодоления этого стереотипа обнаруживаются в выявлении многогранного педагогического содержания понятия «толерантность» и обозначаемого им явления, в определении возможностей толерантности в становлении человека, обладающего устойчивой жизненной позицией и являющегося субъектом собственной жизни.

Толерантность – это, прежде всего, уважение Другого, его позиции (не обязательно их принятие), предполагает установку человека на независимость, на «несиловое» отношение к любым идеям, а самое главное – ответственность человека за свои собственные убеждения и поступки, понимание  их относительности, т.е. невозможности их такого обоснования, которое было бы бесспорным для всех [3].

Толерантность – это еще и показатель неотчужденности сознания человека, показатель его готовности искренне и глубоко проникать в мир Другого, в действительность и в то, что в них происходит. Толерантность предполагает значимые для людей действия в различных сферах, где она становится регулятором человеческой жизнедеятельности. В атмосфере толерантности наиболее полно раскрываются действительные возможности человека и общества, включая расцвет культуры мира и развитие дружественных сообществ, которые ее принимают.

Одним из возможных путей формирования толерантности является аксиологизация образовательного процесса в вузе, который, будучи средством трансляции культуры, является геномом развития общества. Задача образования состоит в приобщении студентов к культурным ценностям науки, искусства, нравственности и права. Воспитание и обучение – это процессы, осуществляющиеся через обращение к духовной жизни студентов. В профессиональной деятельности всё более важное место должна занять гуманитарная составляющая, обеспечивающая развитие нравственных, гражданских качеств личности.

В решении этой задачи важная роль отводится языковому образованию как фактору, превращающему человека в развитую личность и расширяющему его социальную и экономическую свободу. Обучение иностранному языку в вузе является неотъемлемой составной частью подготовки специалистов различного профиля и должно способствовать повышению не только их общеобразовательного, но и гуманитарного уровня.

Формирование толерантности представляет собой целостный комплекс, заключающийся в формировании заданных качеств личности студентов в процессе обучения иностранному языку через практические занятия, спецкурсы и факультативы и реализуется посредством создания следующих педагогических условий:

-социально-педагогические условия (готовность преподавательского состава к использованию зарубежного опыта в обучении иностранному языку; учет политических, социально-экономических, региональных реалий и особенностей России, традиций и условий конкретного высшего учебного заведения);

-психолого-педагогические условия (осознание ближайших и конечных целей обучения, осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний, наличие любознательности и познавательного психологического климата в учебной группе, активное вовлечение студентов в творческую поисковую деятельность путем решения проблем, которое приводит к генерации нового знания, созданию интеллектуального продукта);

-учебно-методические условия (создание бесконфликтной ситуации в обучении, представление студента в качестве центральной фигуры процесса обучения, оказание своевременной педагогической помощи студентам);

-организационно-педагогические условия (интенсификация учебного процесса за счет разработки и внедрения дидактически целостной системы междисциплинарной интеграции, структурирование содержания обучения на блочно-модульной основе, внесение коррективов в учебные планы и программы с более широким и подробным раскрытием целей, задач, методов обучения, использование потенциала достижений современной науки и техники).

Аксиологизация содержания языкового образования проходит следующие этап: ценностно-ориентационный (духовные потребности как мотив и стимул деятельности студентов); когнитивно-интеллектуальный (аксиологическая информированность студентов);   герменевтико-аксиологический (выработка критичного мышления студентов) и деятельностный (потребность студентов в самоактуализации и самосовершенствовании) [2].

В рамках формирования толерантности в содержание обучения иностранному языку должны быть включены этикетные клише, помогающие студентам выразить одобрение и поддержку другой мысли, уважение к собеседнику; инициативные реплики-фразы, играющие роль речевого стимула; речевые стратегии, а именно: нахождение консенсуса, выражение согласия/несогласия, просьбы-уточнения, употребляемые для придания высказыванию меньшей категоричности или вежливой окраски.

Таким образом, языковое образование, базирующееся на межкультурной парадигме, способствует формированию толерантности личности студентов.

Литература

1. Ильинский И.М. Образовательная революция.- М.: Изд-во Моск. гуманит.-соц. академии, 2002.- С.187.

2. Кеннет Уэйн Образование и толерантность // Высшее образование в Европе. 1997. №2. Т. ХХI. С.16.

3. Ярская В. Н. Современный мир и проблема толерантности // Вестник психолого-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. № 1. С. 65.