Филологические науки / 1.Методика  преподавания языка и литературы

 

Д.филол.н. Хуако Ф.Н.

Майкопский государственный технологический университет, Россия

Опыт страны в современном ракурсе и в профессиональном донесении 2010 года

 

Тематика отечественных художественных произведений середины прошлого века разнообразна, однако одной из наиболее распространенных можно считать тему посвящения тяжелому и смутному времени годам Великой Отечественной войны, ставшим судьбой нескольких поколений, живших только ради победы, ради того, чтобы вновь засияло над их родной землей мирное солнце, что оказалось в их силах. А в их силах было многое, потому что они свято верили в победу и всем сердцем, всей душой жаждали ее. Так и фронтовик В.П.Некрасов не стал обходить этой темы в своем творчестве, он поднял в повести «В окопах Сталинграда» (1946) сложные вопросы войны и мира, предательства и патриотизма, трусости и мужества. Небольшая по объему повесть вместила в себя годы войны с их тяготами, лишениями и страданиями. Причем именно мысль о том, что данная повесть предопределила впоследствии идейно-художественное развитие ряда отечественных и северокавказских авторов является зачином монографии Белой Н.С. «Опыт В.Некрасова и концепция войны в современной отечественной прозе» (Майкоп, 2010). В связи со сказанным следует отметить актуальность и новизну темы представленного исследования, которая аргументированно обозначается автором во введении.

Именно на данном аспекте автор и строит свое изложение, постоянно и неизменно проводя параллели между анализируемым материалом и некрасовской традицией. Внимательно и тщательно отыскивая в современной отечественной прозе все необходимые атрибуты «военного» сюжета (как то патриотизм, предательство, подвиг), Н.С.Белая справедливо выделяет ту лирическую искренность отношений, ту искренность, которой отличались взаимоотношения людей в те трудные годы, делая лиризм отдельной, постоянно подчеркиваемой графой исследования. В монографии рассматриваются особенности отображения как в некрасовской, так и в северокавказской военной повести художественного образа, строящегося на фоне военной событийности и все более активизирующейся (в последующие десятилетия) личностной составляющей. В произведениях северокавказских писателей на военную тему Н.С.Белая применительно к 50 – 60-м гг. ХХ в. прослеживает создание нового типа героя, когда внимание сконцентрировано на формировании характера и внутреннего мира, на психологии и душевном складе воюющего персонажа. Аргументированным подтверждением сказанному во второй главе монографии выступает анализируемое автором творчество адыгских и северокавказских писателей, создавших еще в 40-х годах повести, явившиеся одними из первых произведений жанра лирической прозы в северокавказской литературе (А.Евтых «Мой старший брат», 1940). Окружающий мир глазами одиннадцатилетнего ребенка – творческая удача адыгского писателя и, фактически, открытие для северокавказской прозы периода Великой Отечественной войны, что и подчеркивает в своей работе Н.С.Белая.

Заслугой Н.С.Белой является производимый во второй главе детальный анализ произведений, приближенных к военной тематике как в отечественной, так и в северокавказской литературе, рассматриваемых на фоне подробного рассмотрения в первой главе «окопной правды» В.П.Некрасова. Причем делает она это в контексте отражения в них ситуаций духовно-нравственного становления участника военных событий и неизбежно связанных с ними социально-психологических изменений, происходящих в личности и в судьбе человека. Проводя в этом ключе параллели с произведениями других национальных писателей, касавшихся в своем творчестве подобных мотивов, автор акцентирует внимание на повестях А.Евтыха, П.Кошубаева, Х.Ашинова, С.Панеша, М.Батчаева, Г.Братова, С.Капаева, З.Толгурова и др., подчеркивая общность художественных идей названных писателей и приходя к логичному выводу о том, что «опыт «батальной прозы», имеющий глубинные корни в философском и художественном наследии Льва Толстого, обогащенный гуманистическими идеями европейской литературы «потерянного поколения», определил важнейшие пути поиска и становления Виктора Некрасова. Через этот опыт прошла «новая военная проза» 50 – 60-х гг., вынесшая на передний план личность воюющего человека и обстоятельства его «окопной войны». В целом этот совокупный опыт сделал возможным резкий, выдающийся взлет художественной и жизненной правды в прозе народов Северного Кавказа, безусловно обогатившей общероссийскую литературу о войне» [1; С. 98]. Причем одновременно анализ непосредственно произведений удачно сопровождается обозрением обсуждений, состоявшихся и долгое время продолжавшихся на страницах периодических и печатных изданий после выхода в свет анализируемых произведений. Приведение различных, порой диаметральных оценок и точек зрения критиков на творчество обсуждаемых авторов придает дальнейшему литературоведческому анализу значительную объективность и беспристрастность. Подобная установка предполагает и обязывает ведущую исследование Н.С.Белую в случае несогласия непосредственно вступать в обсуждение или даже в спор с цитируемыми авторами.

В целом, выводы и положения, выдвинутые автором, аргументируются большим фактическим материалом, что дает основания считать монографию Н.С.Белой «Опыт В.Некрасова и концепция войны в современной отечественной прозе» системным, квалифицированным научным трудом, успешно разрешающим поставленную проблему анализа отечественной прозы ХХ в. При этом достойным логическим продолжением фундаментальных научных положений, изложенных в вышерассмотренной монографии можно считать вышедшее в том же году (2010) учебно-методическое пособие, способствующее внедрению фундаментального научного материала в реальную сферу образования. Речь идет о совместной работе И.И.Кондрашовой и К.Г.Шаззо «К истории отечественной литературы конца XIX – начала XX вв.» (Майкоп, 2010), включающей лекционный курс по основным проблемам обозначенного периода отечественной литературы, авторскую и рабочую программы.

Действительно, достаточно устойчивая тенденция к «художественному синтезированию», время от времени дававшая о себе знать в отечественном жанрообразовании, упорно и настойчиво (за небольшим исключением) игнорировалась отечественными исследователями. А возможные последствия жанрового синтеза в контексте концепции личности, с учетом роли фольклора в данном процессе, да еще применительно к столь ограниченному временному периоду, – все это составляет совокупность новых научных положений, которые ранее не были известны и на сегодня не зафиксированы в науке и практике. Подобного рода совокупность уверенно можно считать комплексной проблематикой, обладающей явно выраженной научной новизной. Благодаря этому проведенное в свое время и удачно защищенное И.И.Кондрашовой под руководством К.Г.Шаззо диссертационное исследование, представленное теперь в виде учебного курса, расширяет известные теоретические положения, касающиеся идеи художественного синтеза, причем приращение носит существенный характер. Отталкиваясь при построении программы от истории реализма, авторы с полным основанием переходят к подробному изучению модернизма конца позапрошлого века, имевшего место, но замалчивавшегося накануне революции. Подобное построение открывает новые аспекты, грани проблемы жанрообразования в русской литературе рубежа XIXXX веков, грани, состоящие во внимании исследователя к роли фольклора в означенном процессе.

По своему содержанию представленный материал пособия предполагает формирование у студента теоретических знаний и практических умений, необходимых для качественного обучения отечественной литературе. История литературы заявленного периода выстроена логично, отбор произведений обоснован и опирается на принципе доступности и обеспечения самостоятельных действий студентов по извлечению учебной и научной информации. Отбор материала базируется на разнообразии принципов научности, связи теории с практикой, интеграции и междисциплинарного взаимодействия, модульности и др. Методика обучения выстроена логично, выдвигаемые положения обоснованы и опираются на принципы доступности и обеспечения самостоятельных действий студентов по извлечению учебной и научной информации.

Содержание учебно-методического пособия основывается на знаниях, усвоенных студентами прежде, и предусматривает глубокое осмысление учебного материала. Издание нацелено на осуществление единства обучающего, воспитывающего и модернизирующего начал в образовательном процессе. Рабочая программа, являющаяся основным компонентом пособия, согласована с образовательным стандартом по специальности. Задания контрольного типа соответствуют дидактическим единицам ГОС. Таким образом, рецензируемая методическая работа, безусловно, является самостоятельной и законченной реализацией сложной проблемы. Авторы в ней обнаружили достаточное знание литературного процесса прошлого века, умение оперировать литературоведческими приемами. В пособии имеется серьезный научный аппарат и обширная библиография, что позволяет говорить о том, что изучаемый теоретическими исследователями художественный материал находит сегодня свое достойное продолжение в учебно-воспитательном и педагогическом процессе. 

Литература:

1.     Белая, Н.С. Опыт В.Некрасова и концепция войны в современной отечественной прозе» [Текст] / Н.С.Белая. – Майкоп: изд-во МГТУ, 2010. – 112 с.