Компьютерные
программы и их роль при проведении перцептивно-аудиторских экспериментов
Р.Ж.
Кондыбаева
Докторант PhD Казахского
национального университета
имени аль-Фараби
Экспериментальная фонетика – совокупность инструментальных
методов исследования звуков естественных языков. В настоящее время экспериментальная
фонетика развивается как наука, интегрирующая и переосмысливающая в
соответствии со своими задачами знания и методы из ряда смежных областей:
акустики и психоакустики, информатики, когнитивной психологии, распознавания
образов, искусственного интеллекта и других.
В связи с тем, что многие
аспекты речепроизводства и слушания недоступны человеческому уху и зрению,
исследования в этих направлениях осуществляются при помощи инструментов или
компьютерных программ. К ним относятся такие компьютерные программы, как Praat, Win Cecil, Speech analyzer и т.д.
Процедуру экспериментального исследования можно поделить на
речепроизводство; акустический анализ; перцептивный эксперимент; статистический
анализ и интерпретация.
В задачу одного из таких перцептивных экспериментов, который будет
описан ниже, входит определение функции словесного ударения. В связи с тем, что
задачи перцептивных экспериментов связаны, как правило, с изучением способности
человека классифицировать, различать или оценивать сходство между речевыми или
речеподобными стимулами, перед тем как провести перцептивный эксперимент
исследователю следует проделать следующий алгоритм действий:
·
составить
список языкового материала, анализируемого в эксперименте;
·
записать
и сохранить звуковые файлы в компьютере (каждый звуковой файл – одно
высказывание);
·
записать
изучаемые звуки с повтором (дать им название, символы);
·
рассмотреть
каждое высказывание отдельно: прослушать и осуществить его визуальный просмотр,
записывая звуковые файлы в случайном порядке на аудионоситель;
·
сегментировать
каждое высказывание, т.е. указать в каждом файле границы между слогами и
добавить текст каждого слога к рисунку интонационного контура данного
высказывания;
·
разработать
листы ответа и поместить матрицу ответов в случайном порядке;
·
определить
размер интервала между начальной и
конечной частотой движения тона, т.е. установить границы между слогами, а также
определить длительность каждого слога;
·
описать
фонетические корреляты (интенсивность, длительность, движение тона).
Всесторонне исследовать функцию, локализацию и природу словесного ударения,
рассматривая фонетические корреляты (движение основного тона, интенсивность,
длительность), выполняя тем самым все вышеназванные действия, возможно с
помощью программы Praat[1].
Одним из методов исследования функции словесного ударения является
перцептивно-аудиторский анализ, который проводится с участием носителей языка. Процедура записи материала для перцептивного эксперимента
состоит из следующих действий:
·
Сначала диктор читает анализируемые 10
трёхсложные слова, которые
имеют ударение на последнем слоге.
·
Далее
проводится запись слов с ударением на среднем и на первом слогах.
Все записанные слова являются трехсложными и среди них, анализу
подвергаются слова с конечным ударением.
Исследуемые слова обрабатываются следующим образом:
−
сохранение
оригинала;
−
стилизация
оригинала;
−
передвижение ударения с последнего слога на средний и на первый слог по
образцу примерных слов, в которых средний и первый слог являются ударными (т.е.,
передвигается движение тона и длительность). В результате данных модификаций получается
«близкая» стилизация (close-copy stylization). Далее анализу подвергается
данный перцептивно эквивалентный оригиналу звук.
В техническом плане, предпринятые
шаги при модификации звучащей речи, полностью выполняются с помощью
универсальной компьютерной программы Praat. Модификация звука выполняется следующим образом: стилизуется высота тона и далее результат
тщательно сравнивается с оригиналом, поскольку разница между стилизованным и
звуком-оригиналом не должна быть слышна. При необходимости для получения
одинаковых данных надо работать с точками измерения (точки высоты тона),
которые можно передвигать или удалять там, где они не соответствуют.
В результате получаются 10 пар-комбинаций всех 10 слов, в целом 100 пар,
которые предъявляются не менее 50 аудиторам (носителям языка) для проведения перцептивного
эксперимента. Аудиторы
слушают 100 пар слов и определяют естественность звучания каждого слова.
В идеальном
случае, выявляются следующие предварительные результаты:
o-a |
100%, оба о и а хорошо |
a-a |
100%, оба а и а хорошо |
a-b |
100% а хорошо |
b-a |
100% а хорошо |
a-c |
100% а хорошо |
c-a |
100% а хорошо |
b-b |
50-50 |
b-c |
50-50 |
c-b |
50-50 |
c-c |
50-50 |
В итоге, о и а оба оригинала должны быть выбраны. Пары с b и c оба неправильны, и слушатели
произвольно выбирают А или Б. В этом случае выдвигается гипотеза, что исследуемый
язык имеет фиксированное ударение на последнем слоге (за исключением некоторых
случаев), и функция этого ударения является маркированием границы между
словами. Результаты множества таких экспериментов для многих разных языков –
просто твёрдое и бесспорное доказательство о существовании ударения и его функции.
А если вдруг большой процент (больше 70%) в парах с b и c всё-таки указывает, что А или Б
лучше, то это значит, что в данном слове имеется и второе или другое ударение и
такие случаи должны быть тщательно рассмотрены.
Таким
образом, можно проводить перцептивно-аудиторские эксперименты для определения
функции словесного ударения.
[1] Компьютерная программа Praat, Doing phonetics by computer, разработанная Paul Boersma и David Weenink (2006) в Институте фонетических исследований
Амстердамa (Нидерланды; www.fon.hum.uva.nl/praat), предназначена для анализа, измерения, модифицирования и
обработки речевого сигнала, она дает возможность измерять фонетические
характеристики любого языка.