Филологические
науки
К. филол.
н. Чеботникова Т.А.
Оренбургский государственный педагогический
университет
Роль-маска как приспособительная
реакция личности на вызовы социальной среды и реализация адаптивной функции
языка
Л.Н. Толстой писал: «Люди как реки: вода
во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то
быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая.
Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда
проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь
между тем одним и самим собою. У некоторых людей эти перемены бывают особенно
резки»[1].
Перемены эти происходят под влиянием физических, духовных и социальных причин.
Каждое время создает конгломерат социальных и ценностных ориентиров. В зависимости от сословной принадлежности, имущественного и социального ценза, образа мыслей, воспитания, образования, желания/нежелания следовать моде, нравственных императивов личность отдает предпочтение тем или иным характерологическим признакам. Среди множества признаков, которыми различаются личности разных эпох, социальных групп, всегда имеется доминирующий признак, наиболее ярко и концентрированно выражающий особенность конкретно-исторического социального содержания своей эпохи. Например, основной чертой, или доминантой личности эпохи классического Рима была гражданственность; в период, предшествующий буржуазной революции во Франции, − свобода, а в период «бури и натиска» в Германии – индивидуальность и т.д.[2]
Каждая общественная система, каждая
культура вырабатывает свой нормативный образец и формирует свою модальную
личность. В этих образцах культура получает свое человеческое измерение,
наполняясь ценностным содержанием.
Постмодернизм, сменяющий традиционную
культуру – культуру эпохи «скульптурного человека» или «древесной классики»
обусловливает активное формирование личности нового типа − личности
рыночной ориентации сущностной характеристикой которого является не постоянная
доминирующая черта, а пустота, максимально быстро заполняющаяся любым из
требуемых на данный момент качеств и свойств. При такой ориентации на каждый
момент времени у личности развиваются именно те качества, которые могут быть
проданы на рынке с наибольшим успехом[3].
Э. Фромм пишет: «Рыночная ориентация не развивает каких-либо качеств,
потенциально заложенных в человеке: ее сокровенная природа в том, что она не
направлена на развитие какого-то специфического и постоянного вида отношений, а
именно чрезвычайная изменчивость всяких отношений – единственно постоянная
черта этого типа ориентации». В этом случае нормативная структура личности, его
совесть, мораль, представления о должном становятся
неопределенно-множественными, «размазанными», плюралистичными. Многие социологи
считают, что современный человек внутренне отвергает любую роль, он становится
по своей сути «актером», способным к постоянным социальным перевоплощениям,
играющим множество ролей, при этом ни
одну не принимая всерьез[4].
Облик, который предъявляет личность на всеобщее обозрение, не содержит в себе
ничего непреложного: за ним может скрываться совсем иной, с не меньшими, а то и
большими правами на существование. Реализация того или иного Я, того или иного
личностного потенциала, зависит как от самой личности, так и от общества,
которое обезличивает человека, зачастую вынуждая его отказываться от своих
наиболее ценных потенций в пользу менее ценных. Э. Фромм, пишет, что для
личности рыночного типа свойственно глубинное отношение к себе и к другим людям
как к товару, ценность которого определяется меновой стоимостью[5].
В наше время рыночная ориентация
чрезвычайно прогрессирует вместе с развитием нового типа рынка – рынка
личностей, на котором «фактор личности» играет решающую роль.
На основании изучения специфики речевого
поведения персонажей художественных произведений, которые квалифицируются нами
как личности, осуществляющие речевую деятельность в условия конкретного
социума, установлено, что для личности с рыночной ориентацией чрезвычайно
актуальной и значимой оказывается такая речеповеденческая модель, как
роль-маска, ведущей особенностью которой является чисто внешнее подчинение
стандартам, требованиям социальной среды, риторической ситуации, ближайшего
окружения и пр. Внешне предъявляемое, озвученное, соответствует требованиям и
нормам среды или социокультурной обстановки. За внешне предъявляемым скрывается
то, на что в данных условиях отсутствует спрос: нет спроса – нет предложения, и
наоборот: есть спрос – есть предложение. «То, что человек продает на рынке
личностей, – это его способность играть свою роль, а что скрывается за это
ролью, не имеет значения и никого не интересует. Да и он сам не заинтересован в
том, чтобы быть действительно правдивым и искренним, а только в том, что эти качества могут дать ему на
рынке», − констатирует Э. Фромм[6].
В качестве примера,
демонстрирующего вышеописанную речеповеденческую модель, приведем фрагмент из
сценария фильма Э. Рязанова и Э.
Брагинского «Забытая мелодия для флейты», где главный персонаж Леонид Семенович
на заседании Главного управления свободного времени мысленно, про себя, бросает
в адрес своего начальника нелицеприятные реплики, выражая тем самым свое
негативное отношение не только к нему, но и ко всему стилю и содержанию работы
возглавляемого им управления:
- Разрешите мне, Ярослав Степанович.
- С удовольствием тебя послушаю.
-Честно говоря, даже не знаю, как начать…
- А ты говори напрямую.
- Напрямую?
- Напрямую! Сейчас время такое!
- Напрямую так напрямую! Ярослав
Степанович, я отношусь к вам, как к отцу родному! Но вы же безнадежно устарели!
Вы реакционер! Вы тормоз!
- Все?
- Все!
Однако задача
состоит не в том, чтобы говорить правду, а в том, чтобы создать видимость
правды – видимость, которая стремится к установлению связи с адресатом в
расчете быть принятой им в качестве истины. Поэтому «автор», он же
«исполнитель» стремится в первую очередь не выразить свои мысли, а произнести
нечто соответствующее требованиям: вслух озвучивается то, что абсолютно
расходится с его внутренним ощущением и пониманием происходящего, то есть
исполняется роль-маска, создающая посредством слов, риторических приемов
образ-маску дисциплинированного и инициативного чиновника:
- Разрешите мне, Ярослав Степанович.
- С удовольствием тебя послушаю.
- Значит, друзья мои, сейчас у
нас расцвет гласности и свободы. И это замечательно! Мы ничего не запрещаем. Мы
все разрешаем. И это тоже прекрасно. Но товарищи на местах в полной
растерянности. Свобода свободой, но до каких же пределов?! Мне думается, что пора
приступить к разработке документа, где будет четко определено, вот это граждане
могут делать, а вот это они делать не должны.
-Молодец!
- Вот вкратце моя мысль. (Э. Рязанов, Э. Брагинский «Забытая мелодия
дляфлейты»)
Как видим,
персонаж (Леонид Семенович) вполне социально адаптирован, он намеренно не
создает контекстуального диссонанса: он точно знает, что надо говорить не то,
что он думает, а то, что нужно, причем он точно знает, что нужно. Дистанция между предъявляемым и внутренним очевидна.
Внутреннее, истинное оказывается той собакой, которой, по словам Стэнтона,
одного из героев пьсы Д. Пристли о призрачном счастье и о призрачной
добропорядочности, положено спать. А размышления относительно того, надо ли ее
будить («Она может искусать нас всех. Это так же полезно, как при скорости в
шестьдесят миль сделать под острым углом опасный поворот»), − остаются
размышлениями: ни автор, ни персонаж не дают ответа, каждый примет решение
самостоятельно относительно того, как ему поступить[7].
Роль-маска, исполняемая персонажем, представляет собой модель поведения, где
неподлинность (театральность) становится формой жизни и одним из условий,
делающим возможным хотя бы временное нормальное существование личности в среде
ее обитания, то есть роль-маска этого типа представляет собой своеобразный
модус-вивенди, который смягчает риск существования в социальной жизни, являясь
формой адаптации к социуму, формой защиты внутреннего мира и одновременно
способом демонстрации того, что востребовано. Как только личность выходит из-под
контроля или происходят изменения в соотношении сил, компонентов риторической
ситуации, в социально-политической и экономической обстановке и пр.,
одновременно меняется ее речеповеденческая модель как в содержательном
отношении, так и внешнем оформлении, чем и обусловливается очередное изменение
внешнего образа личности.
Личность с рыночной
ориентацией – это персонализированная личность. Персонализация проявляется в
целенаправленной демонстрации «фасадов», в маскировке, в сокрытии истинных
чувств и настроений: вся эмоциональная жизнь личности тщательно скрывается под
маской. Этот процесс неизбежно приводит к тому, что личность становится: а)
более закрытой, более отгороженной от других; б) менее способной к
сопереживанию, эмпатии во взаимоотношениях с другими; в) менее способной к
выражению вовне, предъявлению другим своих собственных психологических проблем,
то есть менее конгруэнтной.
От социальных условий
зависит «стиль», «облик», «фасад» личности. В процессе оформления «фасада»,
внешнего образа в востребованном ракурсе осуществляется моделирование
роли-маски в виде непрестанной ориентации на определенные типологические
качества и свойства, а исполнение роли-маски обозначает сознательное
приспособление речевого поведения личности к вкусам, предпочтениям, мнениям
социального окружения, ориентацию на то, чтобы соответствовать признанному или
требуемому стандарту. В процессе формирования и исполнения роли-маски
актуализируются социально обусловленные функции речевого общения – адаптивная и
компенсаторная, сущностная характеристика которых состоит в намеренном,
осознанном и целенаправленном создании и оформлении нового образа, проявляя,
скрывая или избыточно подчеркивая личностно или социально востребованные
качества, свойства, характеристики во избежание контекстуального диссонанса.
Принятие и исполнение роли-маски направлено на восстановление состояния
равновесия личности в среде ее обитания, а человек благодаря savoir faire
оказывается спасшимся[8].
В условиях рынка личностей
потребность в выживании становится главенствующей, социум и отдельная личность
все более нуждаются в самопрезентации, которая обнаруживает подвижность и
преднамеренность. Самопрезентация – это особый аспект коммуникативного
процесса, который может быть квалифицирван как управление впечатлением о себе с
помощью различных стратегий и тактик, направленных на создание внешнего образа
и его предъявление.
Литература:
[1] Толстой Л.Н. Собр. соч. в 12 т. Т. 11. Воскресение. Гл. LIX. М., 1975. С. 198.
[2] Тугаринов В.П. Личность и общество. М., 1965. С. 96.
[3] Фромм Э.Психоанализ и этика. М., 1992.
С. 72.
[4]Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993; Зеньковский В. Единство личности и проблема перевоплощения // Человек. 1993, №4; Тселон Э. Искренна ли наша самопрезентация? Гоффман, концепция «управление впечатлением» и Я посмодерна // Социальные и гуманитарные науки. РЖ «Социология». Сер. 11. 1994. № 2.
[5] Фромм Э. Психоанализ и этика. М. 1993. С. 66.
[6] Фромм Э. Указ соч.С. 77.
[7] Пристли Д. Опасный поворот. М., 1939. Л. Изд-во Ленинградского государственного театра комедии, 1939.С. 54.
[8] Демидова О. Метаморфозы в изгнании: Литературный быт русского зарубежья. СПб., 2003. С. 89.