Османкина Г.Ю.,
кандидат культурологии,
доцент
(Россия, г. Омск)
Форма в дизайнерском творчестве
В современном мире дизайн все чаще рассматривают не только как функциональное искусство, но и искусство визуального воздействия. Созданию вещей и жизни возле них придается очень большое значение. Философское осмысление необходимости и сущности дизайна вытекает из своеобразия создаваемых им предметных форм, предназначенных не только удовлетворять потребности человека, но и украшать и воспитывать своей красотой формы и внутреннее содержание.
Рождение вещи вытекает из ее предназначения. С этим связана ее форма, сущность, возможность и граница ее бытия. Бытие предмета в свою очередь рождает ее культурное пространство. Оно всегда разное и зависит от множества факторов и явлений, начиная с индивидуального воспроизведения до коллективного и от практического применения до духовного восприятия. То есть, как пишет Т.Ю. Быстрова: «Создавая что-либо новое, человек осуществляет себя в этом мире». [1. с. 98]
Понятие форма является непосредственной частью нашей повседневной жизни. Отовсюду слышится: форма носа, глаз, форма письма, форма повествования, расположения, форма одежды и т.д. Но, что все же есть форма?
Как отмечает Т.Ю. Быстрова: «При видимой простоте обыденных значений «форма» – это одно из самых сложных и трудноопределимых философских понятий, особенно когда речь заходит о материально-вещественных образованиях». [1. с. 128]
Форму предмета и ее отдельные элементы можно рассматривать, как гармоничное взаимодействие человека и мира, который его окружает. Определенное положение вещей друг относительно друга поддерживает порядок мира, частью которого эти вещи являются. Более того, структуры предметов и больших начал мира подобны, по малому можно догадаться о большом, дать ему осуществиться. Как утверждают религии мира человек подобен Богу. Из этого следует, что форма есть отражение вкуса, внутренней эстетики и миропознания окружающего микро- и макрокосмоса. Духовное переживание от формы приводит к гармонизации человека и окружения.
В дизайне и тому, что ему предшествовало, все возникало как рациональное – но лишь для общества или его отдельных представителей.
Дизайн, вслед за греческой античностью, настаивает на возможности достижения тождества пользы и красоты, утилитарного и эстетического, тогда как в искусстве или инженерно-техническом проектировании этого баланса нет.
Создание формы требует от дизайнера сразу многих способностей и представляет собой синтез эмоционального и рационального, образного и понятийного начал, который далеко не всегда требуется в других видах проектирования.
Между формой и содержанием не существует четкой границы. Эти два понятия связаны как инь и янь. Внешняя форма диктуется человеком, задается внешними обстоятельствами, а внутренняя форма идет изнутри из сокровенной сути предмета.
Внешняя форма – это нечто материальное, это то, что можно увидеть или потрогать. Внутренняя форма – это ее духовное наполнение.
Анализируя форму в дизайне, следует понимать, что объектом дизайнерской деятельности является мир вещей, которые создаются человеком средствами индустриальной техники по законам красоты и функционирования. Очень часто дизайнер вдохновляется окружающей природой, внимательно наблюдая объекты природы или явления. В результате получаются уникальные произведения очень близкие душеной гармонии человека.
Предмет дизайнерской деятельности может выступать как предмет эстетического воздействия на бытие человека. Даже в самом незначительном и обыденном предмете, если в нем вложена дизайнерская мысль, можно увидеть эстетически прекрасное произведение, которое естественным образом, не навязчего будет влиять на эстетический вкус человека. Процесс создания предмета обуславливается утилитарно-практическим потребностям, преобразовывая бытие пространства и служа эволюционным моментом для дальнейшего развития мысли и продукта. Как отмечает Т.Ю. Быстрова: «Он (т.е. предмет (прим. автора)) пред_стоит человеку, являясь чем-то качественно отличным и одновременно возникая только благодаря присутствию и усилиям последнего». [1. с. 45]
Любая вещь является аккумулятором миропонимания, ценностных установок своего создателя, передавая энергетику людям для употребления качественного продукта мировосприятия бытия. Мир вещи отражает внутренний мир создателя и от того насколько богат его внутренний мир, настолько эффективна будет созданная вещь или форма. Т.Ю. Быстрова утверждает по этому поводу следующее: «…Все законы создания и функционирования вещей будут в первую очередь связанны с изменениями в человеке, в его представлениях о себе». [1. с. 53] Не смотря на то, что дизайнер не всегда свободен в творческом процессе, все же он воплощает в вещи в первую очередь свое представление и видение. Форма вещи выбирается творцом в соответствии с теми представлениями и интеллектуально-нравственными принципами, которыми он обладает и которые его волнует на момент создания.
Понятие «Дизайн» сегодня ассоциируется с самыми прогрессивными явлениями и самыми современными техническими достижениями. Произведения дизайна не только созвучны своему времени, но и, как правило, на полшага впереди современности. Как утверждает: Абаимова Е.Л.: «Под воздействием исторических, культурных, экономических, политических процессов, технологический "прорыв" образовал такие новые виды современных продуктов, как компьютерные и телекоммуникации, мультимедиа и имиджи, он интерпретировал продукты духовной и материальной деятельности, зафиксированные в культуре и ее знаковых системах, в результате чего образовалось культурное "гиперпространство", погрузившее человека в многоканальный мир диалога со всем миром». [2. с. 11]. Поэтому находясь в тесном контакте с окружением дизайн стремиться не только выразить насущные потребности человека, но и на современном этапе направить общество в новое русло. Ведь, как утверждает Т.Ю. Быстрова, вещь способна: « … «подтягивать» человека в эмоциональном и интеллектуальном отношении, совершенствовать его». [1. с. 88] Действительно вещь, обладающая красивой и совершенной формой, всегда определяет духовно-психологическое состояние человека. При этом большую роль играет визуальное восприятие образа, отражающего гармоничное представление о сути вещи. Главное, чтобы совпадало внешнее и внутреннее содержание объекта. Так как не совпадение этих представлений ведет к дисгармонии и дискомфорту. Еще в древние времена говорилось о важности достижения гармонии и единства человека и мира, в котором он существует. Одухотворяясь предметами своего производства, человек растет, совершенствуется, а значит движется сам и движет общество в целом.
Благодаря поискам дизайнеров новых форм можно сегодня заглянуть в будущее, причем представленное не в фантазиях художников-футуристов, а в реально существующих промышленных образцах. Крупные компании, скрупулезно изучая динамику потребительского спроса, прогнозируют будущее, работают на него, создавая перспективные модели уже для покупателей завтрашнего дня с их разнообразными запросами и изысканным вкусом.
Литература:
1. Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. – Екатеринбург: издательство Уральского ун-та, 2001. – 288 с.
2. Абаимова Е. Л. Дизайн как общекультурный и национальный феномен. – Ростов-на-Дону. 2009. – 147 с.
Османкина Галина Юрьевна, кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии» Омского государственного технического университета.
Дом. адрес: 644050, Россия, г. Омск-50, ул. Химиков 6, кор.3, кв.144.
Эл. адрес: Feodoravizant@yandex.ru