Сидоренко
В. Н.
УО Гомельский государственный университет им.
Ф.Скорины, Беларусь
Национальная политика в отношении поляков БССР в свете литературных источников:
1920-1930-е гг.
В 1920-1930-х гг. в БССР проводилась национальная политика призванная
привлечь на сторону советской власти национальные меньшинства: поляков, евреев,
немцев, татар, литовцев, украинцев, русских, латышей, цыган и др. Её основными
направлениями было упорядочение землепользования, коренизация, открытие
национальных школ, национальных сельских и местечковых советов, национальных
судебных камер, использование родного языка при обращении в советские органы
власти, периодическая печать на родном языке и т.д. Осуществлять
соответствующие мероприятия должны были местные национальные бюро.
В источниковедческую базу по проблеме
осуществления национальной политики в БССР в межвоенный период традиционно
принято включать законодательные материалы, документы делопроизводства,
статистические материалы и периодическую печать. Наименее изученными источниками являются литературные и публицистические
произведения. Это обусловлено спецификой самого источника, анализ содержания
которого предполагает необходимость учитывать большую долю субъективизма и
наличие авторского вымысла. Тем не менее, литература – зеркало эпохи, когда она
была создана, и способна демонстрировать не только позицию автора, его видение
темы, но так же определённые стереотипы, накладываемые официальной идеологией.
Это особенно актуально для межвоенного периода истории Беларуси.
К сожалению литературных произведений,
посвящённых жизни польского населения БССР не так много. Важной частью
национальной политики была антирелигиозная работа, т.е. борьба с влиянием
католического костёла. Новая советская литература была призвана помогать советской
власти в этой борьбе. В рамках осуществления национальной политики наибольший
эффект, считала советская власть, будет достигнут литераторами, если они будут
работать на родном языке национального меньшинства, т.е. на польском. Большую
часть составляют стихотворные произведения и публицистика на польском языке,
которые публиковались в польскоязычных газетах и журналах БССР: «Orka»,
«Mlot», «Do nowej szkoly»,
«Glos mlodzieży» [1,
2, 3, 4, 5, 6].
Советская власть рассматривала поляков в БССР
как потенциальную угрозу. Значительная доля зажиточного крестьянства среди
поляков, исповедание католической религии, сложные отношения с соседней
«буржуазной» Польшей не добавляли симпатий советской власти по отношению к этой
категории населения. В повести Бобинской Е. «Люди красного фронта» даётся
зарисовка из жизни польской деревни БССР на рубеже 1920-1930-х гг. Сама автор в
аннотации пишет: «Для советского читателя многое будет непонятно в этой первой
в советской литературе книге о жизни польских колхозов в БССР, если не знать
исторических условий, в которых сложился и вырос своеобразный тип «серой» или
«босой» шляхты, обитателей польских «застянков» в Литве и Белоруссии» [8, с.4]. Главными героями повести являются молодые комсомольцы Олеся,
Натка, Михась, Фелек, Марта, Гжесяк, Ясь. Они ведут борьбу за урожай, за клуб,
за колхоз. Агитируют крестьян создать колхоз. События повести происходят в
Загорье. Активистам противостоят: Уршулька
Барцинская (родня высланных в Сибирь во время коллективизации, помещиков
Барцинских) – она местная «сорока», всё обо всех знает, поддерживает связь с
ксендзом и всюду говорит: «Колхоз – не поезд, не убежит». Автор делает её
приспешницей ксендза, двуличной
контрреволюционеркой, хоть и беднячка. Такие персонажи не раз
становились объектами критики на страницах периодичекой печати Белорусской ССР.
Упоминается в повести газета «Орка». Соседний колхоз «Мархлевский» существовал
на самом деле, только не в БССР, а в УССР. Врагами колхозного строя являются
Минкевич-старший, Маслов – единоличники. Завершается произведение расправой над
предателем Ясем Минкевичем, он ранен девушкой Олесей, которая раскрыла его план
сжечь новый колхозный сарай, связала его и передала односельчанам. В схватке
ранен активист колхозник, комсомолец Фелек Лапцевич, его везут в Смиловичи.
Происходит переосмысление событий и многие пассивные Загорьевцы решают вступить
в колхоз. Так завершается сюжет этой повести. Это произведение должно было
отразить ту социальную борьбу, которая «разворачивалась в польской деревне»
БССР. Многие образы предлагаемых Бобинской Е. героев превратились в настоящие
стереотипы в представлении местной власти об облике поляка-крестьянина.
Литература предназначенная для национальных
меньшинств носила открыто заказной характер, об этом свидетельствуют поручения,
которые непосредственно давали соответствующие бюро ЦК КП(б)Б: «Поручить
польсекции ВАППа подготовить новые пьесы о жизни польского коллектива, а тек же
на тему антирелигиозного и интернационального воспитания» [7, л.30]. Советская
власть в БССР не скупилась на антирелигиозную литературу. Костёл был
идеологическим врагом, с ним боролись и словом и с помощью иных мер, в том
числе репрессивных. В протоколах заседаний польского бюро при окружных и
центральном комитете большевистской партии часто указывалось на необходимость
увеличения издания литературы на родном языке для национальных меньшинств. В
1930-х гг. несмотря на сокращение количества наименований печатной продукции на
польском языке, изданных в СССР, их тираж и количество печатных листов
неуклонно росли [9, с.213]. Проведение национальной политики должно было
осуществляться на родном языке, это повышало и её эффективность и привлекало
довольно настороженно относящихся к советской власти поляков белорусского края.
Польская молодая интеллигенция БССР в 1920-х
гг. получила возможность реализовать
свои стремления. В 1929 г. в Минске была организована польская секция
белоруской ассоциации пролетарских писателей (БАПП), которая смогла издать
первый сборник «Idziemy!» и подготовить второй.
Над поэтическим сборником работали М. Мыслинский, П.Свищ, А. Хоравски.
Литературные источники содержат информацию об
осуществлении культурно-просветительских мероприятий, проведении коллективизации
и антирелигиозной политике в БССР. Они представляют образ поляка, существенно
обусловленный особенностями идеологической политики советского государства. В
них присутствует крестьянин-бедняк, стремящийся в колхоз, и единоличник-кулак, чинящий препятствия и
саботирующий решения советской власти, и приспешники ксендзов, богомольные
старушки, и сами шпионы-ксендзы. В польскоязычной поэзии формируется образ
молодого поляка и польки, горячо приветствующих новый общественно-политический
строй. Они призывают соседнюю Польшу встать на путь социалистического
строительства. Все эти образы встречаются и в других видах исторических
источников 1920-1930-х гг., но в литературных источниках они выявляются ярче
всего и колоритнее.
Литература:
1
Aleksandrowski W.I. W.I.Lenin// Orka – 1929 - №5(199)
2 Dąbal
M.
Jakim powinien być
polski teatr w BSRR// Orka –
1934 - №100(916)
3 Brzeziński M. ZSRR – nasza ojczyzna – drugiej ojczyzny
pracującego być nie może// Orka – 1929 - №49(242)
4 Chrzonowicz W. Ussas i Aszenberg działali „w imie Boga” //
Młot – 1925 - №146
5 Chrzonowicz W. Przez wszystkie piekła// Młot – 1925 - №156
6 Chrzonowicz W. Wiara czy polityka// Młot – 1925 - №157
7 Протокол Польбюро ЦК
КП(б)Б от 18.01.1929 г/ НАРБ Ф.4п Оп.1 Д.4676 л.30
8
Бобинская,
Е. Люди красного фронта/ Елена Бобинская. – М.: Московское тов-во писатлей,
1933. – с.137
9
№
24. Книжная продукция БССР по языкам за 1932 и 1933 гг./ Итоги разрешения
национального вопроса в СССР/ Науч.-иссл. ин-т национальностей СССР при ЦИК
Союза ССР. – М.: Изд-во «Власть советов» при Президиуме ВЦИК, 1936 – с.224