К.и.н. Васильева Н.Д.
Институт гуманитарных исследований и
проблем
малочисленных народов Севера СО РАН, Россия
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ НАРОДОВ АРКТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
(на основе экспедиционных материалов)
В
области национально-культурного строительства в арктических регионах республики
за последние десятилетия произошли значительные изменения. В настоящее время в
сфере культуры формируются новые типы
однопрофильных и многопрофильных культурно-досуговых учреждений. На основе
существовавших созданы и действуют новые модели социально-культурных комплексов
и объединений. Работают такие модели, как этнокультурные центры,
культурно-спортивные комплексы, дома досуга семьи и детства, детско-юношеские
эстетические центры, различные объединения по интересам и др. Так, в
Нижнеколымском улусе функционируют 6 учреждений, среди которых Центр культуры и
досуга (ЦКиД) в с.Колымское, где компактно проживают чукчи; ЦКиД в
с.Андрюшкино, деятельность которого направлена на пропаганду и популяризацию
традиционной культуры эвенов и юкагиров; СДК в с.Походск, сотрудники которого и
жители активно проводят работу по возрождению и сохранению уникальной
самобытной культуры русских старожилов; а также ДК «Нефтяник» (п.Петушки),
Молодежный центр, ЦК «Этнос» и ИМЦ (п.Черский). В улусе работают 6 народных коллектива (русских
старожилов «Колымские вечерки», «Рассоха», чукотский «Ярар», эвено-юкагирский
«Нэривдэн», детский эвено-юкагирский «Моруол», якутский народно-фольклорный
коллектив «Кэскил»). Они собирают фольклор, традиции и обычаи своих народов, и
на основе реконструированных театрализованных постановках, танцах и песнях
способствуют сохранению и популяризации среди населения традиционной культуры
коренных народов. Кроме того, функционируют 7 библиотек и 5 музеев. Подобные народные коллективы также широко
распространены и в других улусах: лауреат Международного фестиваля в Египте,
неоднократный победитель республиканских фестивалей ансамбль «Орончикан» и
дипломант Международного фольклорного фестиваля фольклорный ансамбль «Аарык» из
Оленекского улуса; эвено-юкагирский ансамбль «Осикат-кан», народные вокальные
ансамбли «Кустук» и «Русскоустьинцы» из Аллаиховского улуса и др.
Остановимся
более подробно на современной ситуации в области развития культуры Булунского
улуса на основе полевых материалов последней экспедиции в августе 2011 г.
сектора арктических исследований. На
сегодня в улусе функционирует 7 стационарных, 5 передвижных клубных учреждения
(АКБ), ИМЦ НТ, Информационно-методический центр культурного наследия и
социокультурных технологий, а также 2 народных коллектива. Работники учреждений
культуры активно включились в реализацию Государственной целевой программы
«Создание условий для духовно-культурного развития народов РС(Я) на 2007-2011
гг.». Благодаря грантам, поддержанным Министерством культуры
РС(Я) улучшилась материальная база и оснащенность техническими средствами КДУ.
Также были поддержаны гранты «Культурная самобытность малочисленных народов
Севера, «Образовательные проекты в сфере культуры и искусства, «Культура.
Гражданственность. Патриотизм», «Возрождение этнокультурных ресурсов здорового
образа жизни» и др. Согласно календарному плану регулярно
проводятся массовые праздники, в которые включаются национальные элементы.
Например, конкурсы «Кочевая семья», «Голоса тундры», «Сээдьэ» и национальной
одежды и др. Регулярно проводится
детский улусный фестиваль «Поют и танцуют
дети Севера», национальный праздник «Ысыах».
Как
известно, индикатором этнической самоиндентификации народов, являются обряды
и обычаи как составляющие традиционной культуры. Они и стали главными способами
трансляции в повседневной жизни этнической культуры из поколения в поколение. Как показали собранные полевые
материалы, сегодня из традиционных
календарных обрядов якутский
национальный праздник Ысыах. Можно также назвать и ежегодный праздник - Слет
оленеводов, который также включает многие элементы традиционного тунгусского
праздника. Разумеется, эти праздники были реконструированы на основе имеющихся
этнографических и фольклорных материалов и в настоящее время многие проводимые
ритуалы не воспринимаются населением с
той существовавшей глубиной религиозно-мифологического смысла и значения. В то
же время, следует заметить, что многие обряды и обычаи, тесно связанное с
традиционными отраслями хозяйства, которые по сей день являются основными
источниками жизнеобеспечения, в настоящее время широко бытуют в повседневной
жизни народов региона. Особенно это хорошо прослеживается в охотничьих обрядах и обычаях. Прежде всего, это кормление духа-хозяина
местности промысла, различные
существовавшие запреты, связанные с орудиями охоты, отношением к
промысловым животным. По данным информатора Сивцевой С.И., сегодня строго
соблюдается также обычай, когда в местах промысла, рыбак должен обязательно
оставлять дрова и продукты.
Что
касается семейных обрядов, как показали полевые материалы, наиболее соблюдаемы обычаи, связанные с
беременностью женщины и рождением ребенка, его воспитанием. Это общеизвестные
запреты: не подстригать волосы, не приготавливать заранее одежду
новорожденному. При прибытии новорожденного в дом помазать его лоб золой из
печки. Если ребенок плохо спит, то мальчику под подушку кладут нож, девочке –
ножницы и др. Многие респонденты не могут объяснить смысл данных обычаев,
некоторые дают собственную интерпретацию, но в любом случае каждый считает это необходимым. Что, несомненно,
подтверждает мнение специалистов, что обычай - это социальный навык, приобретший характер машинального,
полуавтоматического действия, но сохранивший функции интеграции людей,
регуляторов поведения в быту
В
целом, как свидетельствует предварительные итоги, традиционные обряды и обычаи
в современной повседневной жизни коренных народов присутствуют фрагментарно.
Отдельные же элементы этнокультурных традиций адаптированы к современной
культуре в фольклорных ансамблях, театрализованных представлениях и других
клубных объединений. Как видно, ведущей тенденцией современных процессов в
области этнокультурного развития коренных народов является стремление сохранить
свою самобытную культуру и, таким образом, реализовать потребность в
самоопределении.