Кочеков В. Ф.
Доцент, к. п. н., Челябинская государственная академия культуры и искусств, v_kochekov@mail.ru
ХУДОЖЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АРЕАЛ ФОРМИРОВАНИЯ
АКАДЕМИЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ
ОБЛАСТИ
Музыкальная культура Челябинска обуславливается целым
рядом факторов, в основе которых бурное экономическое развитие края, его
политический характер, расцвет торгового дела.
Первая
торговая ярмарка открылась в городе Челябинске после 1769 г., а в 1885 г. в
Челябинском уезде было уже 61 ярмарка.
«Храмами искусства и культуры» тех лет
являлись ярмарочные балаганы, ставшие первыми распространителями музыкального и
драматического искусства. Балаганные музыканты, певцы, комики и трагики, клоуны
и танцоры сыграли важную роль в формировании музыкального и драматического
искусства в Челябинске.
90-е гг. в истории
Челябинска составили важный рубеж, положивший начало мощному подъему экономики
города, всей его социальной сферы.
Культура города начинает активно развиваться на
фоне стремительного экономического роста. Имелись свои артистические силы: опереточная труппа Антоновой (хор — 16 человек,
оркестр — 12 человек, дирижер — Карташов),
театр антрепренера Бурлакова «Мозаика» (одноактные водевили, фарсы,
куплеты, акробатика, музыкальные и сольные номера), рук. И. М.
Сметанин-Уральский, дирижер Г. Моргулис.
Наличие оркестровых
коллективов, «музыкальные номера» указывают на складывающуюся систему
академического исполнительства: музыкальный материал основывался на письменной
традиции, исполнялся на классических инструментах – скрипках, виолончелях,
духовых инструментах.
На Урал приезжало много
гастролеров самых разных жанров. Гастролеры
внесли серьезный вклад в развитие формирующейся системы академического
исполнительства Челябинска и других уездных городов. Профессиональные музыканты
оркестров, солисты являлись образцом
высокого искусства, их репертуар составляли сложные классические произведения.
Все это оказывало непосредственное влияние на творчество любительских
оркестровых коллективов, солистов-инструменталистов.
Первое знакомство
уральских слушателей с академическим исполнительством на русских народных
инструментах состоялось в 1909 г. С большим успехом отыграл концерт в
Челябинске П. Невский – уникальный артист, прекрасный гармонист, исполнитель
частушек, куплетов и песен: «Железнодорожный клуб положительно не вмещал всех
слушателей, часть публики из-за нехватки мест должна была стоять в дверях
зрительного зала и слушать игру, не видя музыканта. Концерт состоял из двух
отделений: в первом отделении концерта музыка Венявского, «Привет Москве» –
вальс, сочинение Невского и оригинальное подражание скрипке на 7-планочной
гармошке. Во втором отделении русские и малороссийские песни. Интересно сыграна
фантазия Глинки «Камаринская», заставила зрителей посмеяться, аплодисментов
было много» [2].
Этот концерт артиста стал хорошим ориентиром академического
исполнительства на гармони для челябинских любителей-гармонистов, показал весь
спектр технических возможностей инструмента и репертуарное многообразие,
включающее классические произведения.
В этом же году
еще один оригинальный исполнитель посетил с концертами Челябинск: «…В
кинотеатре «Модерн» можно сейчас послушать редкого музыканта Леню Федорова. Это
будущий Невский. Несмотря на его 7 лет он уже артист-виртуоз. Обладает
феноменальным музыкальным слухом. Он играет на всяких гармониках… Публика от
его игры была в восторге»[3].
Одну из ведущих ролей в развитии
культуры, искусства, образования, развития академического исполнительства как дореволюционного Челябинска, так и в
советский период сыграл Г. Д. Моргулис (1887 – 1943 гг.).
Григорий Давидович окончил
военно-музыкальную школу, учился в Военно-Капельмейстерском классе Музыкального
института в Варшаве. Работал дирижером симфонических оркестров, преподавателем
музыки в учебных заведениях.
3 августа 1903 года музыкант приезжает в
Челябинск в качестве преподавателя музыки в Реальном училище. Сразу по приезду
в Челябинск Григорий Давыдович развернул бурную деятельность по созданию
симфонического оркестра.
Важнейшая веха в культурной жизни
Челябинска — 2 сентября 1907 года: в этот день в саду городского общественного
собрания прозвучал первый симфонический концерт: Первая симфония Л. В.
Бетховена, Пятая симфония И. Гайдна, произведения Э. Грига, Д. Мейербера, К.
Сен-Санса, Р. Вагнера, а так же сочинения малоизвестных авторов Цыбулько, Тома,
Шпнидлера. Регулярные симфонические концерты стали мощным фактором развития
академического исполнительства в Челябинске.
Деятельность Г. Д. Моргулиса в качестве музыканта и общественного деятеля
определила весь ход развития классического направления в исполнительстве,
музыкальной педагогике региона, а, следовательно, и в академическом исполнительстве на русских народных инструментах,
для которого высокое искусство являлось образцом для подражания и развития.
В 1779 году в
Челябинске появляется первое учебное заведение – Русская словесная школа. Это
последовало после выхода указа для Тобольской епархии по созданию русских школ
«для обучения славяно-российской грамматике, пению по нотам, письму и
арифметике».
«Нотное пение» оплачивалось выше всех
предметов, что говорит о большом значении, придаваемому данному предмету.
«Нотное пение» стало мощной предпосылкой для будущего формирования
академического исполнительства на русских народных инструментов, так как для
него одним из составляющих является обращение к письменной традиции.
Практически во
всех созданных позже учебных заведениях музыка присутствовала в тех, или иных
формах: организовывались концерты, музыкально-литературные вечера, на которых
учащиеся выступали в качестве певцов, инструменталистов.
Образовательный процесс включал в себя различные
элементы начального музыкального образования и воспитания. Уроки пения являлись
обязательным предметом, проводились систематически. Преподаватели имели
необходимую профессиональную базу для проведения музыкальных занятий.
Таким образом, уже начиная с 70-х годов XVIII в.,
челябинских учеников приобщали к музыкальной грамоте, нотам, хоровому пению,
позже – к инструментальному исполнительству. Использование нотного материала,
усложнение репертуара, повышение исполнительского мастерства – все эти факторы
неуклонно работали на академизацию
исполнительского направления, в недрах которого зарождалось академическое исполнительство на русских
народных инструментах.
Ансамбли балалаечников имелись в ряде
учебных заведений. При низшей ремесленной школе существовал хор, ансамбль
балалаечников: «Силами учащихся проводились концерты, ставились спектакли…»[8
с. 68.]. «При женской прогимназии действовал оркестр балалаечниц под
руководством А. А. Калачевой, хор, организовывались литературно-музыкальные
вечера»[7]. В клубе учащихся Челябинской торговой школы функционировал струнный оркестр (балалайки, мандолины,
гитары).
Наличие
коллективов струнных народных инструментов в данных учебных заведениях говорит
уже о серьезной заявке на академическое исполнительство, к признакам которого
относятся и такие, как использование
письменной традиции, участие в концертах,
включение классических произведений в репертуар.
Ростками
специального музыкального образования можно назвать индивидуальное обучение
учащихся на фортепиано, скрипке. Это же относится к балалайке, гитаре,
мандолине, так как участие в «хоре балалаечников» предполагает индивидуальную работу по освоению инструментов.
Следовательно, уже в начале XX в. просматриваются черты
академического исполнительства на русских народных инструментах.
Отсутствие
музыкальных учебных заведений в Челябинске компенсировалось различными
музыкальными курсами и классами. С 1906 по 1914 гг. функционировали «певческие
курсы» под руководством священника Д. Г. Сперанским: «…изучение теории музыки и
гармонии, сольфеджио, хоровое и светское пение, методика обучения нотной
грамоты. Желающие курсисты могли обучиться игре на скрипке и фисгармонии [8, с.
80-81]. Схожую программу имели Челябинские музыкальные классы свободного
художника В. Р. Гейтнера: «…игра на рояле, игра на скрипке, игра на виолончели,
пение и теория музыки [1]. В 1910 году в городской газете появилось сообщение об открытии курсов с программой
Санкт-Петербургской консерватории. Организатор – А. В. Попов: «…игра на рояле,
обучение пению, хоровой класс и класс ансамбля, теория и история музыки,
сольфеджио» [5], «…капельмейстер Г. Д. Моргулис возобновляет класс скрипки и
других инструментов, теория музыки и сольфеджио» [4].
Частная
практика стала предтечей музыкальных школ; обучаемым давалась основательная
теоретическая база, обеспечивающая получение достаточно глубоких знаний в
области различных музыкальных
дисциплин. Основательной подготовкой грамотных музыкантов-любителей вносился
неоценимый вклад в развитие академического исполнительства на классических
инструментах и зарождающееся академическое исполнительство на русских
народных инструментах.
В конце XIX
начале XX вв. в Челябинске довольно распространенной областью
культурно-художественного пространства являлись домашние «концертные» площадки.
Вполне объяснимая, с точки зрения социальных наук, тяга людей к объединению
делает бытовое музицирование предпосылкой для особого стремления к
коллективности – коллективным формам
музицирования.
Постоянное
совершенствование, желание достижения новых музыкальных высот приводит в
любительском сольном и ансамблевом исполнительстве к освоению более сложного
репертуара, обращению к классическим произведениям – путь от собственно
бытового музицирования к академическим формам.
В квартирах
известных в Челябинске горожан – братьев Покровских, М. Д. Кетова, В. М.
Колбина, В. Г. Жуковского устраивались спектакли, концерты. Звучала инструментальная
музыка, сольное и хоровое пение, устраивались танца, игры, розыгрыши и
капустники. Постоянно устраивались семейные вечера, балы, танцы, маскарады,
разыгрывались сценки под рояль, пелись романсы.
М. Д. Кетов,
музыкально одаренный человек, неплохо играл на скрипке. Вся его семья – жена,
три сына и дочери – были непременными участниками всех домашних и «выездных»
спектаклей и концертов.
В. М.
Колбина сам играл на многих музыкальных
инструментах. Супруга и сын играли, практически, на всех струнных и клавишных
инструментах.
В 2 клубах Златоуста проходили концерты, балы,
выступления артистов. Музыкальная жизнь была сосредоточена в доме купца 2-й
гильдии А. И. Сорокина. Здесь устраивались музыкальные вечера, играл местный
оркестр под руководством Раховского, а в саду купца проходили гуляния с музыкой
и танцами.
Наличие духовых оркестров в Челябинске и
других городах губернии являлось положительным фактором для развития
академического исполнительства, так как использовалась только письменная
традиция (нотный материал); в репертуар,
кроме танцевальной музыки, входили произведения классического
содержания, выступления проводились регулярно.
Городское
культурно-просветительное общество оставило значительный театрально-музыкальный след в культурном
пространстве. Музыкальное сопровождение спектаклей осуществлял симфонический
оркестр, академическую сущность и деятельность которого можно отнести к
предпосылкам академического исполнительства на русских народных
инструментах.
В
феврале 1919 г. в Челябинске начинает работу Народный университет. Число желающих обучаться – около 1000
человек. Главой факультета изящных искусств была назначена И. Е. Каплан: «Класс
рояля под руководством композитора, окончившего Пражскую консерваторию, И. Е.
Каплан»[6].
Организация обучения
демократических масс в Народном университете наряду с частной формой обучения
говорит о качественно новом этапе в бытовом музицировании. Появление
потребности в обучении выводит исполнительство на более высокий уровень, приводит к необходимости обращения к
классике, академическим формам. Таким образом, закладывающийся
музыкально-образовательный фундамент и развитие данных форм создает условия и
для формирования в будущем основ
академического исполнительства на русских народных инструментах.
Вся культурная жизнь любого
уральского города сосредотачивалась в клубах. В Челябинске первый Клуб
городского общественного собрания открылся в 1869 г. В клубах проводились
музыкальные и танцевальные вечера, концерты и спектакли, маскарады, сеансы
кинематографа, на сценах клубов выступали местные любительские хоровые,
музыкальные и театральные коллективы, заезжие профессионалы.
Историческая роль клубов в
художественно-географическом ареале региона, как проводников академического
направления, является главенствующей. Именно в клубах, наряду с домашним
музицированием, формировалось любительское и профессиональное инструментальное
исполнительство. Выступления гастролеров давали любителям ориентиры в
направлении повышения мастерства, репертуарной политики, культуры исполнения и
поведения на сцене. Участие в струнных оркестрах и ансамблях включало целый
комплекс: исполнительство, учебный процесс, в которым обязательно обращение к
нотно-методическому материалу, а это непосредственный путь к академическому исполнительству. Созданные
в клубах «хоры балалаечников» шли именно по этому пути, тем самым академическое
исполнительство на русских народных инструментах получило значительный толчок с
появления организованного любительства в клубах и других учреждениях.
В организованном Челябинском
драматическом кружке (1909 г) руководителем струнного оркестра, (балалайки,
гитары, мандолины), стал И. Фридьев. Оркестр сопровождал спектакли, исполнял
танцевальную музыку, аккомпанировал солистам-певцам. Все премудрости
инструментовки, подготовки партий Илья постигал в ходе практической работы
(впоследствии И. Фридьев внес значительный вклад в развитие культуры и
искусства Челябинской области, русских народных инструментов).
Создание музыкально-драматического
Общества в 1903 г. способствовало оживлению культурной жизни Челябинска. Здесь
ставились спектакли, концерты, выступали гастролеры.
Развитию
музыкальной культуры, академическому направлению в исполнительстве во многом
оказало влияние присутствие ссыльных поляков (Челябинск, Курган) и декабристов
(Курган). Эти интеллигентные, образованные люди стали проводниками высокого
искусства, являясь хорошими исполнителями-инструменталистами, вокалистами.
Огромное число возникающих
электротеатров явилось широким полем деятельности таперов, которые должны были
иметь большой репертуар (в том числе и классический), быть хорошими
импровизаторами. Электоротеатры стали хорошей школой по совершенствованию
мастерства, расширению репертуара. Баянисты активно участвовали в данном
процессе.
Художественно-географический ареал
развивающегося региона являл собой богатое музыкальное содержание. Развитие музыкальной культуры явились
той питательной средой, на которой зарождалось академическое
народно-инструментальное исполнительство. Оно, в свою очередь, попав вскоре в новые исторические условия,
общественные потребности, приобрело уникальное содержание и стремительные темпы
развития.
Литература:
1.
Голос
Приуралья, 1908, 1 марта.
2.
Голос
Приуралья, 1909, 1 января.
3.
Голос
Приуралья, 27 ноября, № 252.
4.
Голос
Приуралья, 8 октября
5.
Голос
Приуралья, 1919,
22 июня
6.
Народный
университет. – 1919, 22 июня.
7. ОГАЧО. Ф. И-9. Оп. 1. Д.
73. Л. 4.
8.
Школьный
мир дореволюционного Челябинска. Т. 1 – Челябинск, 2006.
(ОГАЧО – Объединенный
государственный архив Челябинской области).