К.п.н. Харланова Е.М.
Челябинский
государственный педагогический университет, Россия
Аксиологический
аспект в разработке педагогической концепции развития социальной активности
студентов
Следование
постнеклассическому типу рациональности, актуализирует обращение исследователей
к такой форме научного знания как концепция.
Концепция
рассматривается исследователями как:
-
определенный способ
понимания, трактовки явлений, процессов, определенная точка зрения на
совокупность явлений, руководящая идея для их систематического освещения.., ведущий
замысел в структуре теории (Л.Ф. Спирин [7, с. 11]);
-
исторически обусловленная, актуализированная
развитием научного знания и общества система представлений, взглядов, основных
идей об изучаемом явлении (А.Ф. Аменд [1, с. 56]);
-
информационная система,
содержащая сведения о цели, принципах, методах, условиях деятельности (И.А.
Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская [4, с. 71]).
В каждом из
вышеизложенных определений раскрываются значимые признаки концепции,
позволяющие сформулировать требования к ее разработке:
-
наличие руководящей
идеи, отражающей позицию автора;
-
системность изложения,
положения концепции представлены в виде системы, последующие положения
опираются на предыдущие, служащие основанием для них;
-
взаимосвязь и обусловленность
концепции развитием научного знания и общества.
Опора на
постнеклассическую научную картину мира предопределяет специфические отличия
построения концепции развития социальной активности студентов, прежде всего
учет субъективности самого исследователя, разрабатывающего и реализующего
данную концепцию «соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с
особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми
структурами» [8, с. 633].
Данное положение
расширяет требования к разработке педагогической концепции: наличие в структуре
концепции не только логико-гносеологического, но и ценностного аспекта знания в
их взаимосвязи
На
этой основе включаем в структуру концепции компонент ценностно-целевых
ориентиров, отражающий социокультурные смыслы концепции.
Структура концепции развития социальной активности студентов вуза
включает:
-
во-первых, компонент,
отражающий социокультурный, ценностно-смысловой аспект знания –
ценностно-целевые ориентиры (ценности, ведущую идею, цель, задачи);
-
во-вторых, компоненты,
отражающие логико-гносеологический аспект знания – теоретико-методологические
основы (методологические подходы), понятийно-категориальный аппарат,
теоретические модели концепции и формулируемые на их основе закономерности;
-
в-третьих, компоненты,
раскрывающие практический аспект знания, носящие нормативный характер –
нормативная модель, представленная системой педагогического обеспечения
развития социальной активности студентов вуза, педагогические условия ее
реализации и верификация.
Такая
структура отражает позицию, что концепция –
«знание, представляющее единство социокультурных, логико-гносеологических и
практических аспектов» [6, с. 10], позволяет
реализовать ключевой тезис педагогической герменевтики о взаимодополнительности
ценностно-смысловой и логико-гносеологической составляющих педагогического
знания [2].
Остановимся
на определении ключевых ценностей, которым мы следуем в разработке концепции
педагогического обеспечения развития социальной активности студентов вуза.
Взяв за основу
философскую теорию ценности М.С. Кагана, рассматриваем ценность как «значение
объекта для субъекта» [3, с. 68], Ценности
задают содержательную направленность концепции, в рамках которой определяется ее
цель (как компонент процессуальный).
Анализ исследований
философов позволил выявить, что доминирующая мировоззренческая идея
технологического общества о направленности активности человека на
преобразование мира и подчинение человеком природы подвергается критике.
Философы обосновывают необходимость отказа от установки активности на покорение
человеком мира к установке на их органичный симбиоз (А. Бергсон),
коэволюционное развитие
(Н.Н. Моисеев), равновесие между индивидуальным и социальным
(М.С. Каган).
Следуя данной тенденции
в разработке концепции, мы опирались на ценности, задающие ориентир социальной
активности на коэволюционное развитие человека, общества, природы:
-
ценность
взаимодействия личности и общества на основе сопряженности интересов их
развития. Значим
поиск и выбор субъектом пути проявления социальной активности, в котором
согласованы интересы его личностного развития с интересами развития социума.
При приоритетности одной ценности (развития личности или общества) и
дискриминации другой активность развивается по деструктивному пути, оказывая
аналогичное влияние и на развитие личности, культуры, общества. Разделяем
позицию М.С. Кагана, считающего, что «выживание человечества в XXI веке непосредственно зависит от того, сумеет ли оно
... найти известное равновесие между индивидуальным и социальным» [3, с. 181],
ибо оно достигло неизвестной своему прошлому опыту «степени личностного
разнообразия в пределах общественной жизни человеческого рода и одновременно
осознания необходимости его объединения» [Там же, с. 182].
– ценность трансцендентности, приоритетности
духовно-нравственного ориентира социальной активности. Сущность человека проявляется в его способности подниматься над исключительно потребностями
для себя к потребностям для других и потребностям вместе с другими. Разделяем
позицию В.А. Лекторского, подчеркивающего, что духовное всегда
«связывается с выходом за пределы эгоистических интересов, личной пользы,
своекорыстия, мелочных расчетов. Оно предполагает, что цели и смысложизненные
ориентиры личности укорены в системе надиндивидуальных ценностей» [5, с. 32]. К
таким ориентирам относится взаимодействие с природой по принципу «ко-эволюции»,
отношение к другому человеку как необходимому компоненту меня самого, диалог с
ним, в ходе которого меняется каждый участник, понимание необходимости
культурного разнообразия и диалога и полилога разных культур [5], а также
разных типов проявления социальной активности
и др.;
– ценность свободы выбора и ответственности за
преобразование себя и окружающей среды. Активность
субъекта самодетерминирована и опирается на его ценностную позицию, но «такая
позиция возникает именно в ситуации выбора, и выбора свободного, а не
обусловленного каким-либо внешним давлением» [3, с. 170]. Речь идет о свободе
выбора с ориентацией на «свободу для», включающую принятие на себя
ответственности, а не на «свободу от», в том числе и от ответственности. Активность есть свободный выбор, а не
отказ от обязательств, обязанностей и требований общества, которые выработаны с
целью помощи в обретении человеком своего образа, раскрытии потенциала.
Реализация «свободы для» проявляется в познании заложенной сущности личности и
ее реализации в тех формах активности, которые более ей соответствуют и
возможны лишь при принятии человеком ответственности за самоосуществление и
улучшение окружающей действительности.
С вышеуказанных
ценностных позиций в разрабатываемой концепции развитие социальной активности
студента рассматривается как важный этап достижения его социальной зрелости,
включает освоение в процессе обучения в вузе культуры общественных
отношений и осуществления субъектом
социальных проб в достижении личных и социально ориентированных целей,
позволяющих выработать путь взаимодействия с социальной средой на основе
согласования интересов личного и социального развития, ориентации на
духовно-нравственный идеал, проявления социальной инициативы и социальной
ответственности.
Литература
1.
Аменд
А.Ф. Теория и практика непрерывного эколого-экономического образования:
Монография / А.Ф. Аменд. – Челябинск:
Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та «Факел», 1996. – 152 с.
2.
Закирова А.Ф.
Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики: дис. … д-ра пед. наук /
А.Ф. Закирова. – Тюмень, 2001. – 314 с.
3.
Каган,
М.С. Философская теория ценности /
М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1997. – 205 с.
4.
Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш.
учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред.
И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2005. – 288 с.
5.
Лекторский, В.А.
Эпистемология классическая и неклассическая / В.А. Лекторский. – М.:
Эдиториал УРСС, 2001. – 256 с.
6.
Рыжко,
В.А. Концепция как форма научного знания: автореф. дис. ... д-ра. филос. наук:
/ В.А. Рыжко. – Киев, 1989. – 32 с.
7.
Спирин, Л.Ф. Теория и технология
решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое
обучение и самообразование) / Л.Ф. Спирин. – М.: Рос. пед. агентство, 1997. –
174 с.
8.
Степин,
В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – С. 619–640.