Филологические науки/ Методика преподавания  языка и литературы

Еранцева Т.А., Бочмага М.Я.

Лесосибирский педагогический институт-

                            филиал Сибирского федерального университета, Россия

Научный руководитель: к.ф.н., доцент  Бахор Т.А.

Представление о языковом эстетическом идеале у студентов - первокурсников

Идеи гуманизации, выдвинутые в качестве приоритетных в российском образовании, предопределили, по мнению некоторых исследователей (Н.Д.Никандров, В.И.Загвязинский, Ш.А.Амонашвили, Л.Ф.Закирова и др.), одну из основных целей развития личности – стремление к гармонии и духовному совершенству. Включение эстетического идеала в систему ценностных представлений личности мотивировано тем, что именно ему принадлежит ведущая роль в формировании  аксиологической сферы личности, ее самореализации и самоопределения в мире ценностей и смыслов сегодняшней жизни. «Под языковым эстетическим идеалом следует понимать совокупность представлений личности о высшей эстетической ценности языка», т.е. о совершенной (идеальной) речи [1]. Языковой эстетический идеал является критерием языкового эстетического вкуса и реализуется в виде требований к образцовой речи.

Эстетическое отношение к языку вызывается такими качествами литературного языка, как богатство средств выражения, его звучность и мелодичность, экспрессивность единиц языка, уместность употребления языковых средств в разных стилях речи.

В сентябре 2012 г. в Лесосибирском педагогическом институте было проведено анкетирование студентов первокурсников, целью которого  было выявление представлений о  языковом эстетическом идеале. Возраст анкетируемых: 17 (31,25%) – 18 лет (68,75%). Пол: 93,75% - женский, 6,25% - мужской. Из предлагаемых в анкете  ответов  респонденты могли выбрать несколько. Рейтинг отмеченных компонентов прекрасного оказался таков: около 50% опрошенных  соотнесли прекрасное с комфортом, практичностью, материальными  благами (материалистическая модель); 31,3 % - прекрасным считают самого человека, его сознание и научные достижения (субъективистская модель); у 25% респондентов прекрасное соотносится с необъяснимыми фактами и паранормальными явлениями (релятивистская модель), у 12,5% - с Богом и божественным началом (идеалистическая модель). 12,5 респондентов  предложили свой вариант, указав, что к прекрасному можно отнести  «природу и чудеса, сотворенные ею» (12,5%).

Второй вопрос анкеты был направлен на выделение  характерных черт прекрасного, среди которых  особенно часто отмечались развитие, самосовершенствование, движение (56,25%); упорядоченность, гармония, симметрия (31,25%); связь с бытом и с жизнью в обществе (31,25%); принадлежность к национальной культуре (12,5%).

Следующее задание должно было проверить, насколько анкетируемые владеют языковой нормой  (речевым этикетом). 56,25%  опрошенных отметили, что употребляют этикетные слова часто, 31,25% делают это иногда, 12,5% - редко. Но всего лишь 51% респондентов смогли из  4-х групп слов выбрать ту,  которая состояла только из этикетных слов.

При  определении  степени владения  фонетической нормой  первокурсники должны  были указать слова,  произношение которых не совпадает с их написанием. Правильно ответили  87,5% опрошенных. Гораздо меньше анкетируемых (50%)  сумели верно указать  предложения, в которых были допущены морфологические или синтаксические ошибки.

В анкете содержались и вопросы, выявляющие  степень владения первокурсниками  лексической нормой. Изучением изменения лексически  явлений занимается социолингвистика – наука о том, как язык живет в обществе и как люди им пользуются. Студентам  было предложено соотнести древнерусские и современные названия частей человеческого тела. Правильно составили соотносимые лексические пары (глаза-очи, рот-уста) 25% опрошенных.  Затруднения испытывали респонденты при подборе пары для  редко употребляемых слов (выя – шея, перси – грудь и др.).

В анкете были и вопросы, нацеленные на проверку  общего кругозора первокурсников, выявление степени их приобщения к искусству как составной части прекрасного. Все опрошенные указали автора  предлагаемых стихотворных строк (Лермонтов М.Ю. «Кинжал»), что можно объяснить включением этого текста в школьную программу. Но когда студентам предложили  соотнести названия архитектурных памятников  со страной, где они находятся, то правильно ответили всего лишь 31,25% опрошенных. Возможно, что некоторые респонденты ориентировались на фонетические и лексические особенности названий архитектурных построек (наиболее частотны неправильные ответы: церковь Покрова на Нерли – во Франции, Пизанская башня – в России).

  Итак, проведенное среди студентов первого курса анкетирование позволяет сделать следующие выводы: среди молодежи 17-18 лет доминируют материалистическая и субъективистская модели понимания прекрасного, т.е.  в центр всего ставится человек, комфортные условия его существования, его способности и достижения (антропологический подход). Самосовершенствование, развитие и движение признаны характерной чертой прекрасного большинством анкетируемых (56,25%). Этот факт демонстрирует понимание того, что человек должен к чему-то стремиться, достигать новых вершин.  Опрошенные показали высокий уровень владения литературной нормой в области фонетики и синтаксиса. Вопросы по речевому этикету и социолингвистике вызвали наибольшее затруднение.

Литература

1.     Кулаева Г.М. Эстетический идеал в системе формирования ценностного отношения учащихся к русскому языку: Автореф. уч. степени доктора пед. Наук.- М., 2008- [Электронный ресурс] http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/a451.php