Филологические науки / 7. Язык, речь, речевая коммуникация

 Доц. Меньшикова Е.Е.

Иркутский государственный лингвистический университет, Россия

 

Мифологический хронотоп рекламного туристического нарратива

 

Рекламный туристический нарратив представляет собой зафиксированное в виде текста дискурсивное образование, являющееся способом  создания мира локального интереса в виде туристических сюжетно-повествовательных событий, происходящих в определённых пространственно-временных рамках. Говоря о «мире локального интереса» мы имеем ввиду фрагмент картины мира, включающий географическое, социокультурное, социоментальное содержание и свойственный определенному месту, которым в нашем случае выступает туристская дестинация – физическое пространство, включающее туристские продукты, т.е. услуги, аттракции и туристские ресурсы. Это пространство имеет физические и административные границы, определяющие способ его управления, образы и перцепции, определяющие его рыночную конкурентоспособность.

Основной категорией рекламного туристического нарратива является хронотоп. Хронотоп – сюжетогенное сочетание времени и пространства (Силантьев 2002). Сюжет состоит из событий, а «событием в тексте является перемещение персонажа через границу семантического поля» (Лотман 1998: 224). Простейшая сюжетная схема текста − это последовательность пересечения героем различных границ и вхождения его в те или иные пространственно – временные  зоны.

Под туристическим хронотопом мы понимаем пространственно-временную систему координат, структурирующую и организующую континуум, в которой разворачивается  событие  туристического нарратива. Говоря о мифологическом хронотопе мы исходим из того, что хронотоп рекламного туристического нарратива отсылает к различным клишированным образам, которые связаны в обыденном представлении с «сакральным», «мистическим», «священным», «волшебным», «религиозным», «мифологическим» и т.п. Мифологический хронотоп актуализирует желание человека выйти за пределы своей временной и пространственной ограниченности. Пространственные локусы и временные  координаты  представлены в рекламном туристическом нарративе как знаки сверхценные по смыслу.

Исходя из анализа материала, можно выделить следующие слои мифологического пространства рекламного туристического нарратива (пространства воображения): 1) пространство реального мира, 2) смешение пространства яви и ирреального мира, 3) пространство ирреального мира / параллельных миров и сомкнутых пространств.

Первый слой – пространство реального мира или яви это обыденные реалии окружающего мира и точная географическая привязка, географические и исторические ландшафты. В рекламном туристическом нарративе географические и исторические ландшафты, памятники подаются как функционирующие в знаковом режиме, в режиме означивания собственной реальности. Турист, имея дело со знаками реальности, овладевает символической ценностью места или достопримечательности, присваивает реальность, обращенную в знак присутствия вещи и в знак присутствия туриста в том или ином географическом и историческом ландшафте. В этом плане рекламный туристический нарратив эксплуатирует потребительские ландшафты, где «ландшафт как социальная конструкция содержит имидж и рассказ, вызывающие множество ассоциаций и историй. Он вписывается в социокультурную идентичность, отношения и жизненный сценарий и предполагает активную позицию в последовательности жизненных событий» (Гализдра 2006: 21).

Второй слой – смешение пространства яви, сказки и сна, гармонии, воплощенного рая и абсолютного счастья. Как известно, в основе сказки лежит опыт обряда перехода, инициации, и современный человек часто действует в рамках сказочной сюжетной схемы. Если структура сказки определяется необходимостью перехода, т. е. необходимостью реализации вполне определенного желания, то структуру рекламного туристического нарратива можно понять как структуру реализации желания вообще. Символ гармонии в рекламном туристическом нарративе актуализирует гармонию с собой и миром, ощущение покоя и умиротворенности, гармонии уюта и комфорта, гармонии с окружающей природой.

Третий слой – пространство ирреального мира / параллельных миров и сомкнутых пространств. Ирреальный мир представляет образ сакрального центра как атрибут верха, имеет фантастические, сказочные очертания, где воссоздаются глубинные, мифо-синкретические основы мышления, вводятся отдельные мифологические мотивы в жизнеподобные контексты, т.е. в целом смещаются акценты реального и ирреального.

Пространству в туристическом нарративе надлежит быть познанным и пройденным, для чего нужно проделать путь путешествие (для начала «путешествие сознания»,  затем настоящее путешествие) и каждый шаг здесь символичен. С одной стороны, пространство является материалом для пути; с другой стороны, путь собирает и организует пространство.

Особенностями, присущими мифологическому времени в рекламном туристическом нарративе являются его цикличность и событийность (движение от прошлого к будущему). Циклическое время связано с воспроизведением архетипа, стереотипичностью развития сюжета. В рекламном туристическом нарративе используется такой мифологический прием, как построение повествования особым дуалистическим образом, свойственным мифологическому мышлению: «время проблем – время активности, возрождения», «до – после», «негатив – позитив» и т. д., а, в целом, «символ старой жизни символ спасения, надежды, новой жизни».

В целом, структурные пространственно-временные параметры рекламного туристического нарратива актуализируют сакральное пространство и сакральное время.  Определение сакрального не сводится исключительно к обозначению религиозных объектов, а обозначает всё особенно ценное, особо значимое в историко-культурном наследии народов. Говоря о сакрализации туристического пространства и времени, мы исходим из того, что простые, на первый взгляд, желания и поступки имеют в своем основании некие фундаментальные потребности человека, проявляющиеся через коллективное бессознательное в виде архетипических комплексов и мифологических структур. Пространство и время наполнены символами, знаками и обладают особой ценностью, значимостью.

Туристификация пространства и времени придаёт специфическому природному или культурному творению статус священного объекта туристского ритуала. Данный процесс «состоит из множества стадий (сцен): обозначение достопримечательности, ограничение и возвышение, почитание, механическое воспроизводство священного объекта и социальное воспроизводство новой достопримечательности, получившей собственное имя и известность» (Гализдра 2006: 21). При этом туризм взял на себя часть тех социальных функций, которые ранее были прежде всего религиозными: осмотр достопримечательностей это заменитель религиозного ритуала, осмотр достопримечательностей как светское паломничество, накопление благодати путем посещения святынь высокой культуры, сувениры в качестве реликвий.

Литература:

1.            Гализдра, А.С. Феномен туризма: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук. − Саратов,  2006. − 22 с.

2.            Силантьев И.В. Мотив в системе художественного повествования: автореф. дис. ... д-ра  филос. наук. Новосибирск, 2001. 54 с.

3.            Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Об искусстве. − СПб.: «Искусство – СПБ», 1998. − С. 14-285.