Юрий Дмитриевич Багров

Санкт-Петербургский государственный университет,

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

Трансформация жанровой модели восточных повестей Байрона в южных поэмах А. С. Пушкина.

Мир восточной поэмы Байрона – это мир поэтической условности, мало похожий на реальную действительность. Условен и сам восточный антураж поэмы, выполняющий роль романтической декорации. Восток здесь представлен как мир, находящийся за чертой европейской цивилизации, с чуждыми европейцу условиями. Сюжет, используемый в восточных поэмах, свойственен не героическому эпосу, а, скорее, прозаическим жанрам новеллы и повести. В центре повествования оказывается главное действующее лицо, изображаются частные события его частной жизни, его внутренний мир, и фабульные элементы имеют значение как отражение внутреннего конфликта, из чего вытекает важная композиционная особенность – несовпадение фабулы и сюжета и пропуски описаний промежуточных событий. В. М. Жирмунский, описывая общие черты композиции байронической поэмы, охарактеризовал эту черту термином «вершинность»[1]: поэма описывает моменты наибольшего драматического напряжения, как бы вершины действия, промежуточное же действие оказывается за скобками, благодаря чему создаётся свойственное восточным поэмам ощущение недосказанности.

Восточные поэмы имеют астрофическую структуру и делятся на композиционно самостоятельные строфоиды, – группы стихов разного объёма – которые также придают повествованию большую отрывочность, в противовес мерности, характерной для строфической структуры. Несовпадение фабулы и сюжета проявляется ещё и в том, что повествование открывается одним из средних, вершинных, эффектных фабульных элементов, данным сразу вслед за лирическим вступлением без каких-либо предисловий и описания предшествовавших событий, о которых сообщается далее по ходу действия.

В первой песне герой показан в момент высокого внутреннего напряжения, что роднит начало поэмы с картиной, открывающей драму, а отсутствие сюжетной экспозиции сразу задаёт атмосферу недосказанности и таинственности, поддерживаемую в дальнейшем общей отрывочностью повествования. Последнее сохраняет единство благодаря общей тональности лирики, автору, чья позиция сближена с позицией героя.

Родство с драмой усиливается лирическими монологами героя и его диалогами с другими действующими лицами. Для выявления структурного инварианта байронической поэмы действующие лица могут быть описаны с точки зрения их функций. Действующие лица байронической поэмы могут быть описаны с точки зрения их функций. Главный герой, как правило, духовно близок автору и читателю, является человеком одной с ними культуры. Причиной конфликта является его чувство к возлюбленной, характер которой, как правило, в байронической поэме не разрабатывается. Противостоит им тиран-антагонист, имеющий власть над возлюбленной героя.

Пушкин сохраняет функциональные типы действующих лиц, однако это наследование Байрону не носит подражательного характера, а служит легитимирующей отсылкой к соответствующей традиции, идущей от английского поэта, сама же байроническая модель с тремя типичными персонажами существенно варьируется в южных поэмах. С привнесением в поэму изображения их внутреннего мира, не менее значимого, чем мир центрального персонажа, у второстепенных действующих лиц появляется способность влиять на сюжетное действие, они как бы перерастают свои функциональные амплуа. Это обуславливает те изменения, которые претерпевает байроническая модель у Пушкина.

В южных поэмах функции, переставая быть чем-то довлеющим над второстепенными персонажами, уступая своё определяющее для их поступков место личным переживаниям героев, неизбежно смещаются и даже совмещаются. Так, например, Гирей – герой «Бахчисарайского фонтана» – по своему общественному положению может быть соотнесён с байроновским типом тирана-антагониста, а борьба за него между Заремой и невольно вовлечённой в этот конфликт Марией в определённом смысле сближают Гирея и с функцией возлюбленной, которая у Байрона была характерна лишь для женских персонажей.

Дальнейшее развитие крупной поэтической формы в творчестве Пушкина наблюдается в «Цыганах», перерастающих, по утверждению Тынянова, жанровые пределы поэмы[2]. Герои ведут действие в диалогах, оформленных как драматические, а автор даёт лишь краткий рассказ. Тем самым разграничиваются их роли. Также новым для ямбической поэмы было использование других метров, которые мы встречаем в диалогах. Смещаются также и функции персонажей. Алеко встречает препятствие не в появлении нового лица, а во внутреннем мире Земфиры, в её изменившемся чувстве.

«Вершинность» остаётся важной чертой повествования и у Пушкина, однако русский поэт уделяет большее внимание промежуточным событиям, описание которых почти отсутствует у Байрона. То есть деление произведения на эпизоды, сопоставимые с драматическими сценами, не такое резкое, а склонность к драматизации проявляется в разделении плана персонажей и авторского плана. В «Цыганах» такое разделение закрепляется окончательно, и значительная часть текста дана в виде диалогов персонажей, оформленных как драматические сцены.

Таким образом, в южных поэмах Пушкин существенно перерабатывает сюжетную схему восточных поэм Байрона. Это творческое восприятие композиционной структуры лирической поэмы. Если в шутливой поэме поэт пародировал жанровый канон, то в южных поэмах он его преобразует, чем объясняется отсутствие иронических интонаций. В «Руслане и Людмиле» образы героев редуцируются до пародийных типов, тогда как в южных поэмах происходит обратное: именно персонажи оказываются движущей силой действия.



[1] Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Л.: Наука, 1978. С. 54.

[2] Тынянов Ю.Н. Пушкин. //Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М.: Наука, 1969. С. 145.