УДК [316.42+316.6+316.752] (470)

 ББК Ю 612.3

Л.Н. Антропянская           

 

НОВАЯ АНТРОПОГЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ НА ФОНЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ УНИКАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

Национальный инновационный Томский политехнический университет

 

В статье рассматривается наличие новой социокультурной ситуации в современной России  с акцентами сегодняшних реалий и перспективами  дальнейшего развития страны.   

 

Ключевые слова: системный кризис, глобализация, антропогенная культура, картина мира, новая система ценностей, духовность

 

 

    В ХХI век Россия вступила в условиях общественного системного кризиса. Однако уже в конце ХХ века стали очевидными тенденции ее дальнейшего развития. Процесс глобализации во многом изменил ее прежнюю структуру, что повлекло за собой появление и новой антропогенной культуры. На наш взгляд, на сегодняшний день представление о социальном пространстве как полностью консолидированном на основе единой идеологии и разделяемых большинством людей ценностей пока не констатируется [1,2]. Отметим, что за последнее десятилетие в стране произошли определенные социально-экономические и политические изменения условий жизни, повлекшие за собой перемены во всех общественных структурах.

         Современная российская история находится в стадии своего нового становления, поскольку Россия вошла в мировое образовательное и внешнее рыночное пространство [3]. Это обеспечило ее реальное вхождение в международные процессы. Изменились ритмы жизни человека нашего времени, изменилась сама картина мира. Современные процессы, происходящие в обществе, проходят под знаком информационно – коммуникационных инноваций, существенно меняющих облик современного мира и человека в нем. Однако проблемы нравственности определенного социума суть проблемы его культурного развития. Культура же любого общества составляет феномен человеческой свободы. В понятие культуры входит анализ обычаев и этнических признаков, представляя собой систему ценностей и идей, во многом различающихся между собой  по их роли в жизни и организации того или иного общества. На наш взгляд, само изучение феномена человеческой ментальности определенной страны и эпохи дело чрезвычайно сложное  и недостаточно исследованное.

         В процессе воспитания и образования человека закладываются  предпосылки дальнейшего прогресса человечества. Нынешняя российская интеллигенция призвана играть совершенно особую роль в сохранении культурного наследия и традиций, имея огромные ресурсы в тех областях, которые необходимы для понимания социальных процессов, происходящих в российском обществе. Именно концентрацией усилий интеллигенции воплощается культурный идеал эпохи, создается новое общественное сознание. О феномене подобного рода много говорили Х.Ортега-и-Гассет и К.Ясперс [4,5].  Автор статьи полагает, что значимая роль на новом этапе развития общества каждый раз отводится определенному поколению на определенном отрезке времени и под эгидой определенной идеи, когда появляется новая система ценностей.

         Существует мнение, что современная картина мира  характеризуется возникновением новых форм и идеалов, выступающих в качестве ценностных смыслов. На этом фоне образуются новые целостные системы, новые подходы к жизни и культуре [6]. По своим историческим характеристикам Россия имеет уникальную культуру, особый статус в которой всегда имела российская интеллигенция. Это проявляется, прежде всего, в ее отношении к представителям других наций и народностей, проживающих на ее территории и входящих в ее состав. К тому же, происходящая в мировом сообществе глобальная интеграция, все более ориентируется на гуманистический смысл человеческого существования.

         Во все времена интеллигенция представляла собой особый уровень необходимости социуму. Полагаем, сегодня именно интеллигенция способна нейтрализовать разнородные негативные  процессы, происходящие в России и искать достойный выход из ситуаций, мешающих дальнейшему прогрессивному развитию общества. Ей доверен высокий исторический смысл поиска новых идей и стратегий их воплощения. В период развития информационного общества возникает необходимость формирования и развития его новой антропогенной культуры. Для дальнейшего сохранения человеческой цивилизации и достижения совместных гуманных целей и задач должна существовать высокая духовность. Именно она и призвана создавать новую тонкую (и, в то же время, прочную) антропогенную культуру, которая содержит в себе духовное преображение человека. Это одна из важнейших задач сегодняшней России. Судьба России как витальной цивилизации актуализируется сегодня в воссоздании синтеза особого типа, в котором традиция служит не только фундаментом, но и ориентиром для пролонгированного поиска в будущем.

          За века своего существования Россия создала свой особый конгломерат. Это синтез европейской и восточной культур, образующий свою неповторимую, особенную культуру. Сегодня принято считать, что проблемы нравственности современного социума во многом отличаются от таковых предыдущих поколений. Отчасти разделяя это мнение, полагаем, однако, что сама направленность личности и её ментальные характеристики действительно могут изменяться на всём протяжении человеческой жизни.  Непреходящее значение сегодня вновь приобретает понятие интеллигентности. Оно является мерой человеческого воспитания и его культуры. Становление новой культуры в современной России снова ставит в центр нового человека (со старыми, проверенными временем принципами), истинными ценностями которой являются нравственность, ответственность и самостоятельность решений и действий (и лишь затем – предприимчивость).

          С точки зрения современной философской антропологии – культура есть образ жизни народа [7]. Подчиняясь законам глобализации, сегодняшнее общество особенно глубоко впитывает в себя элементы разнообразных культур мира, и новая интеллигенция особо это чувствует. Сегодня россиян снова волнуют проблемы духовности, нравственности и переоценки ценностей. Новый социальный универсум необыкновенно сложен, противоречив, а социальное развитие личности складывается из множества социальных изменений. В настоящий момент проблема развития личности в России вновь имеет уникальное значение, так как напрямую связана с другой проблемой – проблемой адаптации человека к современным социально-экономическим условиям. В современном мире становится всё сложнее манипулировать людьми. В самой идее открытого общества изначально заложена идея непрекращающегося развития, способности к самопреображению [8].

          Российские реформы 1991 года и последующих лет привели почти к полной утрате былых социальных завоеваний, подорвали саму социальную безопасность жизни, материальные условия свободы и достойного существования для широких слоёв населения. В это время возник социально – правовой вакуум, поскольку исчезли гарантии относительного равенства во всех областях. При этом деньги стали почти единственным показателем удачного социального статуса человека. Насколько этот факт приемлем для России, уже показывает настоящее и еще покажет будущее [9]. Проблемы существования и бытия человека в современном «технизированно – информативном» социуме связаны с огромным количеством разнообразных качественных изменений. Эти изменения связаны сегодня с новым подходом к трансформации отечественной системы социального развития. В современном социуме во многом изменились персонифицированные ценности  человека. Новые процессы пронизывают все аспекты бытия, и индивидуальная человеческая активность выступает как никогда прежде двигателем развития современного социума. Наш современник целенаправленно преобразовывает объективную действительность. Он  развивается, адаптируясь к переменам [10]. Крайне эксклюзивна современная социальная ситуации в России, она имеет мало аналогов. Люди сталкиваются с целым рядом совершенно новых проблем. Успешность и издержки социальной адаптации людей к новой общественной системе, основанной теперь на рыночных отношениях, в значительной мере определяется тем, насколько быстро и хорошо разные социальные группы сумеют научиться действовать в условиях большой свободы и её оборотной стороны собственной либеральной ответственности.

         Считаем, что процесс образования цивилизационно – культурных изменений общественного сознания происходит постепенно. Духовная культура россиян теснейшим образом связана с национальным языком как средством выражения культуры и ее носителем. Отношения личности с социумом всегда исторически переменчивы, однако социум и сам заинтересован в развитии личности. Развиваясь сама, личность развивает общество, и наоборот. Каждая культура, эпоха имеет свои эталоны, этические нормы, выражает свои идеалы, которые опираются на культурные ценности. Здесь вступает в силу внутренний мир социума и национальный характер. Нынешняя система ценностей во многом инверсирована. Тем самым, сегодня культурная  примитивизация потребностей и вкусов и  подготавливает почву для изменения ценностей и их простейшей трансформации[10].

        Но развитие общества всегда обусловлено интеллектуальным развитием его членов. Это взаимодействие и есть постоянно происходящий процесс становления ментального пространства личности. Ее многомерный мир образуется как постепенное, но упорядоченное обретение им новых измерений.  На сегодняшний момент происходит серьезный поворот в сознании россиян, своеобразный трансфер их ментальности. В России происходит очень быстрое изменение слоев общества. Во многом это связано с тем, что вектор развития страны сегодня сильно повернут в сторону Запада. Разделяя мнение Эриха Фромма в том, что первостепенное место имеет постулат осознания своих корней, и лишь затем – стремление к уподоблению и познанию окружающего мира [11], полагаем, что включенность человека в процесс глобализации предлагает развитие открытой и саморазвивающейся личности. Процессы глобализации не должны разрушать национальные традиции с видением своей оригинальной картины мира. Кроме того, ментальность россиян обеспечивает им особый тип сознания.

       Разделяя точку зрения О.С.Волкановой, согласимся, что современную культурную глобальную ситуацию можно охарактеризовать с двух противоположных сторон. С одной стороны, можно утверждать, что происходящая в России глобализация во многом нивелирует национальную специфику и сводит к минимуму ее культурную самобытность. С другой - выходит, что глобализация является некоторым вызовом западному миру [12].   С нашей точки зрения проблема сохранения своей  собственной культурной и национальной специфики, культурное взаимопроникновение и взаимовлияние может повести к интересному и устраивающему разные стороны обмену опытом. В известной мере это приводит к творческому содружеству разных цивилизаций.

Литература:

 

1.Антропянская Л.Н. Проблема гуманистического развития общества на фоне ментальных изменений личности. //Вестник БГУ, Вып.14: Изд-во Бурятского университета, 2009. – С.69 -73.

2.Антропянская Л.Н. Ментальные изменения личности в новых российских социальных условиях.//Актуальные проблемы гуманитарных наук: Труды VI Международной  научно-практической конференции. – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – С.285-288.

3.Наливайко Н.В. Философия образования. Формирование концепции//Под.ред.Б.О.Майера. НГПУ. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. – 272с.

4.Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды: Пер. с исп. – М.: Прогресс, 2000. - 701с.

5.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: «Флинта», 1992. – 480с.

6.Клочко В.Е. Самоорганизация в психических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный  анализ). – Томск:  Томский государственный университет, 2005. – 174c.

7.Сысоева Л.С. Антропологический образ культуры и его поиски на рубеже тысячелетий // Вестник  ТГПУ. Спец. выпуск. Гуманитарные науки. 2000. № 3.– 82с.

8Хайдеггер М. Время картины мира//Под. ред. П.С.Гуревича. М., 1986. – 267с.

9.Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. – М.: Аспект Пресс, 1994. - 316с.

10.Колычев В.А. Проблема переоценки ценностей в современной России. – М.: Наука, 1996. – 169c.

11.Фромм Э. Иметь или быть М.: Прогресс, 1996. - 167с.

12.Волканова О.С. К вопросу о соотношении национальной и массовой культуры в современном мире// Социогуманитарный вестник. – 2008. -  №2. С.56-59.

 

 

NEW ANTHROPOGENIC REALITY AMID THE NATIONAL UNIQUENESS OF MODERN RUSSIA

 


The present article is about the social role of man in the modern world  and  recularitys  of  russian  developpement.

Key word: systematical crisis, globalization, anthropogenic culture, picture of the world,  new value system, spirituality.