УДК: 101. 1: 316

                                                              Философия / 2 Социальная философия

К. филос. н. Чуприна А. А.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный педагогический институт», Россия

Онтологический аспект понимания семьи как основания духовности человека

 

              В современных условиях развития нашего общества наблюдается значительное обострение противоречий между необходимостью  возрождения  духовно-нравственных основ общества и неподготовленностью  современной российской  семьи к позитивной  социализации  подрастающего  поколения  в  духе трансформационных процессов, происходящих в стране. Современное  общество переживает переходную  эпоху,  когда  наблюдается переоценка устоявшихся общественных отношений, затрагивающих все сферы человеческой жизни. Разрозненность и  противоречивость  влияний  на  личность, семью, другие социальные структуры, различного рода государственные  и  общественные организации снижают эффективность позитивных воспитательных  возможностей семьи. Поэтому, при осмыслении семьи как онтологического основания истинности человека, важно рассмотрение её влияния на формирование, прежде всего, духовного мира  личности, изучение семьи как ценностного основания жизнедеятельности человека и общества в онтологическом аспекте.

         При рассмотрении семьи как сущностного основания духовности  человека следует помнить, что она соотносится не с любыми ценностями, а, в первую очередь, с онтологическими ценностями, проникая и оказывая влияние на все сферы жизни человека и общества. В отличие от терминальных и инструментальных ценностей, включающих в себя ценности-цели, повседневного поведения и ценности-средства, бытийные ценности, описанные в теории  метамотивации А. Маслоу,  не поддаются ранжированию [1, с. 212]. Семья в качестве онтологического основания жизнедеятельности личности и общества выступает метаценностью, которая своим основанием выделяет приоритет духовного над материальным. В новейших научных исследованиях приоритет социального над природным утверждается через объяснение важнейшего личностного содержания – духовности, которая трактуется как «внутренняя интеллектуальная и нравственная сущность человека, как его метаценность, основной ориентир жизнедеятельности» [2]. Реализуя свою социокультурную интенцию, современная наука вырабатывает подход к пониманию роли семьи в общественном бытии, который с необходимостью вплетается в существующую ткань социальной деятельности, обогащая её новыми элементами. Считая человека главной ценностью социального бытия, С. Л. Франк отмечает: «Движущей силой исторической жизни не могут быть ни идеи, ни материальные потребности, а только сам человек во всей целостности своего духовно-душевного существа, вмещающего в себе сразу и идеи, и материальные потребности» [3, с. 12].

         Как известно, социальные процессы обусловлены совокупной деятельностью людей в обществе, что требует обращения к концепции отечественного философа и педагога С. И. Гёссена, представлявшего в русской философской мысли направление аксиологического трансцендентализма, основанного на этике и педагогике И. Канта. Идея личности, индивидуальности и неповторимости её духовного мира выступает в качестве основополагающей в концепции С. И. Гёссена: «Могущество индивидуальности коренится не в природной мощи её психофизического организма, а в тех духовных ценностях, которыми проникаются тело и душа, и которые просвечиваются в них как задания его творческих устремлений» [4, с. 365]. С. И. Гёссен дал теоретическое обоснование таких ценностных ориентаций, которые направлены на возвышение личности в духовном и нравственном отношении, на преодоление в человеке низменных сиюминутных и узкопрагматических интересов, то есть, онтологических ценностей, которые являются основополагающими для создания и созидания семьи. Это выступает залогом формирования духовно богатой личности. А именно такая личность способна, в свою очередь, обеспечить успешное  взаимодействие семьи  и социума. Здесь же выразим мнение выдающегося отечественного мыслителя И. А. Ильина, который философски обосновал ценностные ориентации в семейном воспитании. Так, среди субъектов, оказывающих решающее влияние на формирование духовного мира личности, он выделял семью, причем отводил ей особую роль. По его словам, семья есть «первый, естественный  и, в то же время, священный союз, в который человек вступает в силу необходимости ещё до рождения и задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий его мир» [5, с. 254].  «И человек призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе. Он должен научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения – родине и государству» [5, с. 255].  Семья, таким образом, определяет будущее личности, государства и культуры. «Мы  все, - пишет И. А. Ильин, слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей отечески-материнской семьи или, как бы, живым символом её семейного духа» [5, с. 260]. Семья, по Ильину, есть «первичное лоно человеческой культуры». В ней пробуждаются и начинают развертываться силы души человека. Именно в семье ребенок научается любить, верить, жертвовать. В семье закладываются основы характера человека, открываются источники его будущего счастья или несчастья, формируется его духовность. Именно в семье из маленького человека в дальнейшем развивается либо великая личность, либо средний человек, либо низкий проходимец. Мир творят люди, человека творит семья. Поэтому, справедливо утверждение И. А. Ильина о том, что «мир управляется из детской» [5, с. 263]. В качестве онтологических ориентиров жизнедеятельности семьи И. А. Ильин выделял такие ценности, как вера, любовь, духовная свобода, совесть, составляющие содержание духовного богатства личности, причем, веру философ считал «основным тяготением человека, определяющим его жизнь». «Жить – значит выбирать и стремиться служить той ценности, в которую верят» [5, с. 265]. 

         Как известно, основой создания семьи и построения семейных отношений являются моральные установки личности. В то же время, семья вырастает из духовного единства людей. Взаимное чувство задает семье необходимый нравственный заряд, который впоследствии гармонизирует и защищает семейные отношения. Кроме любви опорой и необходимым основанием семейной жизни выступает такая моральная категория как чувство долга. Если оно утрачено, то неизбежно будут потеряны и любовь и семья. Следовательно, можно заключить, что смыслом семейной жизни является создание, сохранение и поддержание такой атмосферы, которая способствовала бы духовно-нравственному воспитанию личности, способной к созданию и дальнейшему позитивному развитию, как самой себя, так и общества в целом.

         Опыты современной разработки различных сторон проблемы постижения личностью своей сущности, целостности, самоценности, приобщённости к роду человеческому нашли своё отражение в концепции «со-бытийности» В. И. Слободчикова и в концепции «отраженной субъективности» В. А. Петровского [6]. По мнению этих исследователей без жизни в других и с другими нет личности. А из этого следует явление и постижение личностью своей человеческой сущности не как абстрактного теоретического знания, а в совокупности своей самоочевидности и целостности, «возможно только через такую полноту переживания особого отношения к другому, в которой этот другой предстанет во всей самоочевидной значимости и целостности, не как вещь среди вещей, а как ценность сама по себе, воплощающая в своей неповторимой форме все достоинства и красоту человеческого рода» [7, с. 31]. 

         Важнейшим признаком сущности человека является его духовный мир.       Способность к высшим проявления души, способность забыть себя в восхищении другим представляет способность любви как высшего из доступных человеку способов реализации своего отношения к другому. Примечательны в этом отношении слова С. Л. Рубинштейна, который писал: «Человек начинает существовать для другого человека в новом, более полном смысле, как некое завершенное, совершенное в себе существо. То есть, любовь есть утверждение существования другого и выявление его сущности» [8, с. 373]. Основой формирования таких отношений и раскрытия своей сущности может быть только семья.

        Здесь необходимо отметить, что сущность человека отражается не простым набором произвольно взятых характеристик и отношений, а их сочетанием, системой, целостностью, смыслом и центром которых является отношение к другому. Семья выступает сущностным основанием формирования таких отношений. И, в то же время, семья сама образуется благодаря таким отношениям и на их основе. Существо человека должно, прежде всего, открыться существу семьи, важно, чтобы человек сделал это своей потребностью, стал внимателен к другому, чтобы между людьми в их сущностной глубине окрепло неповерхностное отношение. Для этого человеку необходимо ощутить широту своего сущностного пространства. Это сущностное пространство настоящего человека получает вмещающие его размеры только из того отношения, в качестве которого хранение бытия в его истине вверено человеку и требует его. Иначе, как, укоренившись, прежде всего, в своём сущностном пространстве и начав обитать в нём, человек не способен ни к чему значительному внутри ныне господствующего способа исторического общественного бытия. Иными словами, без семьи любому человеку не хватает того измерения, в котором он мог бы найти себя и оказать воздействие на других людей и социум. Получается, что семья есть то исходное измерение, внутри которого человеческое существо вообще впервые только и оказывается в состоянии отозваться на зов бытия и через эту отзывчивость принадлежать бытию.

         Ученые обнаруживают разрушительные тенденции в этой сфере бытия человека и общества. Такие явления общественной жизни, как снижение  рождаемости, рост бесплодия, распространение сексуальных меньшинств, обесценивание института семьи и брака, – являются следствиями снятия запретов и размывания норм, регулирующих отношения между людьми [9, с. 305]. Одновременно это выступает показателем снижения биологической, психической, человеческой энергетики общества. В то время, как «запреты свидетельствуют о наличии энергии на данном участке, и они же выступают регулирующими механизмами, распределяющими эту энергию, обеспечивая заслон в одном направлении и создавая пространство для выхода и реализации её в другом направлении, где она, совершая положительную работу, будет иметь положительный результат» [10].  То есть,  можно сказать, что семья с её нормами и ценностями выступает основанием сохранения и сбережения человеческой энергии, как индивидуальной, так и в сообществе, и, как следствие, выступает доминантным фактором повышения духовности и нравственности личности. Важно помнить, что духовные ценности – это своего рода духовный капитал человечества, накопленный за весь предшествующий период его развития. Это, прежде всего, моральные ценности, которые относятся к фундаментальным ценностям, ибо во многом определяют поведение человека во всех других системах ценностей.

         Таким образом, в онтологическом аспекте семья есть, прежде всего, «процесс созидания и развития общественного человека во имя реализации своей родовой человеческой природы при помощи всех созданных им материальных и духовных средств, всего богатства общественных отношений и форм, это процесс самосозидания человека в его общественной жизни. Сегодня необходимо более пристальное исследовательское внимание к изучению семьи как онтологического основания духовности человека, как первого и важнейшего института формирования духовного мира личности, её ценностных ориентаций с тем, чтобы способствовать сохранению целостности и жизнестойкости общества и государства.  Поэтому сегодня,  как  никогда  ранее  остро  стоит  проблема  формирования духовного мира личности средствами семейного влияния.

 

 

Литература

 

              1.   Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., Смысл, 1999.

              2. См. работы: Макаев В. В. Вопросы методологии историко-педагогических исследований. Пятигорск: ПГЛУ, 2005. С. 23; Пряникова В. Г., Гавкин З. И. Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике. – М., 2001. С. 6; Акимов А. В. Прорыв в ХХI век! (Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www. localhost. ru. htfkbpez cdj.). Дата обращения: 14. 07. 2012.

         3. Франк С. Л. Духовные основы общества. М., «Республика», 1992.

         4. Гёссен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, 1923.

        5. Ильин И. А. Собр. Соч.: В 10-ти т. – Т.1. М., 1993.

        6. См. работы: Слободчиков В. И. Очерки психологии образования.  Биробиджан, 2005; Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-на-Дону, 1996.

       7. Цит. по: Братусь Б. С. Любовь как психологическая презентация человеческой сущности // Вопросы философии. 2009. – № 12.

       8. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

       9. Веллер М. Падение цивилизаций. Закон // Веллер М. Все о жизни. Спб., 2005. Ч. 2. Гл. 2.

       10. См.: Веллер М. Табу и его разрушение // Веллер М. Все о жизни. СПб., 2005. Ч. 2. Гл. 2. С. 31; Веллер М. Мужчина и женщина // Веллер М. Все о жизни. СПб., 2005. Ч. 2. Гл. 5. С. 590.