Педагогические науки
К.п.н. Павлова И.Ю.
Казанский государственный университет
культуры и искусств, Россия
Формирование
эстетической культуры студентов высших учебных заведений: метод системного
подхода
Стратегической целью,
смыслообразующим мотивом высшего образования способен выступать
профессиональный образ личности специалиста – некий абсолютный идеал,
становление которого происходит в течение вузовской подготовки. Создание этого
образа, его коррекция и развитие носят непрерывный характер и осуществляются
благодаря особому универсальному мотиву – совершенствовать себя в направлении
гармонично развитой личности. Важным этапом проектирования процесса обучения и
воспитания студентов является построение результативно-целевой модели, при этом
осознание целей на данном уровне в
совокупности с результатами позволяет формировать мотивационно-ценностные
образовательные смыслы всех субъектов образовательного процесса [1]. Таким
образом, мы рассматриваем проблему проектирования личностного развития
студентов, которая, в первую очередь, предполагает системный подход к процессу
обучения и воспитания.
В педагогической
литературе понятие «система» определяется как упорядоченная совокупность
взаимосвязанных компонентов, объединенных общей целью функционирования. Как отмечает
В.П.Борисенков, «новой областью, исследование которой следует
интенсифицировать, стало развитие педагогических систем. Если раньше в теории
они представлялись только как функционирующие, т.е. выполняющие образовательную
функцию, то теперь они начинают рассматриваться и как развивающие» [2].
Педагогическая система – это общепедагогическое понятие, ее компонентный состав
раскрывается в работах Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, В.В.Краевского,
В.А.Сластенина и др. В работах вышеназванных авторов основными элементами
педагогических систем выделяются цели и принципы, содержание, формы и методы,
средства и условия эффективности и результативности педагогического процесса. Цели
разработки и проектирования педагогических систем стали предметом изучения в
педагогической науке (теория системного подхода рассматривалась в работах В.П.
Беспалько, Н.В. Кузьмина, А.М. Митиной, В.А. Сластенина, Ю.П. Сокольникова,
М.А. Степинского, Л.Ф. Спирина, М.Л.
Фрумкина, В.А. Якунева). Метод моделирования имеет не только большое теоретическое,
но и прикладное значение. По мнению В.М. Полонского, модель – это «система
объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы –
оригинала. В процессе научного познания модель заменяет оригинал: изучение
модели дает информацию об оригинале, модель воспроизводит структуру оригинала,
упрощает ее, отвлекает от несущественного. Она служит обобщенным отражением
явления, но не тождественна ему» [4]. Существуют различные подходы к
моделированию профессиональной подготовки студентов. Заслуживает внимания
подход Б.С.Гершунского, заключающийся в том, что построение прогностической
модели выпускника соответствующего учебного заведения считается одним из
основных этапов дидактического прогнозирования в профессиональной педагогике [3].
Разработанная нами
дидактическая модель в концентрированной форме выражает идеальную систему,
способствующую достижению основной цели исследования – формированию
эстетической культуры студентов. Одним из системообразующих элементов
дидактической модели является комплекс
задач, отражающих основные направления научного исследования. Первая основная задача - воспитание у студентов потребностей в освоении духовных
ценностей общества. Ценностная ориентация трактуется нами как избирательное
отношение человека к материальным и духовным
ценностям, система его интересов, потребностей, убеждений и
предпочтений, выраженная в деятельности. Второй основной задачей выступает формирование эстетических знаний, художественно-творческих
умений и навыков. Третья задача - развитие
художественно-творческой деятельности студентов, ибо только в ней развиваются
природные задатки личности, эстетическое
чувство и вкус, любовь и понимание искусства, способность к творчеству. Четвертая
основная задача - формирование потребностей в
совершенствовании своей эстетической культуры. Идея саморазвития и
самореализации является чрезвычайно значимой
для многих современных концепций
развития личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Э.Фромм, К.А. Абульханова - Славская,
А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.).
Модель
содержит необходимые педагогические условия, включающие: а) учебно-воспитательное пространство; б)
учебно-методическое обеспечение образовательного процесса; в) различные виды учебной
и внеучебной деятельности студентов (учебная, учебно-вспомогательная, конкурсно-исполнительская,
научно-исследовательская, самодеятельное художественное творчество,
культурно-досуговая) с применением соответствующих цели и задачам исследования
организационных форм (лекции, практические занятия, конкурсы, фестивали,
фольклорные экспедиции, традиционные мероприятия и т.д.); г) основные принципы (направленность эстетического обучения и
воспитания на проектирование самоактуализации художественно-творческой
деятельности; соответствие содержания образовательного процесса особенностям
этнокультурной специфики общества; комплексное использование различных видов
художественно-творческой деятельности на основе интеграции образовательного
пространства вуза и социокультурной сферы общества; использование педагогического
потенциала этнохудожественной культуры как средства эстетизации индивидуальной
жизнедеятельности; взаимосвязь и сравнительный анализ элементов культуры различных
народов в процессе освоения эстетических знаний, художественно-творческих
умений и навыков).
Нами разработаны
следующие компоненты эстетической культуры студента: а) эстетические
потребности; б) эстетические знания и художественно-творческие умения и навыки;
в) эстетическое восприятие и понимание; г) эстетический вкус; д) художественно-творческая
деятельность. Уровень сформированности компонентов эстетической культуры
студента мы определяем по разработанным критериям и их качественным
показателям: а) мотивационно-ценностный (потребности
к овладению системы эстетических знаний, художественно-творческих умений и
навыков; интерес к культуре и искусству разных народов; ценностные ориентации в
различных жанрах искусства); когнитивный (художественно-творческие
способности; сформированность целостной системы эстетических знаний теоретического
и практического плана; степень развитости эстетического мышления); эмоциональный
(восприятие, понимание и осмысление эстетических ценностей общества; наличие
положительных эмоций и чувств, увлеченность в процессе постижения эстетических
ценностей; сформированность эстетического вкуса); дятельностно-поведенческий (художественно-творческая
деятельность; эстетизация
индивидуальной жизнедеятельности); рефлексивный (самообразование, саморазвитие,
самоактуализация личности;
совершенствование своей эстетической культуры).
Литература:
1.
Адольф, В., Степанова, И.
Проектирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода /
В. Адольф, И. Степанова // Высшее образование в России. - 2008. - № 3. - С.
158.
2.
Борисенков, В.П.
Развитие фундаментальных педагогических исследований в Российской академии
образования / В.П. Борисенков // Педагогика. – 2006. - № 1. – С.9.
3.
Гершунский, Б.С.
Философия образования для XXI века (В
поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский.
- М.: «Интер Диалект+», 1997. – С.43.
4.
Полонский, В.М. Словарь
по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004.- 512с.