Педагогические
науки/2. Проблемы подготовки специалистов
К.п.н. Жукова О.Г.
Казанский национальный исследовательский технический
университет им. А.Н. Туполева, Россия
Идеи толерантности в системе поликультурного образования
Педагогические идеи
толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего,
среди которых можно выделить Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, А.
Дистервега, Л. Толстого, К. Ушинского, М. Монтессори, К. Вентцеля, В.
Бехтерева, Л. Выготского и многих других. Все они выступали за уважение к
личностному развитию ребёнка, за развитие самостоятельности его мышления,
придавая большое значение одновременному развитию духовно-нравственных качеств
личности, обращая при этом внимание на наличие таких качеств не только у воспитанников,
но и у их педагогов [6, с.31].
Важным представляется
отметить, что в разных языках понятие «толерантность» имеет синоним
«терпимость». В словаре В.И. Даля слово «терпимость» трактуется как свойство
или качество, способность что-то или кого-либо терпеть «только по милосердию,
снисхождению». Большинство современных словарей дают схожее определение данному
понятию. Таким образом, толерантность рассматривается как способность терпеливо
и снисходительно (в позитивном смысле) относится к другому, к его инаковости.
Но важно также отметить, что, рассуждая о поликультурализме, терпимость предстаёт не только в системе
взаимоотношений человека с другими людьми, но и в более сложных системах его
взаимоотношений с властью, с обществом, с природой и др. Наиболее полно
сущность толерантности изложена в «Декларации принципов толерантности»,
принятой в 1995 году Организацией Объединённых Наций по вопросам образования,
науки и культуры. В статье 1 вышеозначенной Декларации отмечено, что
«толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия
культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления
человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии, а
не уступка, снисхождение или притворство. Толерантность – это, прежде всего,
активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и
основных свобод человека. Толерантность – это понятие, означающее отказ от
догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в
международных правовых актах в области прав человека. Проявление толерантности,
которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимое отношение к
социальной несправедливости, отказ от своих убеждений и признаёт такое же право
за другими» [2].
В связи с положениями Декларации
можно сделать вывод о том, что толерантность, с одной стороны, предполагает
сохранение субъектами взаимодействия своей независимости и автономии, а с
другой, запрещение ограничения свободы других. Подобное запрещение должно
основываться на понимании самобытности и самоценности других людей, уважении их
права выбора и инакомыслия, привычек, интересов и верований. В данном случае
толерантность выступает как условие нормального функционирования гражданского
общества и даже как условие выживания человечества. Именно в этой связи
возникает потребность в формировании у подрастающего поколения способности быть
толерантным, в становлении у него универсальных методов ориентации в сложном,
разнообразном, противоречивом мире.
В приведённых
определениях можно выделить четыре основных компонента толерантности –
признание, принятие, уважение и понимание.
Принятие и признание различий, существующих между людьми, сегодня можно
считать наиболее приемлемой формой межкультурного взаимодействия [3, с.147].
Подлинная толерантность
является ценным нравственным качеством человека культуры, то есть личности,
которая имеет свои ценности и интересы и готова, если понадобится, их защищать,
но вместе с тем с уважением относится к воззрениям и ценностям других людей.
Другими словами, речь идёт о личности, которой для самоутверждения не требуется
унижение или уничтожение кого-то другого. Толерантность предполагает осознание
того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на
этот мир многообразны и не могут, и не обязаны сводиться к единообразию или в
чью-то пользу.
Если приведённые нами
выше условия существования толерантности не выполняются, то присутствует
диаметрально противоположное толерантности явление, а, именно, интолерантность.
Данное явление характеризуется негативным, враждебным отношением к особенностям
культуры той или иной социальной группы, к иным социальным группам в общем или
к отдельным представителям данных групп. В качестве сущностных характеристик
интолерантности исследователи выделяют гнев, отвращение, презрение [7, с.104].
Исследователи утверждают,
что деление людей на толерантных и интолерантных достаточно условно. Крайние
позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как
толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя
толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и
позволяет проводить различия между двумя типами личности и характеризовать их.
Присутствие и
взаимодействие толерантных и интолерантных людей в образовательном пространстве
вуза обосновано их общим местом в жизнедеятельности и одинаковыми контактами с
окружением. Однако их ценностные установки, приёмы общения и взаимодействия
остаются разными.
Преимуществом толерантных
людей является то, что они действуют в интересах успешности ведения
«культурного» диалога и во избежание межкультурных конфликтов с различными
социальными, культурными группами или их представителями. Взаимодействие на
основе построения толерантного мировосприятия помогает построить открытую,
комфортную, свободную от напряжённости среду в вузе, которая позволит студентам
свободно делиться своими переживаниями, идеями и представлениями.
Естественно, что
проявление интолерантности ведёт к возникновению конфликтных ситуаций,
затрудняет успешность ведения конструктивного диалога, и, в конечном итоге,
препятствует образовательному процессу,
В настоящее время в научных публикациях ставится вопрос о культуре
толерантности, которую необходимо развивать с целью обеспечения нормального
функционирования общества на всех уровнях. Подобное развитие возможно и
наиболее эффективно, с нашей точки зрения, в процессе обучения и воспитания,
которые неразрывно связаны между собой.
Действительно,
толерантность необходимо воспитывать на всех этапах учебно-воспитательной
деятельности. Этот уровень – начальный и очень важный в становлении не только
студента, но и педагога. В процессе воспитания толерантности предполагалось
развитие у индивида терпимости культурных различий и либерального отношения к
ним, даже если на первый взгляд они кажутся неприятными или абсурдными;
формирование готовности допускать отклонения от общепризнанных стандартов
оценки и понимания относительности их точности [3, с.139]. Психологическая и
социальная задача воспитания личности переносится в педагогический план и
звучит значительно – воспитание толерантного сознания. Мы разделяем точку
зрения исследователей, считающих данную проблему мировоззренческой, которую
предстоит решить совместными усилиями обществу и государству.
Мы также считаем, что
воспитание толерантности должно представлять собой целенаправленный процесс,
включающий в себя разработку и внедрение образовательных и общественных
программ, направленных на формирование поликультурного сознания граждан.
Необходимым условием успешности данного процесса является государственная
поддержка, выражающаяся, прежде всего, в создании благоприятной законодательной
базы и достаточном финансировании.
В работах некоторых
авторов представлена также точка зрения, согласно которой толерантность,
буквально означающая «терпимость», не может быть педагогическим идеалом и
трансформироваться в цели образования, поскольку она всего лишь антипод
агрессивности, находится на минимальном этическом уровне и не содержит в себе
деятельного, конструктивного начала, способного обеспечить подлинную
консолидацию общества [4].
Мы придерживаемся
противоположной точки зрения и считаем, что толерантность является одним из
основополагающих принципов поликультурного образования, и её важность нельзя
недооценивать.
Действительно,
толерантность – явление многогранное, принимающее различные формы. В научной
литературе речь идёт о трёх формах толерантности. Первая форма является
толерантностью государственного уровня, основанной на законодательстве и
правовых документах. Две другие формы – социальная и межконфессиональная -
часто рассматриваются как желательные, но необязательные. Мы считаем, что в сложившейся
ситуации такая позиция не оправдана. Все три формы толерантности должны
присутствовать для обеспечения мира и порядка в стране и регионе [1].
В настоящий момент в
условиях трансформирующегося российского общества проблема культивации
толерантности особенно значима в сфере отношений между различными этническими
общностями. Для многонациональной Российской Федерации особенно актуальна
проблема пристального изучения, сохранения и развития всего богатства и
многообразия культур. Внимание к развитию культуры межнациональных отношений
вызвано и геополитическим положением России как евроазиатского
многонационального государства, в котором проживают более 150 этносов, в том
числе, 89 коренных народов. При этом коренные этносы принадлежат:
·
к различным расовым и
этническим группам (индоевропейской, северокавказской, уральской, алтайской,
чукотско-камчатской и др.);
·
к нескольким большим
лингвистическим группам (славянской, тюркской, финно-угорской, кавказской,
монгольской, палеоазиатской и др.);
·
к различным религиозным
и культурным зонам и традициям (христианской, мусульманской,
буддистско-ламаистской, локальным шаманистским культам).
Специалисты в области
демографии отмечают также увеличение этнической мозаичности состава населения
России в связи с тем, что у славянских народов довольно низкая рождаемость и
основной приток населения осуществляется из Азербайджана, Казахстана,
Узбекистана и других стран ближнего зарубежья, где отмечается дефицит вакантных
рабочих мест и низкая оплата труда.
Все эти представители различных
групп живут в мире своих правил и норм, обычаев и традиций, которые выражаются
в особом языке, манере поведения, религии, системе взглядов, социальных
институтах.
В данной связи мы считаем
целесообразным рассмотреть проблему этнической толерантности. Подобная форма
толерантности выступает как социально-психологическая
характеристика, проявляющаяся в готовности этнофоров и этнических общностей
взаимодействовать с другими этнофорами и этническими группами и выражающаяся в
их взаимной терпимости на основе признания и принятия различий, существующих
между ними и их культурами, а также на основе понимания и уважения. Именно
формирование этнической толерантности является в настоящее время одним из самых
исследуемых направлений отечественной и зарубежной педагогики.
Этническая толерантность
– интегративное и многофункциональное явление, которое может выступать и как
сложная научно-теоретическая проблема, и в то же время как этнокультурная
практика, как духовная ценность и как определённая информированность в области
этнологии, как психолого-педагогическая идея и как самостоятельное качество
личности.
В связи с вопросом о
толерантности в образовательной среде вуза, отметим два подхода к формированию
толерантного сознания, которые нашли отражение в научной литературе.
Первый подход заключается в пересечении
негативных, агрессивных или враждебных реакций по отношению к другому. Это
могут быть определённые ограничения, описанные в правилах, уставе и других
регламентирующих документах вуза наподобие тех, что можно найти в международных
стандартах прав человека, различных законах, в которых содержатся не просто
конкретные формулировки такого рода ограничений, но и налагается
ответственность за проявления интолерантности. Регламентирующие правила могут
касаться, к примеру, общественных отношений, которые в условиях толерантности
основаны на взаимном уважении человеческого достоинства всех членов общества и
уважении прав человека и характеризуются как равенство, например, равным
доступом к получению образовательных услуг независимо от социальной
принадлежности, пола, национальности, вероисповедания, возраста и т.д.
Другой подход к развитию
и укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для
осуществления прав человека и утверждения демократии. В рамках образовательного
пространства вуза переход к толерантности означает культивирование отношений
открытости, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание
многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать
шаги по её преодолению, а также способность конструктивно решать разногласия и
обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению
противоречий [5, с. 25].
Эти два подхода не
конкурируют между собой, а находятся в отношениях взаимного дополнения,
особенно в ситуации, когда очевидны проявления интолерантности. Задача педагога
заключается в моментальной реакции и пресечении таких проявлений, но, что ещё
более ценно, в умении распознать первые признаки возможной конфликтной ситуации
с целью предотвращения её развития и нахождения компромиссного, толерантного
выхода из конфликта.
Литература:
1.
Вислогузов Ю.А. О
некоторых мерах, способствующих развитию социальной и межконфессиональной
толерантности в Алтайском крае//Толерантность как фактор устойчивого развития
современной цивилизации: материалы межд. Конференции омбудсманов/Сост. Ю.А.
Егоров под ред. Р.Г. Вагизова: - Казань: КГУ, 2005. – С.75-80.
2.
Декларация о
толерантности.
http://school-sector.relarn.ru/prava/zakony/tolerance/1.htm
3.
Кадырова Ф.М., Агафонова
Н.А. Поликультурное образование. Инновационно-ориентированный курс. Кейс –
Казань: ЗАО «Новое знание», 2006. – 182с.
4.
Пафова М.Ф.
территориальные программы развития поликультурного образования//Педагогика. –
2005. – №9. – С.72-79.
5.
Пугачёва Е.А.
Формирование толерантности в процессе поликультурного образования//Мост (язык и
культура) – Bridge (language and culture). – Набережные Челны:
Изд-во Набережночелнинского филиала Нижегородского государственного
лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, 2007. - №19. – 98с.
6.
Ратнер Ф.Л.
Интернационализация высшего образования в России и за рубежом в условиях
поликультурализма//Теория перевода. Типология языков. Межкультурная
коммуникация: материалы III-ей
международной научной конференции 28-29 апреля 2006г. Том 2. Москва-Казань,
2007. – 327с. С.221-224.
7.
Ялалов Ф.Г.
Этнодидактический подход к проектированию содержания национального
образования//Вестник высшей школы. – 2004. - №7. – С.51-53.