Педагогические науки / 4.Стратегические направления реформирова­ния системы образования

 

К.ф.н. Димитриева В.Н.

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия

Образовательные подходы современной светской педагогики в контексте христианского учения о человеке

(к вопросу о концептуальных основах социального взаимодействия вуза и Церкви в образовательном пространстве)

 

В условиях динамично развивающегося мира, глубоких социальных преобразования значимой тенденцией образования стало стремление к организации открытого образовательного пространства, к социальному взаимодействию и интеграции. Благодаря социальному взаимодействию образовательное пространство вуза выходит за его стены и может включать в себя не только другие учебные заведения, но и учреждения, не относящиеся к образовательной сфере, а также социокультурное пространство города, региона, страны при условии, что взаимодействие с социальными институтами способствует решению вузом его образовательной задачи – подготовке квалифицированных специалистов, обладающих высокой нравственной и духовной личностной культурой.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме становления духовно-нравственной культуры личности позволил сделать два важных вывода. Во-первых, важнейшим условием становления духовно-нравственной культуры личности служит социальное взаимодействие, обеспечивающее активность человека как субъекта в ситуациях ценностной ориентации, смыслопорождения и согласующейся с этими процессами деятельности. Во-вторых, в связи с тем, что высшие ценности и смыслы в российской культуре по большей части исторически оформились как христианские, продуктивным для становления духовно-нравственной культуры личности является социальное взаимодействие участников образовательного пространства с Церковью как социальным институтом, имеющим среди своих основных задач задачу педагогическую – помочь человеку в его личностном духовном и нравственном самосовершенствовании.

Следует отметить, что в настоящее время отношение участников образовательного процесса в светских учебных учреждениях и общественности к взаимодействию государственной образовательной системы и Церкви неоднозначно. Негативное отношение в определённой степени обусловлено недостаточной разработанностью концептуальных основ социального взаимодействия государственных образовательных учреждений и церковных организаций.

Одним из важнейших моментов в концептуальном обосновании правомерности их взаимодействия является, на наш взгляд, тот факт, что ортодоксальное христианское учение о человеке, носителем которого является Церковь, по существу соответствует образовательным подходам, признанным светской педагогикой актуальными в современных условиях. Тезисно аргументируем данное положение.

При личностно ориентированном подходе учёт задатков и способностей, эмоционального и ценностно-смыслового «багажа», свободы и активности учащихся – субъектов образования, а также направленность учебно-воспитательного процесса на помощь личности в достижении высшей ступени её саморазвития при акмеологическом подходе соотносимы с христианской идеей о свободе личности и её талантах (евангельская притча о талантах) как о дарах Божьих, данных человеку для плодотворной самореализации в стремлении в высшему, божественному идеалу.

Деятельностно-компетентностный подход ставит перед педагогами задачу организации такой деятельности учащихся в образовательном процессе, которая способствовала бы формированию общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых молодым людям для их жизни в социуме. Христианство также, словами В.В. Зеньковского, является «благословением жизни, но не уходом от неё»; соответственно и задача христианской педагогики видится в том, чтобы подготовить человека к вечной жизни за гранью земного существования, но так, «чтобы земные дни не пропали даром» [2].

Аксиологический и экзистенциальный подходы ориентируют образование на формирование компетенций, связанных с созидательной деятельностью в контексте общечеловеческих ценностей и личностно значимых смыслов. Искать в жизни истинные ценности и смысл (евангельскую «воду живую, вовек не иссякающую») учит христианство.

Культурологический подход призван обеспечить становление человека как культуротворческой личности. Культуросозидание, то есть самотрансцендирование (выход за границы «эго»), признаётся отличительной характеристикой человека также при антропологическом подходе. В христианстве культура понимается аналогичным образом: не только как возделывание земли, данной человеку в наследие Богом, но и как творческая, культурная деятельность, благодаря которой человек может уподобиться Богу-Творцу. Подразумевается, что творчество для человека не ограничивается сферой профессии (ремесла), но становится способом его бытия в мире как человеческого существа. Эта идея характерна как для христианского учения о человеке, так и для современной светской педагогики (онтологический подход).

Синергетический подход в педагогике основывается на рассмотрении субъекта образовательного процесса как системы, способной к самоорганизации и развитию при условии создания активных образовательных среды и пространства, в которых интеллектуально и эмоционально насыщенное взаимодействие участников процесса создает атмосферу «стимулирования вопросительного отношения к миру и творческого поиска ответов на возникающие вопросы» [3, с. 26]. Показательно, что термин «синергия» исторически начал использоваться в христианской теологии для передачи идеи соработничества (по-гречески – синергии) человека и Бога в деле духовно-нравственного совершенствования человеческой личности и её спасения в перспективе вечной жизни. Таким образом, приоритетной ценностью в христианстве является человеческая личность – венец Божьего творения. В современной светской педагогике неоспоримая ценность личности каждого учащегося признаётся основанием гуманистического подхода к образованию.

На значительную близость между светским и церковным подходами к проблеме личностного становления указывает то, что педагоги сегодня всё чаще обращаются к трудам христианских богословов, к теоретическим работам и практическому опыту отечественных педагогов-провиденциалистов – К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, Н.Х. Весселя, С.П. Шевырёва, В.В. Зеньковского и других. Позиция представителей государственной власти по данному вопросу ясно выражена на ХХ Международных Рождественских образовательных чтениях: «Мы за гармонизацию церковно-государственных связей в образовании и воспитании школьников, молодёжи, за интеграцию религиозного просвещения и светской инновационной педагогики» [1].

 

Литература:

1.     Выступление председателя Совета Федерации РФ В.И.Матвиенко на открытии ХХ Международных Рождественских образовательных чтений. http://www.patriarchia.ru/db/text/1974680.html (дата обращения: 12.03.2012)

2.     Зеньковский В.В., прот. Педагогика. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1996. 154 с. http://www.synergia.itn.ru/kerigma/pedagog/zenkovsk/stat/ped-vved.htm (дата обращения: 12.09.2011)

3.     Теоретико-методологические основы развития профессиональной деятельности учителя: монография / О.П. Морозова, В.А. Сластенин, Ю.В. Сенько и др. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. 546 с.

 

Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.2229.2011.