Социально-воспитательное значение труда Шакарима Кудайбердиулы «Три ясности».

      Труда Шакарима Кудайбердиулы где говорится с точки зрения в целом философско-теологические проблемы охватывая коротко,создание мира,изменение,рождение,смерть живущих внутри мира,мыслитель каждое мгновение упровляет сложными явлениями,которое происходят,отдавая  душу, ищет ответы на вопросы, кто хозяин всего что приводит в движение.

А также пытаетсят объяснить что дает всем живущим сотворение  Шакарим

говорит: «Среди людей о жизниесть две разные дороги. Одно-если тело умирает,то душа не умерает,не исчезает;» после смерти есть жизнь не похожая на эту жизнь; поэтому люди не думая только об этой жизни, что бы

должны уметь счастливо быть счастливым в той другой жизни. Это говорят «конец» дорога жизни после смерти.

       Еще  другая есть дорога- это все,что в мире создано само по себе, никто это создал, и после смерти ни души, котрая оживет; а дальше обращает внимание на то какая дарога правильная, а какая  неправильная из этих двух.

Приводит пять докозенных примеров распространенных в Европе в XVII-XIX веках анизирует их. Один из них- «Дорога возьращения » По этому говорит есть около до отомов  создавшых мир и приводившых их в движение. Атомы соединяются  само сабой  по закону  притяжения, создавая тело, переходя одно  в другое, впрастая или изменяясь, и нет ничего чтобы создало их по отдельности. Начиная с этого место, мыслитель доказывая свои исследования о душе, приводит в пример докозательство о том что есть  две жизни, он в первую первую очередь говорит о совести.Потому что, если человек  в этой жизни живет по законом совести, чести, справедливости, и добратой делает дело, и вознаграждение которое  они получат  будет  огромен.  А  совесть вещь которая полно связена с вечностью души.

     Шакарим  Кудайбердиулы   в «Три ясности» в докозательство о существонии жизни приводит в пример такие методы как «магнитизм, спиритизм,телепотия» «Магнитизм – влият  с силой души  на душу одного человека, заставляет в вне воли  засыпать, а потом  спрашивает  про  одно  дело  или  дело, которое  будет, поведет  о  неведении,  делает  и  другие дела». А  «Телепатия – даже  установить связь  своей  души с душой живого  человека  в дали  и  заставляет делать задуманное».  Мыслитель  особо обращает  внимание  на «спиритизм», кто  впервые его использовал  у  какого автора  есть  труды о спиритизме,  где были  широко  использованы  эксперименты спиритов. «Спиритизм» - был  в  середине ХІХ века во Франции это религиозно – философская  шкала, которую  сформировал Аллан Кардек. Тех кто  занимается  спиритизмом  называют медиумами. Они  считают  себя  доставщиками  для людей, о  вещах, которых  говорят  рухи.

В «Три  ясности»  говорится  что  основателем спиритизма  является француз  Арлеан Гард, живший в ХІХ веке. Это  имя при переписании подверглась  искраенению. Его  настоящее  имя  как  говорится выше, «Аллан Кардек». Он  жил во Франции. Труд  Аллана Кардека  «Книга духов»  была  опубликована в Париже  в 1863 году. Сочинение  состоит  из  четырех книг, а также из  тридцати  глав. В  этой книге  очень  тщательно раскрыто  начальное предусловия  спиритизма, души  и  духа  того времени. Тут в основном даны ответы более чем на  тысяча  вопросов  о  душе. Конечно,  при  поездке  Шакарима  Кудайбердиулы в Париж, не может быть, чтобы он  не ознакомился с этим трудом, если даже  и  не читал, то при  разговоре  с  представитилями  спиритизма  не удивительно, что он мог глубоко  знать  сведения  об  этой  книге. Шакарим находит  сходства в объяснительных  о душе, духе  Аллана Кардека с брахманской  религией. Например, после   смерти  душа переходит  в какое – то  животное, а  потом на следующие так и распространяются. «Учение духов – является  высшей  степенью христианства на основе  своих учений; он опирается на вечность духов, духов их действиям, справедливости Бога, своде человеческой воли, нравственным  учениям Христоса, потому что они не чужие в религии» . В этом  месте мы видим, что  Кардек поддерживал христианство. Но, Шакарим выступил против сказанного в его книге, выразил личные взгляды касающегося его: «Есть люди, которые считают что душа после смерти  человека переходит в животные. В  чем доказательство? Даже  если так, разве душа после смерти переходит в другое тело? Или  переходит в неживое тело?  Те которые считают что душа переходит в другое тело, даже если  сами не знают есть ли у них душе, зачем такому животному, чужая душа? Если считать, что  душа  дает жизнь безжизненному, даже есть понятие  душа умершего не исчезает?  Такие души не дают ли жизнь  разным животным? Если даже  такие души дают жизнь какому – то животному, то все равно ли  они знают себя изначальным?  Такая душа в конце переходя в разные явления, смотря на свои дела в своей жизни что для него жить в удовольствие или пытка». Значит тут обращается  внимание на противоречие описаниям Кардека данное о душе.

        А  также  английские  спипрты  вышли  против  этого  определения, потому что  приводится  в  пример  их материалистическое  направление то есть,  эти два направления  не  раскрывают  истиную  сущность духа.  Потому что  Аллан Кардек хотя  и говорил что «дух  бессмертен»,  но  он  поддерживает  мнение  о том, что  после  смерти человека  его дух оставив  тело, переходит в другое  существо. По  его словам, это вообще не пригодное объяснение о вечности духа. А материалсты оправергают  о  существовании  души, верят в смерть души вместе  с человеком. И это  не удовлетворяет человеческий ум. Поэтому из этих двух дорог  ясно ощущается  необходимость  объяснения доказывающий вечность духа.

     Шакарим  говоря  о силе души, говорит о мыслителе Келестро, гововрили об удивлении, рассказывая о его предсказательстве, ясновидений о будущем, говорят о его ясновидении в жизни  девочки Мария. Доказательство  из этого, сила души в умении  предсказывать  дела в будущем.

     Шакарим Кудайбердиулы  говорит: «Давайте перейдем  к теме  разговора  о душе. Как  я говорил душа, если она есть изначальна в человеке,  то  она  никогда не  исчезает. А почему  как выше сказано, ничего не исчезает  в этой жизни. Душа есть, но его можно изменить. До  сих пор  я не делил  эти души по  их  свойствам  и  характерам. Вообще  душа  делится на разные  катеегории.  Например, эсткия – чувствительный, любознательный, мослмудиертулм – души разного качества и свойства  как умная душа.  Чтобы быть  таким, это зависит  от причины и формы. Душа  тоже перменчива, как переход тела в разные  цвета».

     В  сборнике «Душа»  в стихотворении  «жизнь, о душе» особое  внимание  уделяет  на  явления проходящее  в мире  целенаправленным,  умным  действиям «Соревнование переменчевого  мира - // результат умной души» .  Ясно  и  точно  видно выражено в  соответсвии простому казахскому миропознанию  психологическое  описание души, объясняет как  чувствительная  душа, умная душа. Все  проблемы, о которых  говорил  Шакарим, не требует трудностей,  правда  которая  определяются сама по себе  здравым  умом . Поэтому  Шакарим,  который  всегда  упоминал своим ученикам, что  любую вещь  нужно делать  обдумов и взвесив,  он точно давал  оценку  их  недостаткам,  справедливо  оценив  материалистов  с  помощью здравого ума. Его  огорчало, что  личное мнение  одного  человека влияет  на  заблуждение  общества  в целом. Самое главное  Шакарим,  прочно  опирался на принцип пологаться на ум.  что различать  людей нужно. Надо сказать что различать  людей нужно  не по  чину, авторитету  известных  мыслителей, а только  взвешивать чистоту.  Представители  ума  их последнего  поколения предпочитают  материалистическое  направление, несмотря  на  точные  пояснения  о  существовании истины,  души  мыслителя.  С одной  стороны,  стало  причиной  слова  мыслителей, говоривщих  истину, остались вне  внимания.

       В  заключении  в труде Шакарима «Три ясности»  обращали внимание  на  социальные  психологические  движения  проблемы.  Шакарим  первый  мыслитель, изучивший Запад, Европу давший  отпор  тем взглядом которое  формировались  в тех  странах. Его  известный труд  с  сегодняшней  точки зрения очень  важен, это  вещь,  которую необходимо анализировать.

 

                                   Литература

1.     А. Кардек. Книга духов – Париж, 1863.

2.     Шакарим. «Душа» - Алматы, Издательство  «Арыс», 2000.