Аспирант
Алексеев Д.В.
Уральский
федеральный университет, Россия
К. филос. н.
Мулляр Л.А.
Северо-Кавказский
институт Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при
Президенте РФ, Россия
Деградация социальной реальности в условиях
доминирования идеологем
«плюрализм» и «толерантность»
Содержательно-сущностная определённость термина предполагает внимание к
его «стартовой» семантике. Термин
«толерантность» изначально имеет биолого-медицинское происхождение и значение,
фиксирующее реакции организма на нечто внешнее в двух дистрибутивных смыслах: с
одной стороны, толерантность как полезное качество есть устойчивость организма
к воздействию ядов и вредных веществ; с другой стороны, толерантность
определяют как весьма вредное и опасное свойство - отсутствие или снижение
иммунологического «ответа» на «вызов» чужеродного тела, что грозит организму смертью. Именно второй
семантический обертон, как нам представляется, максимально близок социально-онтологическому
смыслу термина «толерантность» в современном обществе: социально-деструктивным
измерением феноменов «плюрализм» и
«толерантность» предлагаем считать отсутствие или снижение
социально-онтологического иммунитета по отношению к социокультурной
чужеродности, что, в свою очередь, ведёт к деградации социальной реальности.
При этом, мы должны сделать весьма существенную оговорку о том, что имеем ввиду
ситуацию доминирования «плюрализма» и «толерантности» не как добродетелей или ценностей, а как позитивно окрашенных
доктринальных доминант: принципа-идеологемы (плюрализм) и адекватной ему
технологии-идеологемы (толерантность).
Причиной создания идеологии и
внедрения определённых идеологем (индоктринация) является реальный интерес
социальной группы: «...Всякий новый класс, который ставит себя на место класса,
господствовавшего до него, уже для достижения своей цели вынужден представить
свой интерес как общий интерес всех членов общества...» (1). И «… вначале его
интерес действительно еще связан с общим интересом всех остальных,
негосподствующих классов» (1). Статус ценностности и добродетельности придаётся
специально созданным идеологемам, обслуживающим этот частный интерес. Они
маскируют ущербность, расколотость социального бытия, которая не просто
отражает конфликт частных интересов социальных групп, но должна
воспроизводиться потому, что и в этом есть частный интерес определённых групп.
Процедуры создания идеологемы, внедрения её в общественное и индивидуальное
сознание и последующего семантического трансфера носят социально-онтологический
и доктринальный характер и имеют своей операциональной целью создание
идеологического эффекта. Он осуществляется путем приписывания некому феномену
глубинного смысла и проявления определённой сущности, например, плюрализм и
толерантность считать сегментами
мультикультурности и факторами глобализации. Глубинная цель доктринальной
доминанты - в качестве семантического трансфера передать суть идеологемы и заставить поверить, что предметы /
явления таковы на самом деле. В глобализированном мире используется множество
технологий, эффективно программирующих общественное и индивидуальное сознание,
к числу которых мы бы отнесли и технологию-идеологему «толерантность», эксплуатирующую механизм индоктринации и
порождающую практику двойных стандартов, когда индивид интенсивно отстаивает
формальную публичную толерантность, и, в тоже время, демонстрирует фактическую интолерантность (например, бытовой
национализм). Итак, плюрализм и толерантность - сложные и противоречивые
идеологемы, которые, пребывая в статусе доктринальных доминант общественного и
индивидуального сознания и настроения,
содержат и реализуют не только позитивный ресурс умиротворения
социального бытия, но и способны провоцировать и активизировать процесс
деградации социальной реальности.
Отличительной чертой принципа-идеологемы «плюрализм» является соединение
многообразий. Плюрализм требует способности охватить многообразие социальных
связей и многообразие социальных сообществ с их организационными формами
(экономика, политика, религия и др.). В современных условиях идеологема
«плюрализм» является главным сегментом мультикультурности и одновременно
идейным оружием для многих социальных движений и партий, поскольку позволяет,
как нельзя лучше, маскировать неравенство, несправедливость и социальные
конфликты: «Вера каких-то групп людей в свою свободу от идеологической
заданности представляется нам просто особо зловредным свойством их системы
иллюзий...» (2). Принцип-идеологема «плюрализм» - это обнаружение и
провозглашение доминирования многообразий людей, групп, государств, культур и
создание доктринальной иллюзии равного
мирного сосуществования этих многообразий.
Технология-идеологема «толерантность» - это средство реагирования
на многообразие и способ обеспечения его доминирования: доктринальное внушение
и закрепление отношения (индивида, группы) к социальным реалиям, оцениваемым
как допустимые «другие», несмотря на их «инаковость»; формирование
приоритетности (доминанты) взаимодействий и сосуществования с допустимым «другим».
Поэтому толерантность - активная идеологическая позиция в виде готовности
реагировать на взаимодействия между социальными группами, с целью позитивного
общения с представителями иной социальной среды. Степень «приятия» может быть
разной, но между толерантностью и нетерпимостью промежуточных позиций нет. Это
принципиальный авторский дискурс: наша критика толерантности не тождественна
интолерантности; в тоже время, мы настаиваем на неприемлемости «абсолютной
степени» толерантности, порождающей её фетишизацию и конъюнктурность. По своей сути, культивируемая в мире и
внедряемая в современной России доктринальная доминанта «толерантность» есть ни что иное, как
конъюнктурная технология-идеологема, которая призвана организовать
бесконфликтное «либерально всеядное» сосуществование культурных контекстов
посредством центробежного смешения многообразий бытия. В результате такого
«омультикультуривания» можно наблюдать социальное бытие, снижающее планку
качества, и формирование деассертивного гражданина, а, значит, деградацию
социальной реальности.
Традиционное понимание
толерантности, вошедшее во множество философских словарей и учебников, сводится
к тому, что это исторически необходимая ценность, характерные черты которой
составляют: демократичность, связанная с необходимостью приобщения к иной
культуре, и оптимистичность, связанная с верой в наличие единых целей
глобализационного развития. Наше понимание толерантности как диалектического
феномена основывается на «осознании деструктивности прогресса» (3) и на критике
профитивности и фетишизированности толерантности как безусловной добродетели и
высшей ценности общества, тем самым, расширяющее её содержательное
пространство: толерантность - это определённая технология-идеологема,
нацеленная на оправдание и укрепление существующей либеральной модели
социального бытия в общественном и индивидуальном сознании. Критика толерантности приводит нас к
пессимистичным социально-философским обобщениям относительно современной
социальной картины - складывается катастрофическая ситуация, когда
толерантность оборачивается деструкцией. Наиболее красноречивый пример -
выступление Андерса Брейвика на трибуне суда летом 2012 года, в котором он высказал свои взгляды на мультикультурализм
и открытость границ для иммигрантов как абсолютное зло для Европы, превращающее
Европу в исламизированную «Еврабию». Попытки представить Брейвика умалишённым
или неким «социальным пугалом» не увенчались успехом, а его речь в суде
показала идеологическую
мотивированность теракта. Ситуацию осложнило появление в 2012 году в Чехии
последователя - «второго Брейвика» (к счастью, вовремя арестованного) - и
наличие у Андерса Брейвика соратников в Норвегии (тайная организация
«Рыцари-тамплиеры», ведущая организованную борьбу против мультикультурализма /
толерантности и требовавшая освободить Брейвика). Всё это лишь подтверждает,
что поступок А. Брейвика не является спонтанным уголовным преступлением, а
имеет глубокие мировоззренческие протестные установки. Диалектика толерантности, по нашему
убеждению, заключается в том, что возвышенные начинания глобализационной
концепции «мультикультурного развития» заканчиваются её отторжением
общественным сознанием, групповыми и индивидуальными сопротивлением, как
закономерным следствием сбоя технологии-идеологемы «толерантность». Мы
настаиваем на деструктивном измерении технологии-идеологемы «толерантность» на
том основании, что путь создания глобального социума и его мультикультурной
модели оказался формой самоуничтожения и деградации.
Деградация экономической сферы.
Процесс
хозяйственной глобализации неоднозначен и создал угрозу деградации
экономической сферы. «Экономика рынка» в постиндустриальном обществе доминирует
в глобальном масштабе, легко преодолевает границы национальных хозяйств, посредством
финансовых и информационных манипуляций вторгается в локальные
экономические системы и трансформирует
их в собственных интересах. Подобное вторжение далеко не всегда оказывается
позитивным: оно может приводить и к глубочайшим финансовым кризисам, подобно
малайзийскому 1997-1998 гг., и к развалу национальной экономики, её
деиндустриализации и фактической архаизации, как происходит в постсоветской
России. «Экономика рынка» с её сосредоточенностью на рыночной рациональности
позволяет лидерам экономического развития, странам Евросоюза и США,
осуществлять свою доминирующую роль в мире ради контроля над ним в угоду себе:
«…полная глобализация функций капитала делает его безразличным ко всем
субстанциям чужих обществ. Капитализм как мировая система озабочен всемирным
функционированием капитала» (4). Мировая «экономика рынка», с одной стороны,
демонстрирует образцы глобализированного (плюралистичного) маркетинга, деловых
практик, реализуемых в деятельности транснациональных компаний, а с другой -
актуализацию и рост сопротивления локальных хозяйственных укладов. Социум в угоду «экономике рынка»
рассматривается как утилитарный объект приложения прямого или идеологически
опосредованного давления, адекватного удовлетворению экономических интересов
некоторых социальных групп. Идеализация процессов хозяйственно-финансовой
глобализации, некритичное абсолютизирование «транснациональных экономических
интересов» и потребительских монетарных стереотипов воспитывают или
воспроизводят социальный слой рантье и порождают финансово-экономические
уродства социума.
На рубеже XX–XXI вв. деградация хозяйственных миров происходит по
следующим направлениям.
1. Угнетение и исчезновение уникальных локальных
хозяйственных укладов, не способных конкурировать с технологически более
оснащенными современными ТНК. Вторгаясь в пространство самобытных цивилизаций
Востока / Юга, глобальная экономика ускоряет деградацию собственных
духовно-этических основ хозяйственной деятельности.
2. Структурная деформация локальных экономик
вследствие их встраивания в глобальные экономические связи приводит к росту
безработицы, потере наработанного технико-технологического потенциала.
Приоритеты получают не те отрасли и производства, которые необходимы для
сбалансированного развития местного хозяйства, повышения уровня жизни
населения, а наиболее прибыльные для мирового экономического центра.
3. Периодические финансовые кризисы, провоцируемые
играми крупных международных спекулянтов.
4. Разрушение институциональных и социальных основ
хозяйства в развитых странах центра: население развитых стран - по преимуществу
Западной Европы - не только лишается рабочих мест, но и вынуждено нести более
тяжелое налоговое бремя ради сохранения привычного уровня безопасности, социального обеспечения, культуры.
Деградация социальной сферы.
Постиндустриальная
система в условиях глобализации поощряет культурное многообразие: доминирование
идеологемы (идеологический принцип) «плюрализм» обеспечивает замену фактической
доктрины «культурная ассимиляция» формальной концепцией «мультикультурализм». Это связано с потребностями
глобализированного производства, когда работодателя интересуют не национальность,
а профессиональные качества
работника - глобализированная экономика крайне прагматична, а потому вынужденно
демократична. Идеологема (идеологический принцип) «плюрализм», с одной стороны, призвана обеспечить доминирование
представлений о культурном многообразии
и «работу» идеологемы-партнёра
(идеологической технологии) «толерантность», с другой стороны, порождает
рост интолерантности, поскольку
способствует консервации наиболее архаических черт традиционного образа жизни
и, тем самым, усиливает замкнутость мигрантских сообществ. Так процесс развития
и приращения социального бытия трансформируется в процесс деградации социальной реальности,
подпитываемый перманентным обострением этнокультурного несоответствия норм,
ценностей, поведенческих стереотипов мигрантов и местного населения и, как
следствие, ведущий к формированию бытового национализма и ухудшению социального
климата.
К особенно ярким
проявлениям деградации социальной сферы, несомненно, относится попустительство
пороку как результат абсолютизации и
фетишизации идеологем «плюрализм» и «толерантность» в гендерных
отношениях. Идеологический принцип «плюрализм» предполагает признание
многообразия форм сексуальности,
соответственно этому идеологическая технология «толерантность»
продуцирует практически принудительную индифферентность к гомосексуальности как
явлению общественной жизни, одновременно принудительно воспитывая отношение к
базовым гендерным ценностям как консервативным в сравнении с «прогрессивностью»
либерального поведения в области межполовых отношений. Между тем, именно
базовые гендерные ценности обеспечивают демографическую безопасность
государства и нации: «Можно сколько
угодно оправдывать и уравнивать
в правах гомосексуалистов и лесбиянок с
сексуально нормальными гражданами, но дети от этого не родятся. Умрём - но свободными? Свобода туманна - смерть конкретна. Тех, кто не родился, не
утешишь даже свободой.
Больше гомосексуалистов -
меньше людей» (5). Правомерно констатировать, что привитие
обществу толерантности к гомосексуализму однозначно будет способствовать
увеличению числа гомосексуалистов, росту распространенности СПИДа, снижению
рождаемости и продолжительности жизни.
«Толерантность – это мирное сосуществование людей с различной историей,
культурой и идентичностью» (6). Следуя логике этого определения толерантность
можно охарактеризовать как мирное сосуществование разнородностей в
экономической, политической, социальной сферах и частной / семейной жизни;
готовность достичь взаимного понимания и согласования самых различных мотивов,
не прибегая к насилию, а в результате критического диалога. При этом, стоит
констатировать, что гипертрофированная толерантность приобретает значительный
негативный потенциал, в латентной форме
сохраняя ресурсы конфликтности. Попытки отождествить толерантность с
добродетелью и абсолютизировать её, чтобы обеспечить перспективы создания
глобальных цивилизационных образований, не срабатывают с «расчётной»
эффективностью и всё чаще дают сбой.
Глобальное общество - плюралистично
(многообразие форм социальной организации) и толерантно («открытое общество») -
видит различия национальных сообществ (разнородностей) лишь в степени их
относительной отсталости или приближенности к общему идеалу. Национальная
специфика признается скорее как досадное ограничение, которое необходимо
преодолеть. В этом и содержится угроза социальной деградации.
Литература:
1. Маркс К. Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность
материалистического и идеалистического воззрений. (1 глава "Немецкой
идеологии") // Маркс К. Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т.1.
М., 1983. С. 40.
2. Шумпетер Й. История экономического анализа /Истоки.
Вып. 1. М.: Экономика, 1989. С. 283.
3. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения.
Философские фрагменты. - М.- СПб.: Медиум, Ювента,1997. – С. 11.
4.
Федотова В.Г. Криминал
как продукт системы // Независимая газета. 09.02.2000.
5.
Веллер М.И. Кассандра.
Признаки деградации нации. - СПб., 2003., с. 121.
6.
Уолцер, Майкл. О
терпимости. М., 2000. С.16.