Философские науки/4. Философия культуры
Манакова
А. П.
Краснодарский государственный университет культуры и искусств, Россия
Сказки племени догонов как
культурный феномен.
Среди
великого разнообразия культур и этносов, существовавших в мире, нас интересует Западная Африка, а точнее – племя
догонов. Почему, собственно, Африка?
Возможно потому, что с возрастом формируется четкое желание понять истоки зарождения человечества в целом, наверное,
потому, что в мире сохраняются культуры, которые, по научным прогнозам антропологов и этнографов, должны исчезнуть,
их захватила собственная субпассионарность и изолированность от мира, признаваемого нами цивилизованным, а ими – диким.
Наше желание познать культуру племени догонов
возникло не потому, что, «… когда-то пальцы скользили по шероховатому камню
развалин Карфагена», а в результате встречи с
представителем удивительного племени догонов, который и до сегодняшнего дня
рассказывает нам о самых сокровенных и
дивных, для сознания европейца тайнах зарождения мира, культуры, бытия.
Культура племени догонов самобытна и интересна. Обладая самостоятельной, восходящей к
древности культурой, догоны воссоздали свою неповторимую картину зарождения
мира. Вековая мудрость этого
народа, их первые представления об окружающем мире, о природных стихиях, о
жизни и смерти, о добре и зле нашли свое воплощение в сказках, в этих порой
обманчиво незамысловатых, но удивительно ярких и запоминающихся историях. Архаичное сознание догонов не
допускает необъясненности. Это
характерно, вообще, для устного творчества Западной Африки. Откуда, например,
на небе взялись звезды?
Оказывается,
звезды – это осколки алмазных глаз речного духа Ику, которые раздробил
лемур Эбопп, чтобы продать их и устроить поминки по умершей свояченице, жене
божества Обасси. Именно такую версию происхождения небесных светил излагают
старики одного из западноафриканских народов почтительно внемлющим слушателям. Устное
творчество явилось универсальным орудием интеллектуального освоения мира. Догонский народ,
независимо от того, какие исторические события способствовали его развитию и
формированию, собирает и бережно хранит свое самое ценное наследие – сказки. И, несмотря на кажущуюся
несерьезность, именно в сказках отображается история нации, ее культура, нравственные
ценности. Поэтому устное творчество так интересно и важно нам с исследовательской точки зрения.
Фольклор племени догонов представляет собой мозаику разнообразных сказок, тесно
связанных с мифологией и традиционными африканскими верованиями (анимализм,
фетишизм, культ предков, сил природы и др.).
Архаичное сознание догонов умело оперировало всеми мифологическими образами, и
в этом была своя логика, своя система. Из мифа родилась сказка, одно из самых
эстетически и эмоционально полноценных произведений человеческой фантазии. Тысячелетиями догоны заключали
мысли и чувства в причудливое хитросплетение линий дерева и камня, пластику
танца, бой барабанов, звучащее по вечерам в свете костра или луны в живое слово.
У многих
народов Африки нет письменности, как и в племени догонов. Об этом
пишут современные исследователи, непосредственно занимающиеся изучением племени
догонов: К. Н. Прохоров, В. А. Плунгян, Stefan Elders. В результате
исследований, проводимых в восточной части Мали, удалось выяснить, что догоны представляют собой
языковую семью, включающую в себя около двадцати языков. Исследователи пытаются
охватить необъятное, по крупицам собирая в лингвистические нормы
слова-жемчужины, сказанные догонами. И чем глубже они
познают их мир, тем больше необъяснимых загадок встает перед ними. В этом
диалектическом противоречии – парадокс
научного знания. Ведь какова процентная вероятность совпадения с
истинным звучанием заложенного внутрь живого слова? Догонская культура,
извлеченная из жизни и заключенные в стенах музеев и частных коллекций – это
тексты без эмоционального содержания. Понять шепот любого культурного наследия можно
только в контексте гармоничного сочетания природы и повседневной жизни. И
только через человека. Как нестерпимо сложно описать высокий, всеохватывающий свод африканского неба, с полосами облаков, как спины
зебр, разливы саванны, разрезы холмов, реки, вспоровшие миллионно летний грунт!
Мы же попытаемся охватить главное: перенести со слов догона народную
сказку, которую будут помнить потому, что она – часть матери, оставленной
еще в юности. Юность учит и оставляет надолго в памяти простые мудрые истины, воспетые
народом. Так было и будет. Нам важно
показать непохожесть, завораживающую
простоту, но вместе с тем и вокализ повествования догонской сказки. Но как это
сделать, если не цитировать искусство,
мифы, сказки, ритуалы, обряды догонской
культуры?
Тысячи лет разбредаются сказки по Африке: то плывут в узких лодках по жёлтым
рекам, то пробираются неведомыми тропами через тёмные леса, то бредут по
раскалённой саванне. На исходе седьмого дня (ритуального, магического числа
догонского племени) мы всмотримся внимательно в пламя костра, прикроем глаза,
и окажемся в африканской стране светлячков – тех, что сами зажигают огонь на земле и звезды на небе. Погрузимся в повествование сказки. Может быть, она откроет
нам причину наших внутренних поисков и конфликтов, эмоций и их многообразных
переплетений?
Сказка «Почему паук плетет
паутину…»:
«Жили паук Зака и светлячок Керу в коре
старого дерева. Однажды они решили построить каждый себе дом и
поспорили, чей дом получится лучше. Паук Зака очень старался: собрал маленькие
листочки и спрятался под ними. Светлячок Керу юркнул по ракушку и притаился. Паук
и светлячок были очень довольны своими домами. Каждый из них теперь владел
своим собственным маленьким домом.
Как-то ранним утром налетел страшный
ветер и поднял к небу маленькие листочки дома паука Зака и ракушку , под
которой мирно спал светлячок Керу. Оставшись без надежного укрытия, они очень испугались. Как страшно было оказаться
без своего старого дома - сделанного когда-то
в коре дерева! Паук Зака задрожал от страха ,застучал лапками , и вдруг
из его маленьких лапок поплелись тонкие, белые ниточки. Он так быстро шевелил
лапками, что ниточки сплетались в красивый узор, напоминающего кружевное
облачко дыма от костра. Паучок Зака сильно ухватился за ниточки-паутинки и быстро обвязал свое
дрожащее от страха тельце спасительным одеялом.
Маленький светлячок
Керу, оставшись один, заплакал , но увидев, что паук скрылся в белом облачке из
ниток подлетел к нему и сказал:
-Впусти меня к себе, паук Зака!
Паук обмотал
ниточками светлячка и когда маленькое насекомое заснуло, он сплел себе песенку
и отполз от своего друга, чтобы тот спокойно выспался .
Ветер стих и
наступила ночь, паучок подполз к своему другу и увидел, что маленький сверчок Керу не дышит. Заплакал
паук Зака, и отполз наверх, к другому краю своей паутины…
До сих пор к пауку
слетаются маленькие сверчки, оставшись под страшным ветром без своего дома,
чтобы погреться в его теплом одеяльце…» [1].
Догонские
сказки о животных и насекомых, наиболее многочисленные среди текстов такого
типа. Это – первые художественные
произведения, с которыми знакомятся дети, именно
поэтому сказочный дискурс, простой и наивный, так ярко поляризует героев на «плохих» и «хороших» и, таким же образом, выявляет
категории их действий. Знакомство с народными сказками этиологического характера
позволяет, играя, приобщаться к культурным ценностям, учиться конструировать
возможные миры, находить верные решения для различных жизненных ситуаций. Сказка, таким образом, представляет собой обучающую модель
для маленьких детей, благодаря которой они учатся и постигают окружающий мир,
сказки помогают формировать основные жизненные сценарии, которые потом
используются людьми на протяжении всей жизни. Не хитрость сплетения догонской сказки «Почему паук плетет
паутину» очевидна: каждый, в результате, спасается тем, что заложено в его собственной природе. Бежать от
своего естества в неопознанное и
угрожающее – опасно, рискованно,
необдуманно. Страх выявляет (или порождает) заложенные природой качества и
возможности, как это случилось с героем сказки – с пауком Зака. Смерть
субъекта, оказавшегося в зависимости от другого, воспринимается догонами, как
неизбежное, как данное. «Ничто нельзя усложнять – это жизнь» – так говорят
догоны. Много в мире прекрасного и удивительного, спасительного, как нам кажется,
но надежнее всего свой собственный мир и свои возможности, своя жизнь. Процесс создания любого предмета устного творчества –
это процесс творения, во время которого реальность создается заново,
структурируется, называется своими именами. Догонская сказка, отвечая на общие
вопросы, увлекается частностями и демонизирует техническую сторону. Она создает
свою собственную реальность.
Ярким культурнообразующим
фактором в догонской сказке выступают
имена собственные, используемые в сказочном повествовании. Эти имена прошли
тщательный отбор временем, впитав в себя опыт многих поколений. В современном
обществе имена собственные не несут никакой практической ценности. Принимая во
внимание тот факт, что сказка вышла из мифа, имена сказочных персонажей являются
важными носителями культурных смыслов, постигая которые дети приобщаются к
культуре своих предков.
Нам кажется
целесообразным продолжить дальнейшее исследование догонских народных сказок с
целью выявления дополнительных аспектов культуры. Это позволит вывести изучение
сказочного дискурса на новую ступень, углубить научное представление о сказке
как о феномене догонской культуры.
Литература
1.
Абубак Гинду
(2012г, Коро, Мали).