Философские науки/4.Философия культуры

Лухтан А. С.

Краснодарский государственный университет культуры и искусств, Россия

Теоретические подходы к анализу современной отечественной кинематографии

 

Третье тысячелетие  уже вступило в свои права, но  люди не перестают думать о будущем, которое ждет их, общество, отечественную культуру.

Потребность в изучении культурного феномена постсоветского кино как зрелищно-развлекательной  культурной формы обусловлена появлением в современной отечественной истории лишь поколения людей, на судьбе  которых уместилось две  кино эпохи: советская и постсоветская.

         На рубеже  ХХ – ХХI вв. российские киноведы, кинокритики, теоретики, историки и социологи кино неоднозначно относились к феномену российского кино, отечественной кинокультуры. Почему осмысление данных понятий так разноречиво? Почему российские фильмы  и их история являются неотъемлемой частью современного российского социокультурного бытия,  в том числе и досуга.

         Современные исследователи пришли к выводу о том, что отечественное кино периода 1919 – 1991-х гг. для всех россиян было жизненной реальностью:  успешно действовала советская киноиндустрия (подготовка профессиональных кадров, налаженный прокат фильмов, участие в мировых кинофестивалях);  советское киноискусство активно влияло на развитие многих национальных  кинематографических школ,  стилей и направлений (европейских, американских, азиатских); советское кино оставило богатейшее художественно-творческое наследие (уникальные фильмы и уникальные человеческие кинематографические биографии); отечественное кино было наиважнейшей формой культурного досуга многих поколений советских людей.

Авторские социологические исследования киновосприятий  российских кинозрителей, принадлежащих к различным социально-культурным пространствам, также подтвердили  наши теоретические подходы и вопросы к  тому, что проблемы современной отечественной кинематографии в  2000 – 2012 гг. (кинорепертуар, кинозрители, кинопрокат, рыночные, правовые и экономические аспекты  киноискусства и др.) поставили перед государством, Правительством, Президентом Российской Федерации и просто зрителями наиважнейшие вопросы: какой быть  современной  кинематографии? От какого кинематографического  наследия мы отказались? Что мы должны сохранить  в российской киноиндустрии, кому и как  передавать фильмы? Что позволит возродиться российскому киноискусству? Как сохранить национальное своеобразие кинокультуры? Что поможет существованию кино России  в сфере мирового рынка?

С нашей точки зрения, парадокс современной  ситуации в отечественном кино, состоит в том, что никогда еще в истории кино России  люди не видят такого количества фильмов, и, прежде всего, по телевидению, на видео, в Интернете. Россияне смотрят так много разных фильмов, что не успевают их оценивать с художественно-эстетической точки зрения.  Мы просто живем в кино.

Многие ученые (филологи,  экономисты, юристы) убеждают нас в кинематографическом кризисе, который  неадекватно оценивается специалистами. Однако кинокритики,  киноведы, культурологи, философы понимают, что это – результат совмещения двух главных тенденций современного российского социума: социально-экономических факторов переходного периода рубежа ХХ – ХХI вв. и интеграции отечественной кинематографии в систему  массовой культуры рыночных отношений.

Сегодня мы понимаем, что российское кино развивается уже в рамках твердого рынка. К сожалению, многие художники отечественного  кино не смогли, или, может быть,  не научились бороться за свое место на реальном кинематографическом рынке, который, как показывает время третьего тысячелетия, надо отрегулировать или создать заново в соответствии с требованиями Новой истории России.

Одной  из главных причин возможного кризиса российского кино в настоящее время является утрата идеалов и морально-нравственных ценностей. Жесточайший кризис России переходного периода наложил отпечаток на  все сферы жизни человека. Но именно в это тяжелое время, по нашему мнению, отечественное кино и должно было создать русский неореализм, который помог бы достойно выжить и нам, и кинематографии.

Таковы, на наш взгляд, основные теоретические подходы к анализу современной отечественной кинематографии. Несомненно, они не могут быть единственными. Время историческое и кинематографическое выдвигает новые  проблемы и вопросы, которые  можно решать через иные научные подходы.