Философия/ 4. Философия
культуры
Д.филос.н., профессор Антюхина А.В.
Пятигорский филиал Волгоградского государственного медицинского университета, Россия
Философия
культуры в современном вузовском образовании
Громадные
изменения, происходящие в социально-гуманитарных дисциплинах в ходе
модернизации системы высшего образования,
породили массу проблем. Одна из них связана с неопределенностью статуса
современной вузовской философии, характера ее первоочередных задач и функций.
Понимание последних, в свою очередь, невозможно без четкого осознания того, что
есть философская культура и какова ее судьба в наше время. Проблема
усугубляется и тем, что нынешняя философия, как впрочем, и другие формы знания
(наука, миф, религия, эзотерика) потеряли
свои классические очертания. Проблема демаркации знания из области науки
переместилась в область философии, которую сейчас часто отождествляют с псевдофилософским и эзотерическим знанием.
Философская культура всегда была
фундаментальной составляющей духовной культуры общества, «самосознанием
культуры». Недаром немецкий экзистенциалист П.Ясперс датировал начало
человеческой истории, так называемым, «осевым временем», от которого и ведут
свой отчет первые философские и религиозные системы. Впервые термин
«философская культура» был употреблен представителем неокантианства
В.Виндельбандом в контексте
выражения «эстетически-философская культура», используемым им для
характеристики немецкого Просвещения. О низком уровне философской культуры
своего времени писал русский философ Н.А.Бердяев. А.С.Пушкин еще в XIX
веке (это «золотой век» русской культуры) отмечал, что «метафизический» т.е. философский
язык находится в России в «диком состоянии».
Парадоксально, но в условиях
современного информационного общества, когда для общественности оказались
доступными все произведения величайших представителей философской мысли,
интерес к классической философии резко упал. Наряду с этим термин «философия» стал
широко распространяться в повседневном сознании. Так, пользуются популярностью
выражения «философия здоровья», «философия здорового образа жизни», «философия
аптечного бизнеса» и т.д. Создается впечатление, что «философствуют» все,
однако это далеко не так. Серьезная философия остается уделом узкого круга лиц:
вузовских преподавателей философии и представителей творческих профессий.
Прагматический
подход к пониманию задач философии вне гуманитарных вузов привел к тому, что
философская культура вынуждена оправдывать свое существование в вузовских
учебных планах. Философия вновь настойчиво декларирует тезис о сближении
гуманитарного и естественнонаучного знания. Представители последнего в это же
время берут на вооружение ньютоновское положение о том, что «наука сама себе
философия». Как отмечает в своей статье А.Л. Калашян, «утрата воли к философской
истине – явление парадигмального порядка» [1].
Следует отметить не совсем верное, на
наш взгляд, утверждение И.В.Цветковой о том, что главенствующее положение
философии в прошлом объяснялось тем, что именно она была главным инструментом осмысления
проблем бытия [2]. Вполне очевидно, что для каждой личности собственное
постижение мира всегда происходит «заново» и имеет сугубо индивидуальный
характер. Мир, бытие, в свою очередь, имеет тенденцию стремительно изменяться,
что рождает все новые и новые философские проблемы. Поэтому говорить об «исчерпанности»
философской онтологии на сегодня неправомерно. Возвращаясь к понятию
«философская культура», следует отметить, что именно философия есть духовная
доминанта культуры личности и общества. Ее роль возрастает, когда происходит
смена социокультурных парадигм, как это имеет место и сейчас. Это следует учесть и в проблемах и тематике вузовской
философии.
Формирование
философской культуры – это понимание ее, прежде всего, как средства
формирования творческого мышления, особого мировосприятия, способа приобщения к
духовному опыту человечества. Цель преподавателя-гуманитария – воспитание
жизнеспособного (Ильинский И.М.) поколения. Жизнеспособность – это умение в
социально-кризисных условиях современного общества оптимально распорядиться
полученными профессиональными знаниями, а также воспользоваться духовными
ориентирами, позволяющими в активно-позитивном плане влиять на социальную
действительность. Несомненно, философская культура нацеливает обучающегося на применение
полученных знаний в жизни, однако следует отметить, что «приближение» философии
к жизни всегда было любимым тезисом непрофессионалов. Как отмечает известный
философ В.А.Лекторский, это часто влекло за собой наивные и схематические
выводы. Тезис о жизненном предназначении философии обсуждался еще в русской
философии в 20-ые годы XX века. Известный философ
И.А.Ильин в своей работе «Проблемы духовной культуры и религиозной философии»
отмечал по этому поводу: «Философия больше, чем жизнь: она есть завершение
жизни. Но жизнь первее философии: она есть ее источник и предмет» [3]. Его мнение
разделяет и философ М.М.Рубинштейн, говоря, что «Знание философское не может не
быть действенным; оно должно твориться ради правды, правды широкой,
правды-истины, правды-справедливости и правды живой полноты смысла» [4]. Восстановление
утраченной связи между поколениями на основе духовной преемственности
ценностей, установок, убеждений предыдущих поколений, что, собственно, должно
стать миссией обществоведа-философа. В случае же реализации философии как
инструмента для осуществления узкопрофессиональных идей возникает опасность
формирования «одномерного человека» (Т.Маркузе). По уровню философской культуры
общества можно судить о степени гуманизации общества в целом и перспективах его
духовного развития. Вместе с тем, философы не должны замыкаться в рамках своих
проблем, и заниматься «философствованием для философии». С другой стороны,
формирование будущего профессионала должно учитывать необходимость формирования
у него широкого философского мировоззрения. По поводу последнего А.Шопенгауэр в
свое время писал: «… науки достигли такого широкого объема, что тот, кто хотел
бы в них что-нибудь сделать, должен заниматься только вполне специальною
отраслью, не заботясь обо всех прочих. Тогда он по своей специальности, хотя и
будет стоять выше профана, но во всем остальном будет таким же профаном.» [5].
Узконаправленного специалиста Шопенгауэр сравнивает с человеком, который живет
в собственном доме и никуда из него не выходит. «… истинное, гуманное
образование, по его мнению, требует непременно многостороннего взгляда…,
«всестороннего знания» [5].
Теоретическая
философия (онтология, гносеология, философская антропология, философия науки)
призвана вооружить будущего специалиста целостной картиной мира, методологией
научного поиска. Социальная философия формирует представление об обществе,
закономерностях и факторах его развития, позволяет прогнозировать его будущее в
самых общих чертах. Наиболее востребованной ныне является философия человека с
ее экзистенциальными проблемами: смысла жизни, свободы и необходимости,
ценностных ориентиров человеческой деятельности. Эти вопросы глубоко
затрагивают личностное бытие человека в мире, приводят его к поиску путей
максимальной самореализации. В противном случае молодой человек будет искать высшие ценности в духовно-эзотерических,
религиозных сферах или откровенно мистических практиках. За много веков
существования философия не утратила своего истинного предназначения: служить
мудрости, обучать искусству правильной жизни. Современный итальянский философ
Н.Аббаньяно пишет по этому поводу: «В любом случае мудрость не может оставаться
замкнутой в несгораемых шкафах старых и новых теорий, доступных только немногим
посвященным… Мудрость существует для жизни, и она должна быть включена в жизнь
и использована в ней» [6]. Философия не может быть субъектом и носителем
философской культуры должен быть социальный субъект как таковой.
Формирование философской культуры в современных
условиях требует больших изменений, которые затрагивают как предмет и структуру
самого философского знания, так и средства и подходы к его овладению. Одно,
несомненно – философия никоим образом не теряет своей актуальности. Она
востребована обществом и его членами так же как сотни и тысячи лет тому назад.
Это подтверждают социологи, которые отмечают, что философские произведения востребованы и расходятся не менее, чем
произведения художественной литературы. Это часто бывало симптомом больших
социальных перемен.
Литература:
1.
А.Л. Калашян. Оправдание философии, или Философская истина и псевдофилософская
ложь./Вопросы философии. 2011, №5. – С.99.
2.
Н.И.Цветкова. Проблема формирования философской культуры как задача
современного образования. – Инновации и традиции.- Сборник материалов
конференции. Серия «Symposium», Вып. 29. СПб:
Санкт-Петербургское философское общество, 2003. – С.235.
3.
И.А.Ильин. Философия и жизнь./На переломе. – Философские дискуссии 20-х годов:
Философия и мировоззрение/ Сост. П.В.Алексеев. – М.: Политиздат, 1990. – С.46.
4.
М.М.Рубинштейн. Жизнепонимание – центральная задача философии./На переломе. –
Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. /Сост.
П.В.Алексеев. – М.: Политиздат, 1990. – С.62-63.
5.
Артур Шопенгауэр. Афоризмы и максимы. – Ленинград: ЛГУ, 1991. – С.287.
6. Аббаньяно Никола. Мудрость жизни/ Всемирная философия XX века. – Минск : Харвест, 2004. – С.71.