Ухов А.С.
Институт химических технологий, Украина (г. Рубежное)
Экзистенциализм в неопатристическом синтезе
Идея экзистенциализма (от лат. existentia – существование, бытие) появилась на философском поле
впервые в трудах Керкегора: «Есть вещь, не поддающаяся мышлению, и это –
существование», пишет Керкегор. «Любовь означает открытую экзистенцию или то,
что составляет целое жизни, саму жизнь как синтез бесконечного и конечного… Но
что такое экзистенция? То самое дитя, плод бесконечного и конечного, вечного и
временного, и потому постоянно к чему-то устремленное» [1, с.149]. Затем
экзистенциализм стал важнейшим понятием современности, повернувшим учение о
человеке и все, связанное с этим учением, вглубь самого человека, его
фундаментальной онтологии или «свойственной природе человека» метафизики [5,
с.1].
Богословское осмысление термина
«existentia» вполне приемлемо, поскольку Бог обнаруживает Себя в энергиях,
восприятие которых возможно человеку в его истинном онтологическом бытии,
свободном от искажений падшего естества, поставивших мысль человека вне своего
главного Предмета - Творца. Поэтому аскетическое хранение от помыслов,
разделяющих тварь от Творца, и восхождение к чистой молитве как бытийному
со-пребыванию с Богом, и есть те экзистенциальные факторы обожения, о чем
преподобный Силуан Афонский написал: «Господь дает душе разум познавать Его
пришествие… Опытом это познается; а кто не имеет опыта, того враги легко
обманывают». Предпосылки обожения заложены в самой природе человека сообщением
ему от Духа Божия божественного дыхания, а осуществляются они личными усилиями
человека, ибо «подобие Божие в человеке есть свободное осуществление человеком
своего образа» [2, с.289]. При этом истинным опытом обожения является опыт,
превосходящий всякие чувственные привязанности, «изгоняющий ум из тварного
бытия сущих, укрепляющий и как бы побуждающий к непреложности … ведение нашего
естества» [3, с.107].
Впервые идею о том, что богословие должно
стать экзистенциальным выдвинул протоиерей Георгий Флоровский в 1936 году на
православном конгрессе в Афинах. Актуальность подобной идеи диктовалось тем,
что богословие в 20-м веке должно отвечать на вопросы конкретности. Оно должно
перестать быть некоей академической наукой, которая доступна лишь нескольким
узким профессиональным богословам в узкой среде. Другими словами – богословие в
массы. Поэтому призыв Флоровского, за которым последовали многие богословы,
состоял в том, что богословие нужно соединить с практикой. «Примером такого
соединения и была как раз классическая патристика, когда великие отцы церкви
предложили интеллектуальный богословский синтез на основе своего молитвенного
опыта. Опыта, который исходил не из философских абстракций, а был, почерпнут из
области их жизни. Произведения святых Отцов не были написаны случайно. Они были
написаны для людей, потому что христианство находилось в тяжелом состоянии:
среди врагов, язычников, среди культуры, которая по своей сути не являлась
христианской» [4]. Церковь 20-го и 21-го веков находится в похожем состоянии и
поэтому актуальность данного вопроса не подлежит сомнению.
В целом же магистральная логика
современного православного богословия заключается в его развитии как целостного
единства направлений неопатристического объективного идеализма,
неопатристического экзистенциализма и неопатристического синтетической
теологии. Для них в целом характерно постепенное преодоление чисто религиозного
мировоззрения и более широкое использование достижений и методов философского
мышления в богословии. При этом, наряду с тенденцией к мистической эмпиризации
православной теологии и ее учений богопознания, происходит их модернизация и
поиск новых форм взаимодействия содержания церковной доктрины и духовной
практики с новейшими подходами, используемыми в современной христианской
теологии, пусть даже в ущерб для классического богословия.
В то же время остаётся открытым вопрос о
том, в какой мере неопатристический синтез в целом и экзистенциальное
богословие в частности выполнило поставленные им задачи. Перестало ли
богословие быть академической наукой? Произошло ли объеденение умозрительного
богословия с практикой? Разве литургическая и интеллектуальная жизнь церкви без
неопатристического синтеза и экзистенциального богословия не объединяла теорию
и практику?
Неопатристический синтез, о котором мечтал
о. Георгий Флоровский, все еще не реализован. И даже неизвестно, будет ли это
достигнуто в будущем. Однако, как нам кажется, опыт синтеза богословского и
философского языков, попытки богословского осмысления философских проблем
сыграют немаловажную роль в дальнейшем становлении христианской теологии.
Литература
1. Керкегор Сёрен. Повторение / Пер. П.Г. Ганзена,
комм. Д.А. Лунгиной. – М.: Лабиринт, 1997.
2. Киприан
(Керн). Антропология святителя Григория Паламы / Вступ. ст. А.И.Сидорова. – М.:
Паломник, 1996.
3. Максим Исповедник. Творения. Кн. II // Пер. и комм.
С.Л. Епифановича, А.И. Сидорова. – М.: Мартис, 1993.
4. Нестерук А.В. Неопатристический синтез. – URL: http://pravkniga.ru/intlibs.html?id=705.
5. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. Пер. с
нем. / Перевод, послесловие О.В. Никифорова. – М.: Логос, 1997.