К.ф.н. Фалеев А.Н.
Московский архитектурный
институт (Государственная академия), Россия
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗВЕНО
Нынешний мир вступил в особую
эру своего существования, в период нарастающих экономических, социальных,
культурных перемен невиданного прежде размаха и интенсивности. Важнейшими
«орудиями» изменения социокультурной действительности становятся новейшие информационные
технологии, постоянно обновляющиеся средства передачи и хранения информации,
которые позволяя обеспечивать свободное распространение знаний, заставляют
по-новому подходить к осмыслению окружающего мира.
Репрезентативную для
современного мира ситуацию можно охарактеризовать как постмодернистскую, тем
самым, признавая, что в основе адекватного сегодняшнему дню мировоззрения лежат
процессы всеохватывающей информации и стремление преодолеть тенденции жесткой
унификации и единообразия, доставшиеся в наследство от прошлой эпохи.
Одним из методологических
принципов постмодернистской ситуации является диалогизм, ценность которого
заключается в учете различных уже имеющихся концепций при условии
неограниченного прибавления к ним новых, в активном поиске взаимопонимания
между различными подходами, взаимодействующих один с другим при рассмотрении
одной и той же проблемы. Важно то, что никто не считает свою точку зрения по
тому или иному вопросу единственно верной и правильной, они различны и ни одна
из них не претендует на абсолютность. Но в совокупности они, как
взаимодополняющие друг друга, образуют нечто, что необходимо человеку для того,
чтобы постичь место и смысл своего присутствия в мире, как целом.
Диалогизм дает возможность не
только «интегрировать» несхожие позиции между собой, согласовывая различные
«проекции», «фрагменты», «информационно-смысловые срезы» в целое, но и
позволяет выявить два, органически связанных друг с другом, важнейших требования, предъявляемых к
современному образованию в соответствии с особенностями информационного
общества. Это – 1. требование гуманизации - ориентации образования на видение
процесса обучения как процесса становления и развития творческой личности, и 2.
гуманитаризации - формирования личностных убеждений, жизненной позиции
индивида, уважения иных миров человеческой культуры.
1.Сегодня развитие общества
напрямую становится зависимым от раскрытия творческого потенциала каждой
личности, ибо на более высокой ступени развития сможет находиться то общество,
которое наравне с другими показателями характеризуется высоким уровнем
самостоятельности своих членов, развития их способности к
самосовершенствованию, самообучению и самовоспитанию. В наши дни только
свободно, творчески мыслящие индивиды, обладающие правом и умением
самостоятельно решать сложные проблемы, смогут стать подлинными субъектами
социально-исторического развития в условиях постоянного обновления
информационных сетей и технологий, средств коммуникаций радикально изменяющих
всю социокультурную среду, в которой осуществляется человеческая
жизнедеятельность.
Наибольшую эффективность в
воспитании творческой личности в рамках новых педагогических технологий могут
дать различные эвристические методы, но, прежде всего, и, главным образом,
метод диалога, превращающий учительский монолог в диалоговое общение, в котором
не только зримо виден процесс рождения мысли, но и формируется творческое
мышление у подрастающего поколения.
Воспитание творчески мыслящей личности,
способной стать подлинным субъектом постоянно обновляющегося общества
может быть осуществлено лишь в рамках гуманной, всемерно поощряющей творческую
самостоятельность и поиск педагогики сотрудничества. Именно она, как законная наследница идей великих педагогов и
просветителей прошлого, постулаты которой опираются на прочный фундамент
гуманистической традиции, могла бы поднять уровень отношений между
преподавателем и его учениками до
степени партнерства, предполагающего решительный и безоговорочный отказ от
авторитарного мышления и авторитарных методов обучения.
В этой связи хотелось бы обратиться к
сформулированному американским философом – гуманистом Р. Эмерсоном принципу
«доверия к себе», в котором содержится призыв к человеку перейти от состояния
пассивного потребителя духовных ценностей к их продуктивному творчеству, к
активному самоутверждению, к развитию богатства собственной природы. Внушая ему
веру в себя и призывая к неустанной работе над собой, принцип «доверия к себе»
делает человека, раз и навсегда, ответственным за свое внутреннее бытие. Говоря о возможности делать всё, что
повышает человеческую значимость и
ценность, он снимает многообразные запреты и ограничения на пути к
обнаружению и полному развитию
сущностных сил и творческих способностей человека. При этом он не только позволяет нейтрализовать авторитарную силу догматических концепций и
создавать «поля», требующие новой застройки, но и, в полной мере, дает человеку
санкцию на духовную самостоятельность. Присущую данному принципу заявку на «собственный мир» для себя можно рассматривать, как требование не вычитанного, а пережитого и выстраданного
личностного мировоззрения, способного согласовывать сокровенные, внутренние
императивы с внешними условиями и требованиями среды.
Как представляется, этого можно добиться,
во-первых, за счет увеличения времени на
историко-философский курс, ибо история философии, как рассмотрение
«вечных» философских проблем в их историческом развитии, представляет собой
единственную и, в своем роде, незаменимую школу творческого, антидогматического
мышления; во – вторых, идя на расширение самостоятельности преподавателей и
студентов. Преподаватель должен иметь
право на личную позицию и творческий эксперимент, а студент – отстаивать
собственную, а не книжную точку зрения перед лицом преподавательского
авторитета; в – третьих, культивируя в
процессе обучения не механическую эклектику, а диалогизм и взаимодействие
различных учений в рассмотрении конкретных проблем; в – четвертых, исходить из
принципа целостности человеческой культуры и истории, стремиться к их
«голографическому» постижению, используя для этого историко-философский
контекст и «картину мира».
2.Вторым ведущим требованием к
развитию современной системы образования является гуманитаризация, которая
невозможна без обращения к этическому содержанию всех без исключения
гуманитарных предметов (как в школе, так и в вузе), без конкретного наполнения
содержания образования этическими знаниями.
Важность именно такого
понимания гуманитаризации образования четко просматривается на примере
преподавания такой вузовской дисциплины, как философия, учебный курс которой
долгое время оставался по своему содержанию дегуманизированным в силу того, что
в нем доминировала гносеологическая проблематика, а вопросы антропологии и
аксиологии были представлены крайне
мало. В конечном счете, из виду упускалась сама сущность этой дисциплины,
поскольку любая философия имеет нравственный характер, и, когда она перестает
быть моральной, она перестает быть философией, помогающей в формировании
личностных убеждений и жизненной позиции.
Такое видение проблемы
предполагает, что положение - этика как неотъемлемая часть философии, служащая
ее «софийным ядром» - имеет силу не только по отношению к философии, но и к
любому другому предмету гуманитарного цикла. Именно поэтому в современных
условиях задача гуманитаризации образования встает как задача насыщения и обогащения учебных дисциплин ценностным
содержанием, причем это невозможно сделать без обращения к этике, что предполагает, во-первых, преподавание
специального курса этики, а, во-вторых, широкое включение в содержание всех без
исключения гуманитарных дисциплин этических знаний.
Было бы серьезной ошибкой
полагать, что посредством имеющихся учебных программ по этике, благодаря их
механическому включению в учебные планы школ и вузов будут достигнуты желаемые
результаты. «Вечные» не только российской, но и зарубежной этики болезни «в
лице» абстрактного теоретизирования и плоского морализаторства и по сию пору
остаются не преодоленными. В то же время бесперспективно ждать, когда этика
будет теоретически готова к тому, чтобы предстать в виде целостного,
завершенного, логически отработанного учебного предмета. Всегда теоретическая
работа и поиски по совершенствованию учебного курса оказываются неразрывно
связанными – в этом отличительная черта всех гуманитарных дисциплин, ибо в этой
области знания преподавание есть самый краткий путь к практике.
И, заключая, следует
подчеркнуть, что кардинальные трансформации современного образовательного
процесса предполагают не равнодушие и отчуждение друг к другу философского,
педагогического, психологического знания, а ситуацию их активного контакта,
диалога, взаимодействия. Способствовать упрочению такого положения дел в
современных исследованиях, касающихся образовательной проблематики информационного
общества – актуальная методологическая задача наших дней.